Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Диагностика функциональной грамотности.

 

Аналитическая справка по  результатам исследования уровня

функциональнойграмотностиобучающихся 8 и 9 классов

МБОУ Целинная СОШ в 2021 – 2022 учебном году

 

Определения

Функциональная грамотность(ФГ) -способностьчеловека вступать в отношенияс внешней средой имаксимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней. В отличие от элементарной грамотностикак способностиличности читать, понимать, составлять короткие тексты иосуществлятьпростейшие арифметические действия, ФГ естьуровень знаний,уменийи навыков, обеспечивающийнормальноефункционирование личностив системе социальныхотношений, который считается минимальнонеобходимым для осуществления жизнедеятельности личности вконкретнойкультурной среде1.

Читательскаяграмотность(ЧГ) −способностьчеловека понимать, использовать, оцениватьтексты, размышлятьо нихизаниматься чтением для того,чтобы достигать своихцелей, расширятьсвои знанияи возможности,участвоватьв социальной жизни2. Естественно-научнаяграмотность(ЕГ) – это способность человеказанимать активную гражданскую позициюпо вопросам, связанным сестественными науками, иегоготовностьинтересоваться естественнонаучными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремитсяучаствоватьв аргументированном обсуждениипроблем, относящихся к естественным наукам итехнологиям, что требует отнего следующихкомпетенций:научно объяснять явления, оцениватьи планировать научныеисследования, научно интерпретироватьданныеи доказательства.

Математическаяграмотность(МГ) – это способностьиндивидуума проводить математические рассуждения иформулировать, применять,интерпретировать математику для решения проблем в разнообразныхконтекстахреального мира3.

 

1. Общая характеристика диагностическойработыврамках исследования уровня функциональнойграмотностиучащихся 8и9 классов

Исследованиеуровняфункциональнойграмотностиобучающихся8и9классов общеобразовательныхорганизаций Иркутской области   прошливноябре 2021годавсоответствиисписьмомМинистерства образования Иркутской области №02-55-100771/21 сиспользованиеминструментарияэлектронногобанкатренировочных заданий Российскойэлектронной школы (РЭШ).

Цель     проведенияДР         пофункциональной    грамотности    –    оценить    уровень сформированности       у      учащихся      читательской      грамотности(далее      –      ЧГ), естественнонаучнойграмотности(далее–ЕГ)иматематическойграмотности(далее– МГ) как составляющих функциональной грамотности(далее– ФГ).

МетодологическойосновойразработкизаданийдляформированияиоценкиЧГ,ЕГи МГвыбранаконцепция современногомеждународногоисследованияPISA(Programmefor International Students Assessment).

Диагностика      функциональной     грамотности     связана     с     выявлением    уровня сформированностикомпетенций,какспособностимобилизоватьзнания,умения, отношенияиценностиприрешениипрактическихзадач;проявлятьрефлексивныйподход кпроцессуобученияиобеспечиватьвозможностьвзаимодействоватьидействоватьв различныхжизненныхситуациях,вырабатываяосознаннуюстратегиюповедения.Для формированияиоценкикаждоговидафункциональнойграмотностииспользовался задачныйподход.ОсобенностьзаданийФГ–ихмногофакторностьикомплексный характер.

Основойдляразработкизаданийявлялисьразличныеситуацииреальнойжизни,как правило,близкиеипонятныеобучающимсяитребовавшиеотнихосознанноговыбора

 

1

 

моделиповедения.Заданиявключаливсебяописаниеситуации,представленной,как правило,впроблемномключеимоглисодержатьтекст,графики,таблицы,атакже совокупностьвзаимосвязанныхфакторовиявлений,характеризующихопределенный этап,периодилисобытие.Контекстпроблемнойситуациимотивировалобучающихсяна выполнение                нескольких                         взаимосвязанных                             вопросов-задач,     объединённых    общей содержательнойидеей.Вбольшинствеслучаеводнозадание,описывающеепроблемную ситуацию,содержалодве-три-четыреиболеезадач.Каждаязадачавструктуре комплексногозадания–этозаконченныйэлемент,которыйклассифицируетсяпо несколькимкатегориям:компетенция,типзнания,контекст,когнитивныйуровень.Их последовательноевыполнениеспособствовалотому,что,двигаясьотзадачикзадаче, обучающиесяпогружалисьвситуациюиприобреталикакновыезнания,таки функциональныенавыки.

Содержательные области, представленные в задачахпо направлениям функциональной грамотности,показаны в таблице 1.

Таблица 1 Содержательные области оценки

ЕГ

МГ

ЧГ

Живые системы

Количество

Работа

физические системы

Пространство и форма

Здоровье

-

Изменение и зависимости

-

-

Неопределенность иданные

-

 

Длязаданийповсемвидамграмотностибылиопределеныуровнисложности познавательныхдействий. Выделены следующие познавательныеуровни:

Высокий.Анализироватьсложнуюинформациюилиданные,обобщатьилиоценивать доказательства,обосновывать,формулироватьвыводы,учитываяразныеисточники информации,разрабатыватьпланилипоследовательностьшагов,ведущихкрешению проблемы.

Средний.Использоватьиприменятьпонятийноезнаниедляописанияилиобъяснения явлений,выбиратьсоответствующиепроцедуры,предполагающиедвашагаилиболее, интерпретироватьилииспользовать простые наборы данныхв виде таблиц или графиков.•Низкий.Выполнятьодношаговуюпроцедуру,например,распознаватьфакты,термины, принципыилипонятия,илинайтиединственнуюточку,содержащуюинформацию,на графике илив таблице.

Повсемнаправлениямфункциональнойграмотности,взаданияхДРпреобладают низкий исреднийуровнисложности.

Таблица2Распределениезаданий по уровням сложности

Уровень сложности

ЕГ

МГ

ЧГ

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

Низкий

5

5

5

4

6

6

Средний

8

7

2

3

7

9

Высокий

3

4

2

2

3

2

Всего

16

16

9

9

16

17

 

Для оценивания результатов выполненияработы использовался общийбалл по каждомунаправлению функциональной грамотности. А на основесуммарного балла, полученногоучастникамиДР за выполнение всехзаданий, определялсяуровень сформированности функциональной грамотности покаждомунаправлению. Выделено пятьуровнейсформированностифункциональнойграмотности: недостаточный, низкий, средний, повышенныйи высокий.

 

 

 

2

 

ВпредставленноманализевыявленияуровнейсформированностиФГпредложены следующие                         показатели:      процент      сформированности      уровней     функциональной грамотностипо каждомунаправлению.

2. Читательская грамотность

2.1. Основныеподходы к моделированию заданий для оценки читательской грамотностиучащихся 8, 9 классов

Приразработкеинструментарияпонаправлениючитательскаяграмотность выдержанаследующаяидеология:читательскаяграмотность,проявляющаясявосознании непрерывных(сплошных)текстов–включаялитературныетексты–остаетсяценной,но приэтомсделанакцентнаоцениваниипониманияинформацииизмногочисленных разнообразных     текстовых      или                                других            источников,          что                      предусматривает сформированностьтакихумений,каканализ,синтез,интеграцияиинтерпретация информации,сравнениеинформации,полученнойизразныхисточников,оценка достоверноститекстов,интерпретацияиобобщениеинформацииизнескольких отличающихсяисточников.Актуализированаоценканавыковчтениясоставныхтекстов, структуракоторыхспецифичнапоспособупредъявленияинформациинаоснове тематического единства текстов разныхвидов.

Приводимвкраткомвидеобщуюклассификациютекстов,принятуювзаданияхпо ЧГзаоснову.Всвязисвключениемвизуальныхизображенийвтексты,ониделятсяна сплошныетексты(безизображений)инесплошныетексты(включающиевизуальные ряды,необходимыедляпониманиятекста,сбольшейилименьшейстепеньюслиянияс текстом).Вместестем,визуальныеизображениямогутбытьпредложеныдляанализакак источникинформации и отдельно, самостоятельно.

В     диагностической      работе      представлены     задачи     на     оценку     следующих компетентностныхобластей:

1. Найти и извлечь(информациюиз текста).

2. Интегрировать иинтерпретировать(информациюиз текста). 3. Осмыслить иоценить(информациюиз текста).

4. Использовать (информациюиз текста)

Распределение задач по компетентностным областям в диагностическойработе представлено в таблице 3.

Таблица3

Компетентная область

Количествозадач

8 класс

9 класс

Найти и извлечь

6 (37,5%)

5 (33%)

Интегрировать и интерпретировать

6 (37,5%)

8 (47%)

Осмыслить и оценить

1 (6%)

1 (6%)

Использовать

3 (19%)

3 (18%)

 

5. Выводы

Проведённый     анализ     результатов      исследования     уровня     сформированности функциональнойграмотностипотрёмнаправлениям(читательскаяграмотность, естественнонаучнаяграмотностьиматематическаяграмотность)уобучающихся8и9 классов позволяет сделатьследующие выводы:

−обучающихся8и9классов,участниковдиагностическойработыпофункциональной грамотности,столкнулисьструдностями,связаннымисновизнойформатаисодержания

 

 

7

 

задач,атакженедостаточнымопытомвыполнениязаданий,направленныхна формирование и оценкуФГ;

−привыполнениизаданийповсемвидамфункциональнойграмотностиобучающиеся показалинизкийуровеньсформированностиобщеучебныхумений,основнымизкоторых являетсяумениеработатьсинформацией,представленнойвразличнойформе(текстах, таблицах, диаграммах илирисунках);

−привыполнениизаданийпонаправлению«Читательскаяграмотность»затруднения вызываютзаданиярепродуктивногохарактера,вкоторыхпредлагаютсянесплошные тексты,аименно:найтиинформацию,даннуювявномвиде,соотнестиинформациюиз различныхисточниковиобъединитьеё,атакжезадания,вкоторыхнадовысказать собственное мнение, основываясь на прочитанном тексте, и на внетекстовыхзнаниях;

−таккакформатзаданийпонаправлению«Естественнонаучнаяграмотность»отличался отобычногоибылприближенкреальнойжизни,топривыполнениизаданийучастники ДР    столкнулись   с          трудностями,   которые                     свидетельствуют                         о     недостаточной практикоориентированностисодержания естественнонаучного образования;

 

−участникиДРпонаправлению«Математическаяграмотность»несмогливыйтиза пределыпривычныхдлянихучебныхситуацийиприменитьсвоизнаниядлярешения задач, включённыхв работу;

 

−причинынеоченьвысокихрезультатовпонаправлениямфункциональнойграмотности убольшинстваобучающихся8и9классов,участниковДР,могутбытьсвязаныстем,что впроцессеобученияшкольникипрактическинеимеютопытавыполнениязаданий междисциплинарногохарактера,аразвитиеобщеучебныхуменийосуществляется преимущественновграницахучебныхпредметов;обучающиесяредкооказываютсяв жизненныхситуациях(втомчислемоделируемыхвпроцессеобучения),вкоторыхим необходимо решатьсоциальные, научныеи личные задачи.

 

2.1. Результаты выполнения диагностическойработы по читательской грамотности обучающимися 8 и 9 классов

 

 

 

Естественнонаучная грамотность

  Основныеподходы к моделированию заданий для оценки естественнонаучная грамотностиучащихся 8, 9 классов

Инструментарийпонаправлению естественнонаучная грамотность разрабатывался на основе инструментария PISA, в котором определяют триосновныекомпетентностные области естественнонаучной грамотности:

- научное объяснение явлений;

-применение естественнонаучныхметодов исследования;

 

- интерпретация данныхииспользование научныхдоказательств дляполучения выводов. Каждая компетентностная область ЕГ характеризуется группойумений:

1. Интерпретацияданных ииспользование научных доказательств для получения выводов: преобразовать однуформупредставления данныхв другую; анализировать, интерпретироватьданныеи делатьсоответствующие выводы; отличать аргументы, которые основаны на научныхдоказательствах, отаргументов, основанных на других соображениях; оцениватьнаучные аргументы идоказательстваизразличныхисточников (например, газета, интернет, журналы);

 

2. Применениеметодов естественно-научного исследования: различатьвопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; оценить с научнойточкизрения предлагаемые способыизучения данного вопроса; описатьиоценитьспособы, которые используютучёные, чтобы обеспечитьнадёжность данныхидостоверностьобъяснений;

 

3. Научное объяснение явлений: вспомнитьи применитьсоответствующие естественнонаучные знания; распознавать,использоватьи создаватьобъяснительные модели ипредставления; предложить объяснительныегипотезы.

Распределение задач по компетентностным областям в диагностическойработе представлено в таблице 5.

Таблица5

 

Компетентная область

Количествозадач

8 класс

9 класс

Интерпретация данныхи использование научных доказательств дляполучения выводов

4 (27%)

4 (25%)

Применениеестественнонаучныхметодов исследования

6 (40%)

5 (31%)

 

Научное объяснение явлений

5 (33%)

7 (44%)

 

Уровеньсформированностиестественнонаучнойграмотностиуобучающихся8класса оценивалсявтрёхзаданиях–«Экстремальныепрофессии»,«Ресурсыиотходы», «Батарейки»,собщимколичествозадач–16.Дляобучающихся9классабыли предложены также три

задания–«Открытиевирусов»,«Выпечкахлеба»,«Какиешинылучше?»,собщим ичествомзадач – 16.

3.2. Результаты выполнения диагностическойработы по естественнонаучной грамотностиобучающимися 8 и 9 классов

 Вдиагностическойработепочитательскойграмотностипринялиучастие 5 обучающихся8классови5обучающихся9классов,чтосоставило26 % т общего                        количества                   обучающихся 8,9 классов общеобразовательных                 организаций соответственно.

Распределениерезультатовучастниковдиагностическойработыпоуровням сформированности читательскойграмотностипоказанов таблице.

Таблица4

 

Высокий

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

8 класс

0

0

0

0,75%

 0,25 %

 

9 класс

0

0

0,40%

0,40%

0,20%

 

Изтаблицывидно,чтопроцентвосьмиклассников,которыепоказаливысокийи повышенныйуровеньсформированностичитательскойграмотностиоченьнулевой– 0%.Атех,участниковДР,ктопоказалнизкийинедостаточныйуровни–большинство (77 %).

 

Приложение к анализу    по читательской грамотности 8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Следуетотметить,чтообучающиеся,показавшиенизкийинедостаточныйуровни привыполнениидиагностическойработыстолкнулисьструдностями,связаннымис новизнойформатаисодержаниязадач,атакженедостаточнымопытомвыполнения заданий,направленныхнаформированиеиоценкучитательскойграмотности,как направления функциональнойграмотности.

Такимобразом,этигруппыобучающихсяпродемонстрировалинедостаточный уровеньсформированностизнаний,уменийинавыков,обеспечивающихнормальное функционированиеличностивсистемесоциальныхотношений,которыйсчитается минимальнонеобходимымдляосуществленияжизнедеятельностиличностивконкретной культурнойсреде.

 

 

 

 

 

 

Приложение к анализу    по читательской грамотности 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Математическаяграмотность

3.1. Характеристика диагностического инструментария исследования уровня математическойграмотности учащихся 8 и 9 классов

 

Математическоесодержание заданий, включённыхв инструментарийДР по математической грамотности, представлено в четырёхкатегориях:

- изменение и зависимости – задания, связанныесматематическим описанием зависимостимеждупеременными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

- пространство и форма – задания, относящиеся кпространственными плоским геометрическим формам иотношениям, т.е. геометрическомуматериалу;

- количество – задания, связанные счисламииотношениямимеждуними, в программах материал чаще всего относится ккурсуарифметики;

- неопределённость и данные– задания охватывают вероятностныеи статистические явления изависимости,которыеявляются предметом изучения статистики и вероятности. При разрешениипроблем,предложенныхв заданияхМГ, используются группыумений, характеризующие компетентностные области,которымидолжны владетьобучающиеся:1. Формулирование ситуации математически: мысленно конструировать ситуацию и трансформироватьеевформу, поддающуюсяматематическойобработке, создавать математическую модель, отражающую особенностиописаннойситуации; определять переменные, пониматьусловия идопущения, облегчающие подходк проблеме илиее решению;

 

2. Применение математических понятий, фактов,процедур размышления: воспроизведение простых математическихдействий, приемов, процедур;установление связей междуданными изусловия задачи приее решении, в том числе устанавливать зависимость междуданными, представленными в соседнихстолбцах таблицы, диаграммы, составлять целое иззаданныхчастей, заполнятьтаблицу;анализировать информацию, представленную в различных формах: текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка,чертежи;применятьпроцедуры размышления: планироватьход решения, вырабатывать стратегию решения, аргументировать, использовать здравый смысл, перебор возможныхвариантов, метод проб и ошибок, задаватьсамостоятельно точность данныхсучетомусловийзадачи;

 

3. Интерпретирование, использование и оценивание математических результатов: обобщатьинформациюи формулироватьвывод;анализировать использованные методы решения; находить иудерживать всеусловия,необходимые для решения иего интерпретации; проверятьистинностьутверждений; обосновывать вывод,утверждение, полученныйрезультат;

4. Математическое рассуждение:уметь составлятьпланстратегии решения и применения его для разрешения комплекснойпроблемнойситуации;уметьпроводить обоснованные рассуждения, обобщение и объяснение полученныхрезультатов в новых ситуациях; требуется интуиция итворческий подходк выборусоответствующихметодов, применение знаний изразныхразделов программы, самостоятельная разработкаалгоритма действий.

 

Распределение задач по компетентностным областям в диагностическойработе представлено в таблице 7.

5

 

Математическоесодержание заданий, включённыхв инструментарийДР по математической грамотности, представлено в четырёхкатегориях:

- изменение и зависимости – задания, связанныесматематическим описанием зависимостимеждупеременными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

- пространство и форма – задания, относящиеся кпространственными плоским геометрическим формам иотношениям, т.е. геометрическомуматериалу;

- количество – задания, связанные счисламииотношениямимеждуними, в программах материал чаще всего относится ккурсуарифметики;

- неопределённость и данные– задания охватывают вероятностныеи статистические явления изависимости,которыеявляются предметом изучения статистики и вероятности. При разрешениипроблем,предложенныхв заданияхМГ, используются группыумений, характеризующие компетентностные области,которымидолжны владетьобучающиеся:1. Формулирование ситуации математически: мысленно конструировать ситуацию и трансформироватьеевформу, поддающуюсяматематическойобработке, создавать математическую модель, отражающую особенностиописаннойситуации; определять переменные, пониматьусловия идопущения, облегчающие подходк проблеме илиее решению;

 

2. Применение математических понятий, фактов,процедур размышления: воспроизведение простых математическихдействий, приемов, процедур;установление связей междуданными изусловия задачи приее решении, в том числе устанавливать зависимость междуданными, представленными в соседнихстолбцах таблицы, диаграммы, составлять целое иззаданныхчастей, заполнятьтаблицу;анализировать информацию, представленную в различных формах: текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка,чертежи;применятьпроцедуры размышления: планироватьход решения, вырабатывать стратегию решения, аргументировать, использовать здравый смысл, перебор возможныхвариантов, метод проб и ошибок, задаватьсамостоятельно точность данныхсучетомусловийзадачи;

 

3. Интерпретирование, использование и оценивание математических результатов: обобщатьинформациюи формулироватьвывод;анализировать использованные методы решения; находить иудерживать всеусловия,необходимые для решения иего интерпретации; проверятьистинностьутверждений; обосновывать вывод,утверждение, полученныйрезультат;

4. Математическое рассуждение:уметь составлятьпланстратегии решения и применения его для разрешения комплекснойпроблемнойситуации;уметьпроводить обоснованные рассуждения, обобщение и объяснение полученныхрезультатов в новых ситуациях; требуется интуиция итворческий подходк выборусоответствующихметодов, применение знаний изразныхразделов программы, самостоятельная разработкаалгоритма действий.

 

Распределение задач по компетентностным областям в диагностическойработе представлено в таблице 7.

Таблица7Количество задач по компетентностным областям МГ,представленным в

диагностическойработе

Компетентная область

Количествозадач

8 класс

9 класс

Формулировать ситуациюматематически

2 (22,2%)

3 (33,4%)

Применять математическиепонятия, факты, процедурыразмышления

2 (22,2 %)

2 (22,2%)

Интерпретировать, использоватьи оценивать математическиерезультаты

3 (33,4%)

2 (22,3%)

математическое рассуждение

2 (22,2%)

2 (22,3%)

 

6

 

Уровень сформированности математическойграмотностиуобучающихся 8 класса оценивался в четырёхзаданиях–«Шкалы температур»,«Кулинарныйколледж»,«Ремонт комнаты»и«Кресельные подъёмники», собщим количество задач– 9. Для обучающихся 9 класса были предложены такжечетыре задания–«Акциии скидки»,«Конструкция строительной фермы»,«Дорога до дачи»и«Конкур»,с общим количеством задач– 9.4.2. Результаты выполнения диагностическойработы по математической грамотностиобучающимися 8 и 9 классов

Вдиагностическойработепоматематическойграмотностипринялиучастие60 обучающихся8классови70обучающихся9классов,чтосоставило24,9%и32,9%от общего  количества                   обучающихся  общеобразовательных                                     организаций      округа соответственно.

Распределениерезультатовучастниковдиагностическойработыпоуровням сформированностиматематическойграмотностипоказано в таблице

Таблица8

 

Высокий

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

8 класс

1,6

11,7

45,0

25,0

16,7

9 класс

2,9

1,4

41,5

47,1

7,1

 

Из таблицы видно, что высокийи повышенныйуровень сформированностиМГ показали 13,3% обучающихся 8 класса,участников ДТ. Низкий и недостаточныйуровниу 41,7% восьмиклассников.

Высокийиповышенныйуровни сформированностиМГсредидевятиклассников, участников ДР достигли всего 4,3%, но оченьвысок процент тех,ктопоказал низкий и недостаточныйуровни– 54,2%.

Обучающиеся, показавшие низкий инедостаточныйуровни сформированности математической грамотности, какправило, имеют ограниченные знания, которыеони могут применятьтолько в относительно знакомыхситуациях. Для них характерно прямое применение толькохорошо известныхматематических знанийвзнакомой ситуациии выполнение очевидных вычислений.

Анализполученныхрезультатов математическойграмотностипозволяет сделать следующие выводы:

− результаты ДР демонстрируют, что почти55% обучающихся 9 класса и 42% обучающихся 8 класса показалинизкийи недостаточныйуровнисформированности математической грамотности;

 

− большинство обучающиеся 8 и 9 классов,участников ДТ, не владеют компетенциями математической грамотности;

 

− обучающиеся 8 класса показали самый большой процент освоенияпо компетенции «Применятьматематические понятия,факты,процедуры размышления»(63,8%),а самый низкий покомпетенции«Формулировать ситуацию математически»(28,6%);

 

− наибольшее количество обучающихся 9 классапродемонстрировали освоение компетенции«Применять математические понятия, факты,процедуры размышления» (52,6%), аумения по компетенции«Формулироватьситуациюматематически» сформированы толькоу28,3%участников ДР по математическойграмотности.

4. Естественнонаучная грамотность

4.1. Основныеподходы к моделированию заданий для оценки естественнонаучная грамотностиучащихся 8, 9 классов

Инструментарийпонаправлению естественнонаучная грамотность разрабатывался на основе инструментария PISA, в котором определяют триосновныекомпетентностные области естественнонаучной грамотности:

- научное объяснение явлений;

-применение естественнонаучныхметодов исследования;

 

- интерпретация данныхииспользование научныхдоказательств дляполучения выводов. Каждая компетентностная область ЕГ характеризуется группойумений:

1. Интерпретацияданных ииспользование научных доказательств для получения выводов: преобразовать однуформупредставления данныхв другую; анализировать, интерпретироватьданныеи делатьсоответствующие выводы; отличать аргументы, которые основаны на научныхдоказательствах, отаргументов, основанных на других соображениях; оцениватьнаучные аргументы идоказательстваизразличныхисточников (например, газета, интернет, журналы);

 

2. Применениеметодов естественно-научного исследования: различатьвопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; оценить с научнойточкизрения предлагаемые способыизучения данного вопроса; описатьиоценитьспособы, которые используютучёные, чтобы обеспечитьнадёжность данныхидостоверностьобъяснений;

 

3. Научное объяснение явлений: вспомнитьи применитьсоответствующие естественнонаучные знания; распознавать,использоватьи создаватьобъяснительные модели ипредставления; предложить объяснительныегипотезы.

Распределение задач по компетентностным областям в диагностическойработе представлено в таблице 5.

Таблица5

 

Компетентная область

Количествозадач

8 класс

9 класс

Интерпретация данныхи использование научных доказательств дляполучения выводов

4 (27%)

4 (25%)

Применениеестественнонаучныхметодов исследования

6 (40%)

5 (31%)

 

 

Уровеньсформированностиестественнонаучнойграмотностиуобучающихся8класса оценивалсявтрёхзаданиях–«Экстремальныепрофессии»,«Ресурсыиотходы», «Батарейки»,собщимколичествозадач–16.Дляобучающихся9классабыли предложены также три

задания–«Открытиевирусов»,«Выпечкахлеба»,«Какиешинылучше?»,собщим количествомзадач – 16.

3.2. Результаты выполнения диагностическойработы по естественнонаучной грамотностиобучающимися 8 и 9 классов

Вдиагностической работе по естественнонаучнойграмотностипринялиучастие  8  обучающихся 8 классов и  7 обучающихся 9 классов,что составило 84,9% и 82% от общего количества обучающихся 8-9 классов

Распределение результатовучастниковдиагностическойработы поуровням сформированности естественнонаучнойграмотности показанов таблице.

 

 

Высокий

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

8 класс

0

0

0

50

50

9 класс

0

14,3

14,3

57,1

14,3

 

Высокий    и    повышенный     уровень    сформированности    ЕГ    показали    0% обучающихся8класса,участниковДТ.Низкийинедостаточныйуровнипо50% восьмиклассников.

 ПовышенныйуровнисформированностиЕГсредидевятиклассников, участниковДРдостигливсего14,3%,нооченьвысокпроценттех,ктопоказалнизкийи недостаточныйуровни– 57,1 и 14,3%.

Вывод: Обучающиеся,показавшиенизкийинедостаточныйуровнисформированности естественнонаучнойграмотности,какправило,имеютограниченныезнания,которыеони могутприменятьтольковзнакомыхситуациях.Онимогутдаватьочевидныеобъяснения, которыеявноследуютизимеющихсяданных.Кромеэтого,обучающиесяиспытывают трудностиприсамостоятельнойформулировкеописаний,объясненийивыводов.Это свидетельствует      одефицитахвсформировнности                                          умений    письменнойречи    с использованием естественнонаучнойтерминологии.

                                                                                                                                             Приложение к анализу по естественнонаучной грамотности 8 класс.

 

 

 

                                                                                                                                              

      

 

 

Класс

Участник

Сумма баллов

Процент выполнения

Уровень сформированности ФГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 
 

Естес

Работа 1

5

22

+

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

 

Естес

Работа 2

5

22

Низкий

0

0

0

2

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

 

Естес

Работа 3

3

13

Низкий

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

 

Естес

Работа 4

5

22

Низкий

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

 

Естес

Работа 5

1

4

Недостаточный

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Естес

Работа 6

1

4

Недостаточный

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

 

Естес

Работа 7

1

4

Недостаточный

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Естес

Работа 8

0

0

Недостаточный

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

Приложение по естественнонаучной грамотности 9 класс.

 

 

 

 

Класс

Участник

Сумма баллов

Процент выполнения

Уровень сформированности ФГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 
 

Естес

Работа 2

6

26

Средний

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

 

Естес

Работа 3

4

17

Низкий

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

 

Естес

Работа 4

2

9

Недостаточный

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

 

Естес

Работа 5

3

13

Низкий

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Естес

Работа 6

5

22

Низкий

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

 

Естес

Работа 7

10

43

Повышенный

1

0

1

2

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

 

Естес

Работа 8

5

22

Низкий

2

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

 

 

 

  Анализполученныхрезультатов естественнонаучнойграмотностипозволяет сделать следующие выводы:

−результатыДРдемонстрируют,что71%обучающихся9классаи100%обучающихся 8          класса        показали  низкий          и                недостаточный               уровни      сформированности естественнонаучнойграмотности;

 

−большинствообучающиеся8и9классов,участниковДТ,невладеюткомпетенциями естественнонаучнойграмотности;

 

−обучающиеся9классапоказалисамыйбольшойпроцент(39,7%)освоенияпо компетенции«Интерпретацияданныхииспользованиенаучныхдоказательствдля получениявыводов»,апокомпетенции«Применениеестественнонаучныхметодов исследования»,самыйнизкий процент (16,9%).

 

−     освоение      каждой     компетенции     среди     девятиклассников,     участников     ДТ, продемонстрировали около 25% обучающихся.

 

 

5. Выводы

Проведённый     анализ     результатов      исследования     уровня     сформированности функциональнойграмотностипотрёмнаправлениям(читательскаяграмотность, естественнонаучнаяграмотностьиматематическаяграмотность)уобучающихся8и9 классов позволяет сделатьследующие выводы:

−обучающихся8и9классов,участниковдиагностическойработыпофункциональной грамотности,столкнулисьструдностями,связаннымисновизнойформатаисодержания

 

 

7

 

задач,атакженедостаточнымопытомвыполнениязаданий,направленныхна формирование и оценкуФГ;

−привыполнениизаданийповсемвидамфункциональнойграмотностиобучающиеся показалинизкийуровеньсформированностиобщеучебныхумений,основнымизкоторых являетсяумениеработатьсинформацией,представленнойвразличнойформе(текстах, таблицах, диаграммах илирисунках);

−привыполнениизаданийпонаправлению«Читательскаяграмотность»затруднения вызываютзаданиярепродуктивногохарактера,вкоторыхпредлагаютсянесплошные тексты,аименно:найтиинформацию,даннуювявномвиде,соотнестиинформациюиз различныхисточниковиобъединитьеё,атакжезадания,вкоторыхнадовысказать собственное мнение, основываясь на прочитанном тексте, и на внетекстовыхзнаниях;

−таккакформатзаданийпонаправлению«Естественнонаучнаяграмотность»отличался отобычногоибылприближенкреальнойжизни,топривыполнениизаданийучастники ДР    столкнулись   с          трудностями,   которые                     свидетельствуют                         о     недостаточной практикоориентированностисодержания естественнонаучного образования;

 

−участникиДРпонаправлению«Математическаяграмотность»несмогливыйтиза пределыпривычныхдлянихучебныхситуацийиприменитьсвоизнаниядлярешения задач, включённыхв работу;

 

−причинынеоченьвысокихрезультатовпонаправлениямфункциональнойграмотности убольшинстваобучающихся8и9классов,участниковДР,могутбытьсвязаныстем,что впроцессеобученияшкольникипрактическинеимеютопытавыполнениязаданий междисциплинарногохарактера,аразвитиеобщеучебныхуменийосуществляется преимущественновграницахучебныхпредметов;обучающиесяредкооказываютсяв жизненныхситуациях(втомчислемоделируемыхвпроцессеобучения),вкоторыхим необходимо решатьсоциальные, научныеи личные задачи.

 

Рекомендации :

         1.С 2022 – 2023 учебного года включить в учебный план изучение предмета «Финансовая грамотность».

         2.Обновить содержание образовательных и рабочих программ с целью введения в программы учебных предметов  уроки, задания по функциональной грамотности.

         3. Еженедельно  в течение апреля – мая в школе проводить  классные мероприятия  с  тематикой «Функциональная грамотность» ( классные часы, видеоуроки, квест – игра, игра, беседа и др.)