Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Пояснительная записка

        Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании».

        Специальный курс составлен на основе   Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2017. – 176с.

       Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.

      Программа включает: пояснительную записку; учебный план, основное содержание курса, тематическое планирование  с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, список литературы.

Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного и исследовательского  материала.

Программа специальных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Занятия рассчитаны на 17 часов для учащихся 7 класса основной школы.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу  в пером или втором  полугодии.

Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы).  В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).

Задачи:

- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;

- развить познавательный интерес и любовь к животным;

- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.

Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.

Курс способствует:

-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;

-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, исследования,  наблюдения, практические работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.

Главными целями факультативного курса являются:

  1. Воспитание гражданственности,  развитие мировоззренческих научных  убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
  2. Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической  информации;
  3. Формирование экологического  мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
  4. Воспитание  у   учащихся  активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому;

Ожидаемые результаты

         Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися предметными и метапридметными   умениями, формирование личностных , регулятивных и коммуникативных навыков, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • Работать с дополнительной литературой;
  • Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
  • Работать с определителем животных;
  • Изготавливать гербарии;
  • Подводить итоги и делать выводы.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс        

№ п/п

Название темы

Кол-во занятий

Из них:

   
     

Теоретических занятий

Практических занятий

Экскурсий в том числе видео

экскурсий

1.

Среды жизни и  их обитатели

2

1

 

1

2.

Гиганты и карлики в мире животных

2

1

 

1

3.

Одетые в броню. Рождающие мел

2

1

 

1

4.

Ядовитые животные

1

 

 1

 

5.

Животные - рекордсмены

1

1

 

 

6.

Животные-строители

1

1

 

 

7.

Заботливые родители

2

1

 

1

8.

Язык животных

1

 

1

 

9.

Животные - понятливые ученики

1

 

 

1

10.

Животные - герои песен, сказок и легенд

1

1

11

 

11.

Животные – символы

2

1

1

 

12.

Вымершие и самые редкие животные планеты

1

1

 

 

 

Итого:

17

9

3

5

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Методы обучения

Формы организации деятельности

Оборудование, ресурсы

Формы контроля

Дата

 

Тема 1. Среды жизни и  их обитатели  

Среды жизни и  их обитатели

 

Разнообразие форм животного мира

 

1

 

Беседа, познавательная игра

Работа  с доп.литературой, беседа

Наблюдение за объектами

 Урок-викторина «Знаете ли вы животных?»

 

 

       

 

 

 

Экскурсия   «Среды жизни животных Иркутской области»»

Карточки-задания

Фронтальный опрос

   

Таблицы, слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Инструктивные карточки

Отчёт по экскурсии

   

 Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных  

 

 

 

 

Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных.

Гиганты моря. Акулы и киты.

 Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие,  насекомые

 Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов»

             

1

 

 

 

Беседа, демонстрация

Беседа, дискуссия, демонстрация

Работа с доп.литературой, рассказ

наглядный

 

Комбинированный урок

 

 

Презентация «Гиганты в мире животных»

Фронтальный опрос

   

Презентация «Гиганты в мире животных»

Тематический  опрос

   

Наглядный материал

Сообщения обучающихся

   

Фильм «Обитатели морей и океанов»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел  

Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов

 

Защитные покровы животных, относительность их защиты

 

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных»

1

 

 

Беседа, демонстрация

Работа с доп.литературой, дискуссия

наглядный

 

Проблемный урок

 

       

Тема 4. Ядовитые животные  

 

 

 Ядовитые и опасные животные планеты

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете»

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области»

1

 

 

Беседа, демонстрация

наглядный

Работа с доп.литературой, демонстрация

практический

 

Урок-видеоэкскурсия

 

       

Таблицы, слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Фотографии, муляжи опасных и ядовитых животных Ульяновской области

отчёт по практической работе

   

Тема 5. Животные – рекордсмены  

 

 

 

 Самые сильные и быстрые  животные планеты

Спортивные рекорды животных

Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены»

1

 

 

Беседа, демонстрация

познавательная игра, дискуссия

наглядный

 

Комбинированный урок

 

       

Слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Слайды, фотографии

Фронтальный опрос

   

Фильм «Рекорды животного мира»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 6. Животные-строители  

 

 .

Животные строители, многообразие используемого материала

Практическая  работа №2 «Изучение свойств природного

строительного материала животных»  (воска, гнезд птиц, домика

ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма

1

 

Беседа, видеометод, демонстрация

практический

 

Практическая работа

       

Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных»

Фронтальный опрос

   

Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных», природный строительный материал

Отчёт по практической работе

   

Тема 7. Заботливые родители  )

 

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве

Забота о потомстве и плодовитость

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Язык и общение животных.

 

 

 

1

Беседа, иллюстрация

Работа с доп.литературой,   

 

Проблемный урок

 

       

Слайды, таблицы, фотографии

Фронтальный опрос

   

Слайды, таблицы, фотографии

Сообщения обучающихся

   

 

Тема 8. Язык животных  

 

 

Способность животных к символизации

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных»

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?»

1

 

 

наглядный

Познавательная игра

 

 

Урок-викторина

 

Фильмы «Забота о потомстве», «Животные -родители»

Обсуждение видеофильма

   

Фильмы «Язык животных», «Изучаем голоса животных»

Обсуждение видеофильма

   

Презентация «Изучаем голоса птиц»

Фронтальный опрос

   

Тема 9. Животные - понятливые ученики  

 

 

 

 Интеллект животных. Способность к обучению

Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки)

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных»

1

 

 

Работа с доп.литературой, дискуссия

практический

наглядный

 

Практическая работа

 

       

Презентация «Приматы»

Сообщения обучающихся

   

Методика изучения поведения

Отчёт по практической работе

   

Фильмы «Познакомьтесь с говорящей гориллой Коко», «Думают ли животные»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд  

 

 

Животные – герои народных сказок

Животные – герои песен и легенд

           

 

1

 

Беседа, работа с доп.литературой

Беседа, работа с доп.литературой

Урок-беседа

 

Доп.литература

Сообщения обучающихся

   

Доп.литература

Фронтальный опрос

   

Тема 11. Животные – символы

 

 

               

Животные на гербах и флагах стран мира

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных

1

 

 

 

Рассказ, иллюстрация

Познавательная игра

 

Игровой урок

Презентация «Животные – символы стран мира»

Фронтальный опрос

   

Набор пословиц и поговорок

Фронтальный опрос

   

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты  

Видеоэкскурсия Вымершие животные нашей планеты

Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты

наглядный

наглядный

Урок-видеоэкскурсия

 

       

12.3.

Итоговое занятиеВикторина «Удивительные животные»

1

Познавательная игра

Урок-викторина

Карточки-задания

Фронтальный опрос

   

 

 

 

 

 

Содержание курса «Удивительные животные», 7 класс

Общее количество – 35 часов

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (2 ч)

Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Викторина «Знаете ли вы животных?»

Экскурсия «Среды жизни животных Иркутской области»

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (1 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри,  королек, камышовая мышь, насекомые.

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (2 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов.  Надежность и уязвимость защиты.

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».

Тема 4. Ядовитые животные (1 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области».

Тема 5. Животные – рекордсмены (1 ч)

Самые сильные  и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении  с рекордами животных.

Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»

Тема 6.  Животные – строители (1 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»

Тема 7. Заботливые родители (2ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства  птиц и млекопитающих.

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Тема 8. Язык животных (1 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц,  общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».

Тема 9. Животные – понятливые ученики (1 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».

Тема 10.  Герои песен, сказок и легенд (1 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11.  Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Презентация «Животные – символы стран»

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты  (1ч)

         Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных.  Красная книга МСОП.

Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.

 

 

 

Министерство образования Иркутской области

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"