Печать
Категория: Центр «Точка роста"

Пояснительная записка

 

Программа «Робототехника и легоконструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Данная программа представляет собой вариант программы организации урочной деятельности обучающихся средней школы.

Курс рассчитан на 1 год занятий, объем занятий – 26 ч. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных урочных занятий со школьниками (в расчете 1ч. в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками внеурочно.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

 

Актуальность программы

- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);

- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;

-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

 

Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования - развитие научно-технического творчества детей школьного возраста.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности.

Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется комплект LEGO Mindstorms — конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота. Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO Mindstorms, а также изучение основ автономного программирования и программирования в среде NXT-G и EV3.

Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для школьников, у которых наиболее выражена исследовательская компетенция.

 

Цель программы:формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0 и EV3;

- ознакомление с основами автономного программирования;

- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G и EV3;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- получение навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

 

В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.

Традиционные:

- объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);

- репродуктивный метод;

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый (или эвристический) метод;

- исследовательский метод.

Современные:

- метод проектов:

- метод обучения в сотрудничестве;

- метод портфолио;

- метод взаимообучения.

 

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

У обучающихся будут сформированы:

- основные понятия робототехники;

- основы алгоритмизации;

- умения автономного программирования;

- знания среды LEGO MindstormsEV3 и NXT-G;

- основы программирования на EV3 и NXT-G;

- умения подключать и задействовать датчики и двигатели;

- навыки работы со схемами.

обучающиеся получат возможность научиться:

- собирать базовые модели роботов;

- составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;

- использовать датчики и двигатели в простых задачах.

обучающиеся получат возможность научиться:

- программировать на LEGO MindstormsEV3 и NXT-G;

- использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих

многовариантность решения;

- проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.

 

 

 

Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов (всего)

Планируемые образовательные результаты

1.

Робототехника. Основы

конструирования.

8

Обучающиеся повторяют (или изучают) правила техники безопасности при работе с конструктором и в кабинете информатики и ИКТ, основные определения в робототехнике, классификацию роботов по сферам применения. Повторяют (или изучают)детали конструкторов LEGO Mindstorms EV3 и NXT, правила работы с блоками EV3и NXT, сервомоторами, датчиками.

Повторяют (или изучают) простые и сложные конструкции в робототехнике, строят базовые колесные модели роботов, свободные колесные и гусеничные модели роботов. Изучают способы применения третьего сервомотора.

2.

Алгоритмизация. Автономное

программирование

4

Обучающиеся повторяют (или изучают) типы алгоритмов. Создают программы с использованием автономного программирования блока EV3 и NXTс использованием ПО конструкторов.

3.

Программирование в средах LEGO MindstormsEV3 и NXT-G.

Решение прикладных задач.

14

Обучающиеся повторяют (или изучают)среды программирования LEGO Mindstorms EV3 и NXT-G, основные особенности. Создают программы в средах программирования LEGO Mindstorms EV3 и NXT-G.

Создают базовые программы, предусматривающие использование различных датчиков, выполняют решение задач смешанного типа.

Изучают (или повторяют) алгоритм движения по линии и лабиринту, настройки для дистанционного подключения и управления.

Знакомятся с различными видами соревнований по робототехнике.

 

ИТОГО:

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы:

 

  1. Программа курса «Образовательная робототехника», Лобода Ю.О., Нетесова О.С., Леонтьева Е.В., ЗАТО Северск.
  2. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филипов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
  3. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
  4. LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.
  5. LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag.
  6. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.

7. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.

  1.  ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику. - MINDSTORMSNXTeducation, 2006. – 66с.
  2. Ю.О. Лобода, О.С. Нетёсова Методическое пособие “Учебная робототехника”, электронный ресурс.
  3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филипов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
  4. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 120 с.: ил.
  5. Овсяницкая, программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д. Н. Овсяницкий, . — Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2014. — 204 с.
  6. Образовательная робототехника на уроках информатики и ИКТ. — М.: Издательство «Перо», 2014. — 48 с.
  7. Курс «Робототехника». Внеурочная деятельность в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Д. А. Каширин. — Курган: ИРОСТ, 2013.
  8. Курс «Робототехника»: методические рекомендации для учителя / Д. А. Каширин, Н. Д. Федорова, М. В. Ключникова; под ред. Н. А. Криволаповой. — Курган: ИРОСТ, 2013. — 80 с. + CD-диск.

 

Материально-технические ресурсы:

 

- конструктор на базе микроконтроллера NXT и EV3;

- аккумуляторы для микропроцессорного блока робота, типа АА;

- блоки питания для аккумуляторов;

- специализированные поля для соревнований, рекомендованные производителем (размер не менее 2м x 2м);

- компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по робототехнике и легоконструированию

Батахаев А.А.

2021-2020 учебный год

№ п/п

Дата урока

 

Тема урока

План

Факт

I четверть

Робототехника. Основы конструирования

1

2.10.20

 

Вводный инструктаж. Правила ТБ. Инструкция №63. Введение в робототехнику. История робототехники. Классификация.

2

9.10.20

 

Конструктор LEGOMindstormsNXT и EV3. Понятие конструкции. Простые конструкции.

3

16.10.20

 

Блок NXT и EV3. Сервомоторы и датчики.

4

23.10.20

 

Построение базовой колесной модели.

Построение колесной модели.

II четверть

5

7.11.20

 

Построение колесной модели на 4-х сервомоторах.

6

14.11.20

 

Гонки колесных роботов.

7

21.11.20

 

Построение гусеничного робота.

8

28.11.20

 

Пример использования 3-го сервомотора.

 

Алгоритмизация. Автономное программирование

9

5.12.20

 

Алгоритм. Виды алгоритмов.

10

12.12.20

 

Виды циклических алгоритмов.

11

19.12.20

 

Среда программирования NXT-G  и EV3.

(Интерфейс и основные блоки).

12

26.12.20

 

Движение по контуру геометрических фигур.

III четверть

Программирование в средах LEGO MindstormsEV3 и NXT-G.

Решение прикладных задач

13

9.01.21

 

Датчик освещенности. Движение по линии.

14

16.01.21

 

Продвинутый алгоритм движения по линии.

15

23.01.21

 

Датчик расстояния. Алгоритм робота-прилипалы и робота-сумоиста.

16

30.01.21

 

Датчик касания. Примеры использования.

17

6.02.21

 

Использование нескольких датчиков для решения прикладных задач.

18

13.02.21

 

Использование Bluetooth соединения NXT и EV3.

19

20.02.21

 

Дистанционное управление с помощью Bluetooth.

20

27.02.21

 

Датчик цвета. Примеры использования.

IVчетверть

21

5.03.21

 

Алгоритм движения по лабиринту.

22

12.03.21

 

Блок математики. Переменные и константы.

23

19.03.21

 

Составление программ с переменными величинами.

24

9.04.21

 

Совместимость конструкторов NXT и EV3.

25

16.04.21

 

Совместимость электронных компонентов конструкторов NXT и EV3.

26

23.04.21

 

Итоговый контрольный тест на тему:

«Основы робототехники».