Пояснительная записка
Предлагаемый специальный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.
В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.
При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.
Специальный курс«Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.
Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).
Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.
Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.
Исходя из конкретных условий, учитель может изменить порядок изучаемых тем, а так же процент усложнённых и нестандартных задач.
Целиданного специального курса:
- формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе и усложнённых
- устранение пробелов в знаниях
Задачиданного курса:
- ознакомление учащихся с различными типами расчётных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач
- развитие умений применять знания в конкретных ситуациях
Учащиеся должны знать:
• основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
• расчетные формулы для любых типов задач;
• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь:
• определять тот или иной тип расчетной задачи;
• анализировать условия задачи;
• выявлять химическую сущность задачи;
• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
• производить математические расчеты;
• использовать несколько способов при решении задачи.
Методы преподавания курса:
• поисковый;
• учебный диалог;
• решение проблемных задач;
• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
• индивидуальные;
• групповые.
Формы учебных занятий:
• уроки решения ключевых задач;
• самостоятельная работа учащихся;
• зачеты;
• практические работы
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
• повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;
• применение теоретических знаний на практике;
• знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
• решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
• практическое применение цифровых датчиков.
Формами отчётностипо изучению данного специального курса могут быть:
- конкурс (количественный) числа решённых задач;
- зачёт по решению задач (по материалу каждой темы)
Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы.
Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Критерии оценивания письменных контрольных работ:
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок.
Учебно-тематический план:
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Формы |
Образовательный продукт |
||
лекции |
практика |
семин. |
|||||
1 |
Введение |
3 |
|
|
|
- |
|
1-1 |
Основные типы расчётных задач по химии |
1 |
1 |
|
|
Лекция Входной контроль |
Уметь: определять тип расчетной задачи |
1-2 |
Основные физические и химические величины |
2 |
2 |
|
|
Лекция Решение задач |
Знать: буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения; |
2 |
Задачи с использованием газовых законов |
4 |
|
|
|
|
Знать: законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота. |
2-1 |
Закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота. |
2 |
2 |
|
|
Решение задач |
|
2-2 |
Закон кратных отношений |
2 |
2 |
|
|
Решение задач |
|
3 |
Вывод формул химических соединений различными способами |
2 |
2 |
|
|
Решение задач |
Уметь: анализировать условия задачи; выявлять химическую сущность задачи;
|
4 |
Способы выражения концентрации растворов |
2 |
|
|
|
|
Уметь: составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи |
4-1 |
Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация |
2 |
2 |
|
|
Лекция Решение задач Вывод алгоритмов |
Знать: расчетные формулы для любых типов задач Уметь: использовать несколько способов при решении задачи |
4-2 |
Задачи на смешивание растворов .Массовая и объёмная доли растворённого вещества. |
4 |
4 |
|
|
Лекция Решение задач Вывод алгоритмов |
|
5 |
Решение задач на скорость химических реакций |
2 |
2 |
|
|
Решение задач
|
Знать: расчетные формулы для любых типов задач Уметь: определять цифровые значения датчиков при решении экспериментальных задач |
6 |
Решение экспериментальных задач |
8 |
1 |
7 |
|
Практическое использование цифровых датчиков
|
|
7 |
Итоговое занятие |
3 |
|
|
2 |
Зачёт
|
Обладать полным набором знаний и умений, определённых данным курсом |