Печать
Категория: Центр «Точка роста»

 

Пояснительная записка

Предлагаемый специальный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.

При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Специальный  курс«Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.

Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).

Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.

Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.

Исходя из конкретных условий, учитель может изменить порядок изучаемых тем, а так же процент усложнённых и нестандартных задач.

Целиданного специального курса:

Задачиданного  курса:

Учащиеся должны знать:

основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;

• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;

• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

    • расчетные формулы для любых типов задач;

• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь:

• определять тот или иной тип расчетной задачи;

• анализировать условия задачи;

• выявлять химическую сущность задачи;

• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;

• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;

• производить математические расчеты;

• использовать несколько способов при решении задачи.

Методы преподавания курса:

• поисковый;

• учебный диалог;

• решение проблемных задач;

• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• индивидуальные;

• групповые.

Формы учебных занятий:

• уроки решения ключевых задач;

• самостоятельная работа учащихся;

• зачеты;

• практические работы

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;

• применение теоретических знаний на практике;

• знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;

• решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;

• практическое применение цифровых датчиков.

Формами отчётностипо изучению данного  специального курса могут быть:

Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы.

Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

 

Критерии оценивания письменных контрольных работ:

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок.

 

 

 

Учебно-тематический план:

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

Формы
контроля

Образовательный продукт

лекции

практика

семин.

1

Введение

3

 

 

 

-

 

1-1

Основные типы расчётных задач по химии

1

1

 

 

Лекция

Входной контроль

Уметь: определять тип расчетной задачи

1-2

Основные физические и химические величины

2

2

 

 

Лекция

Решение задач

Знать: буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

2

Задачи с использованием газовых законов

4

 

 

 

 

Знать: законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота.

2-1

Закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота.

2

2

 

 

Решение задач

2-2

Закон кратных отношений

2

2

 

 

Решение задач

3

Вывод формул химических соединений различными способами

2

2

 

 

Решение задач

 Уметь: анализировать условия задачи;

выявлять химическую сущность задачи;

 

4

Способы выражения концентрации растворов

2

 

 

 

 

Уметь: составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи

4-1

Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация

2

2

 

 

Лекция

Решение задач

Вывод алгоритмов

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: использовать несколько способов при решении задачи

4-2

Задачи на смешивание растворов .Массовая и объёмная доли растворённого вещества.

4

4

 

 

Лекция

Решение задач

Вывод алгоритмов

5

Решение задач на скорость химических реакций

2

2

 

 

Решение задач

 

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: определять цифровые значения датчиков при решении экспериментальных задач

6

Решение экспериментальных задач

8

1

7

 

Практическое использование цифровых датчиков

 

7

Итоговое занятие

3

 

 

2

Зачёт

 

Обладать полным набором знаний и умений, определённых данным курсом