Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Анализ

 по итогам Всероссийских проверочных работ в 2020 году 

 и  в разрезе 3-х лет

Цель Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки ведения Федерального государственного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

ВПР не является государственной итоговой аттестацией. ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам.

Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания соответствующего предмета в школе.

Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Положением   МБОУ Целинная СОШ   и системой оценивания их результатов

Анализ ВПР в 5 классе, по программе  4 класса.

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Математика

8

0

2

5

1

87

25

3,1

Окружающий мир

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Русский язык

Работу по русскому языку выполняли  9 человек (69% уч.).

Основным заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стал диктант. Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка. 

 Максимальный балл, который можно получить за всю работу-38. Высокий  балл – не набрал ни один обучающийся), минимальный балл- 3 б (1 обучающихся)

 

Сравнение годовых оценок и оценок за ВПР

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

55%

Подтвердили оценку

4

45%

Повысили оценку

-

-

Всего

9

100%

Вывод:   Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков  в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, имени существительного;
  • Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму;;

В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять наличие в словах изученных орфограмм;

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять основную мысль текста ;
  • умение составлять план текста ;
  • анализировать текст, использовать информацию для практического применения;
  • умение владеть нормами речевого поведения.

Рекомендации:

  • отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
  • продумать работу с различными источниками информации.
  • обратить внимание на работу с информационными текстами.
  • методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы и т. п.
  • формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
  • организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.
  • выстроить  работу  на уроках развития речи  по составлению и записи текстов, направленных на знание  норм речевого этикета с учетом орфографических  и пунктуационных правил русского языка. 
  • продумать перечень творческих домашних заданий.
  • Работать над определением главной мысли текста

 

Математика

Работу по математике выполняли 8 человек (61%)

Работа  по математике содержит 12 заданий. 

Максимальный балл, который можно получить за всю работу-20. Высокий  балл –не набрал ни один обучающийся, низкий балл- 3 б набрал 1 ученик.

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Ср. Оц.

Математика

8

0

2

5

1

87

25

3,1

 

 

 

 

 

 

  Соответствие аттестационных и  отметок ПО впр

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

2

25

Подтвердили оценку

 5

63

Повысили оценку

1

 12

Всего

 8

100

 

 Выводы: По итогам проверочной работы выявлена объективная индивидуальная оценка учебных достижений каждого обучающегося за прошлый год, выяснены причины потери знаний, намечены меры по устранению выявленных пробелов.

У некоторых учащихся хорошо развиты умения: решать задачи на покупки; решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; работать с таблицами и диаграммами; представлять и анализировать данные.

Результаты проверочной работы показали наличие ряда проблем в математической подготовке учащихся, в том числе:  низкий  уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; слабое развитие навыков проведения логических рассуждений; недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи.

 

Рекомендации: Продолжить работу по формированию устойчивых вычислительных навыков у учащихся. Проводить устную работу на уроках с повторением действий с числами с целью закрепления вычислительных навыков. Усилить практическую направленность обучения, включая соответствующие задания на графики и таблицы. Уделять на каждом уроке больше времени на развитие логического мышления и решению текстовых задач с построением математических моделей реальных ситуаций. Усилить теоретическую подготовку учащихся 5 класса. Разработать индивидуальные маршруты для отдельных обучающихся. С мотивированными учащимися проводить разбор методов  решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах. Особое внимание следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих умение читать и верно понимать условие задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования.

Окружающий мир

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Окружающий мир

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Работу по окружающему миру выполняли 9 человек.

Работа  по окружающему миру содержит 10 заданий. 

Максимальный балл, который можно получить за всю работу-32.

Высокий  балл –  не набрали обучающиеся, низкий балл –2 б набрал 1 ученик.

 

 

  Соответствие годовых и проверочных отметок

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

7

78

Подтвердили оценку

 2

22

Повысили оценку

0

0

Всего

9

100

Выводы:

Учащиеся хорошо справились с заданиями на использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; Наибольшую сложность вызвали задания на умение определять территорию, континент на географической карте, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, указать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона. сформированность уважительного отношения к родному краю.

 

Рекомендации:

  1. Усилить внимание формированию следующих умений: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаково­символических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
  2. В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
  3. В рабочей программе по окружающему миру уделить большее количество времени на формирование страноведческих и краеведческих знаний, а также умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
  4. Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру проведение контрольных работ, близких к текстам ВПР, с целью определения направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению программы.
  5. Учителям – предметникам составить план работы с учащимися, получившими «2» по  предмету.
  6. Классным руководителям взять под личный контроль реализации плана работы с обучающимися, получившим «2» по двум и более предметам:

 

 

Сравнительный анализ результатов ВПР за 3 лет

 

 

 

 

 

 

 

год

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

2018

13

92

38

1

13

92

54

1

13

100

92

0

2019

16

86

50

2

16

94

75

1

13

93

81

1

2020

9

67

0

3

8

87

25

3

9

0

13

3

 

Как видно из вышеприведенных диаграмм, успеваемость и качество знаний по предметам стали ниже.  Одной из значительных причин снижения – дистанционное обучение, к которому технически не были готовы многие семьи обучающихся.

 

Общие выводы: для улучшения качества образования в 4-х классах необходимо учесть следующие рекомендации:

- рассмотреть результаты ВПР на заседании ШМО;

Отрабатывать навыки таких умений, как:

-умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

-умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;

-тщательно проанализировать количественные и качественные результаты ВПР по математике каждым учителем начальных классов, выявить проблемные зоны для отдельных классов и отдельных обучающихся;

- продолжить работу по повышению качества знаний по математике и повышению мотивации учащихся к изучению предмета;

- на уроках окружающего мира уделять внимание заданиям, требующим логических рассуждений;

- проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты);

научить учеников умению работать (анализировать, классифицировать по признакам, обобщать) по готовой модели.

Анализ ВПР в 6 классе, по программе 5 класса.

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

11

1

2

4

4

63

27

 3

Математика

10

1

2

5

1

90

30

3

История

12

1

5

4

2

86

50

3,4

Биология

12

0

4

6

2

83

33

3

Русский язык:

Всего участникам предстояло выполнить 12 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.

Максимальный балл за работу: 45

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классам – 34 б (1 обучающихся), минимальный – 8 и 9  б (4 обучающихся)

 

Общие результаты выполнения:

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

12

0

2

8

2

83

13

 3

              Соответствие  годовой   и   отметки  за проверочную работу

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

41,6

Подтвердили оценку

7

58,4

Повысили оценку

-

-

Всего

11

100

Выводы:  Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков, пробелов в подготовке по русскому языку: умение проводить фонетический разбор слова, распознавать простые предложения с обращением и однородными членами, определять лексическое значение слова, выделять основную мысль текста.

  1. В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов: умение определять наличие в словах изученных орфограмм.
  2. Следует включить в работу некоторые пункты: продолжить работу над разборами слов (1,2,3,4); анализом текстов;
  3. Выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка.

Рекомендации: усилить работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, это даст стабильность и системность; грамотно строить методическую работу по предупреждению ошибок- графических, орфографических; уделять особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем, предусмотренных образовательной программой

Математика:

Всего участникам предстояло выполнить 14 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.

Максимальный балл за работу:20

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 16б (2 обучающихся), минимальный – 3 б (2обучающихся)

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Математика

12

0

2

8

2

83

17

3

   

Соответствие годовых отметок и  за выполнение проверочной работе 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

35,7

Потвердили оценку

7

64,3

Повысили оценку

-

 

Всего

10

100

 

Выводы: По итогам проверочной работы выявлена объективная индивидуальная оценка учебных достижений каждого обучающегося за прошлый год, выяснены причины потери знаний, намечены меры по устранению выявленных пробелов.

У некоторых учащихся хорошо развиты умения: находить часть числа и число по его части; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира; извлекать информацию, представленную в таблицах и диаграммах; сравнивать обыкновенные дроби; умение находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами, содержащего скобки.

Вызвали затруднения логические задачи, текстовые задачи на проценты, умение применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических, неправильно использовали свойства чисел  и правила действий со смешанными числами при выполнении вычислений.

Рекомендации: По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся. Сформировать  план индивидуальной работы с учащимися слабомотивированными на учебную деятельность. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную), рассматривая два способа решения задач. Совершенствование умений  владения навыками письменных вычислений. Вести работу с одаренными детьми – решение задач повышенной трудности, где требуется проводить логические обоснования, доказательство математических утверждений

Биология:

Всего участникам предстояло выполнить 10 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.

Максимальный балл за работу:29

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 27 и 26 б (2 обучающихся), минимальный – 10 б (1 обучающийся)

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Биология

12

0

4

6

2

83

33

3

 

 

  Соответствие годовой отметки и полученной за проверочную работу  

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

4

 33

Подтвердили оценку

7

58

Повысили оценку

1

9

Всего

12

100

 

Выводы:

Обучающиеся 6   класса в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.

На высоком уровне у учащихся сформированы умения:

- знание о живой природе, закономерностях её развития

- умеют применять знаки и символы о жизнедеятельности цветковых растений

Типичные ошибки:

- Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий;

- Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений;

- Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы;

- Среды жизни;

- Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Причины:

- Не умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- Не умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- Не умение формирования первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- Не умение формирования основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Рекомендуется:

- по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;

- организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;

- организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;

История:

Всего участникам предстояло выполнить 8 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.

Максимальный балл за работу: 15

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 14б (1 обучающийся), минимальный – 2 б (2 обучающихся)

Общие результаты выполнения:

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

История

12

1

5

4

2

86

50

3,4

 

 

 

  Соответствие годовой  отметки и полученной на проверочной работе

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

3

25

Подтвердили оценку

 8

66

Повысили оценку

1

9

Всего

12

100

Выводы: УУД сформированы на базовом уровне.

Слабые результаты обучающиеся продемонстрировали в задание 8. В этом задание рассматриваются вопросы истории региона, реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.

 

 

 

6 класс. по программе 5 кл

год

Русский язык

Математика

Биология

История

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

2018

11

63

27

1

10

90

30

1

12

83

33

2

12

86

50

2

2019

15

63

27

6

15

79

44

7

15

60

20

6

12

75

25

3,5

2020

9

65

13

11

12

92

17

2

12

92

17

6

12

75

25

2

Одной из причин пониженного результата является наличие в работе заданий по краеведению, в то время как в рабочей программе отсутствует такой раздел. В частности, в 5 классе при изучении истории Древнего мира нет причин обращаться к истории края в рамках заданий ВПР в связи с несовпадением хронологических рамок (Знаменитые личности, значимые события).

Рекомендации:

С целью ликвидировать пробелы в знаниях и умениях следует больше внимания на уроках уделять краеведческому материалу не только в рамках Древнего мира, а в более широких временных рамках, работе с историческими терминами, работе с картами.

 

Сравнительный анализ результатов ВПР за  три  года

Русский язык, математика, биология  результаты ВПР за 3 года

 

Как видно из вышеприведенных диаграмм,  в целом оказались ниже, чем за предыдущие годы.     Одной из значительных причин снижения – дистанционное обучение, к которому технически не были готовы многие семьи обучающихся.

Рекомендации по повышению уровня знаний учащихся:

 

  • рассмотреть и провести детальный анализ количественных и качественных результатов ВПР на заседаниях МО;
  • учителям использовать результаты анализа ВПР для коррекции знаний учащихся по ряду предметов, а также для совершенствования методики преподавания учебных предметов для создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • учителям-предметникам  провести совместные заседания по вопросу разработок заданий, направленных на отработку у обучающихся необходимых навыков при выполнении выше обозначенных заданий, а также других заданий, которые вызывают затруднения;
  • учителям – предметникам составить план индивидуальной работы с обучающимися, получившими неудовлетворительные оценки по предмету;
  • классным руководителям взять под личный контроль реализации плана работы с обучающимися, получившим «2» по двум и более предметам:

 

Планируемые мероприятия по совершенствованию умений и повышению результативности работы школы

1. Тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР каждым учителем, выявление проблем отдельных обучающихся.

2. Планирование коррекционной работы с учащимися, не справившимися с ВПР.

3. Корректировка содержания урочных занятий, отработка программного материала, вызвавшего наибольшие затруднения у обучающихся.

4. Внутришкольный мониторинг учебных достижений обучающихся.

5. Своевременное информирование родителей о результатах ВПР, текущих образовательных достижениях учащихся

 

Нормативная база по ВПР

2020 - 2021

Документы Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

  • Приказ Рособрнадзора от 11.02.2021 № 119 "О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году"(скачать)
  • Письмо Рособрнадзора от 04.09.2020 № 13-444 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письмам Рособрнадзора от 22.05.2020 №14-12, от 05.08.2020 № 13-404" (скачать
  • Письмо Рособрнадзора от 05.08.2020 № 13-404 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письму Рособрнадзора от 22.05.2020 №14-12" (скачать
  • Приказ Рособрнадзора от 05.08.2020 № 821 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2019 г. № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году»(скачать)
  • Письмо Рособрнадзора от 22.05.2020 № 14-12 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года" (скачать)

Утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзора) от 05.08.2020 № 821 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27.12.2019 № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году», 

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ (ВПР). ВПР пройдут для учащихся 5-9 классов по программе предыдущего года обучения с 14 сентября по 12 октября 2020г.
Для 5-8 классов проверочные работы являются обязательными. Варианты контрольных измерительных материалов формируются для каждой школы индивидуально из банка заданий ВПР.

 

Приказ о проведении ВПР

Регламент ВПР осень 2022 г.

Рекомендации обучающимся

 

Рекомендации родителям