Печать
Категория: Центр «Точка роста"

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа специального курса по химии «Решение расчетных задач» в 9классесоставленавсоответствиисфедеральнымкомпонентомгосударственногостандартасреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень),одобреннымсовместнымрешениемколлегииМинобразованияРоссиииПрезидиумаРАОот23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089ипримернойпрограммысреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень)(письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от07.07.2005г. №03-1263)

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает созданиеусловий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий изаконов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формулвеществиуравненийхимическихреакций;развитиепознавательныхинтересовиинтеллектуальныхспособностейвпроцессепроведенияхимическогоэксперимента,самостоятельногоприобретениязнанийвсоответствиисвозникающимижизненнымипотребностями;применениеполученныхзнанийиуменийдлярешенияпрактическихзадачвповседневнойжизни;воспитаниеотношениякхимиикаккодномуизфундаментальныхкомпонентовестествознанияиэлементуобщечеловеческойкультуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курсахимиипо2часавнеделюв8–9классах.Данныйобъёмчасовнедостаточендляреализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствийсокращениячислаучебныхчасовзаключаетсявтом,чтоуучителяпрактическинеостаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающихзакреплениетеоретическихзнаний,которыеучаттворческиприменятьихвновойситуации,логическимыслить,т.е.служатформированиюкультурологическойсистемообразующейпарадигмы.

Специальный курс по химии для учащихся9-го класса по теме:«Решение расчетных задач»позволяетучащимсянетольконаучитьсяприменятьимеющиесязнаниявнезнакомой ситуации но и отработать навыки решения простейших задач.. Этот курс даётвозможность углубить и расширить свои знания, и подготовить базу для дальнейшегоуглубленногоизучения химии встаршихклассах.

Решение задач–признанное средстворазвитиялогическогомышленияучащихся,котороелегкосочетаетсясдругимисредствамииприёмамиобразования.Включениеразныхзадачпредусматриваетпереностеоретическогоматериаланапрактикуиосуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает ихсамостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостномуусвоениюстандартасодержанияобразованияиреализациипоставленныхцелей.

Целькурса:

*создатьусловиядляреализацииминимумастандартасодержанияобразованиязакурсосновной школы;

  • организоватьработудляформированияуменийпрактическиприменятьтеоретическийматериалпри решениизадачразличногоуровня сложности;
  • научить учащихся мыслить, ориентировать их на активную продуктивную деятельностьсопределённой глубиной исамостоятельностью решения;

Основныезадачи:

  • отработатьнавыкирешениязадачиподготовитьшкольниковкболееглубокомуосвоениюхимии встаршихклассах;
  • осуществлятьмежпредметнуюикурсовуюсвязь,атакжесвязьхимическойнаукисжизнью;
    • обеспечениешкольниковосновнойиглавнойтеоретическойинформацией;
    • отработатьнавыкирешенияпростейшихзадач;

 

  • расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжитьформированиенавыков самостоятельной работы;
  • начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;-подготовитьнеобходимуюбазудлярешенияразличных типовзадачвстаршихклассах.

Содержание специального курса соответствует минимальным требованиям стандартаобразования,атакжесодержитнекоторыйматериалпоуглублениюкурсахимии,накоторый следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты,различныеспособывыражениясоставараствора,различныеспособыприготовлениянеобходимогораствора;качественныереакции).Каждаятемасодержитнебольшойтеоретическийматериал,аглавное–большоеколичестворазличныхзадач.Этонеобходимодляформированияиразвитиянавыкованализа,сравнения,обобщения,самоанализаисамоконтроля,уменийустанавливатьпричинно–следственныесвязимеждуразличнымифактами,уменийделатьвыводы,отстаиватьсвоюточкузрения.

Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможнобезрешения большогочислазадач.

Впрограммепредлагаемогоспециальногокурсазадачиподобраныповозрастаниюуровнясложности–отпростейшихкболеесложным.Этопозволяетодновременноработать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типовзадачи,возможно,поможетшкольникамподготовитьсяколимпиадепохимии.

Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокиезнанияпопредмету.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1часувнеделю.

Планируемыерезультаты:

  • Успешноеобучениевпоследующих классах;
  • Знаниеосновныхзаконовипонятийхимиииихоценивание;
  • Умениепроводитьпростейшиерасчёты;
    • Умение   ориентироваться   среди    различных   химических   реакций,   составлятьнеобходимыеуравнения, объяснять своидействия;
  • Успешнаясамореализацияшкольниковвучебнойдеятельности.

Требованиякзнаниямиумениямучащихся

Послеизученияданного специального курсаучащиесядолжныовладетьнавыкамиследующихрасчётов:

  • количествавеществиобъёмагазообразноговещества
  • массовойдолиэлементавсложномвеществе
  • количествавеществаи массыдляодногоизреагентовилипродуктов
  • объёмагазообразногореагентаилпродукта
    • сиспользованиемпонятийобизбыткеинедостаткереагентаиопрактическомвыходепродукта
  • задачнасмеси
  • решениезадачразличнымиспособами

Послеизученияданногоспециальногокурсаучащиесядолжныуметь:

  • выписыватьизусловиязадачивсечисловыеданные,используяобщепринятыеобозначенияи размерности;
  • формулироватьвопросзадачи
  • составлятьсхемыиуравненияреакций
    • дополнятьусловиезадачисправочнымиданными(молярныйобъём,молярныемассы,числоАвогадрои т.д.)
  • выбиратьнеобходимыедлярасчётаформулы
    • врезультатематематическихпреобразованийполучатьокончательнуюформулудлярасчётаискомой величины
  • делатьпроверкуполученнойформулы

 

  • делатьрасчётиполучатьчисленныйответ
  • решатьзадачи,используяметодырешениялогическихпропорций,атакжетабличныйи алгебраический методы
  • научитьсяпользоватьсядополнительнойлитературой
  • решатьзадачиразличногоуровнясложности

 

Тематическоепланированиеспециальногокурса«Решение расчетных задач»

№п/п

Названиетемы

Количество

часов

Видыдеятельности

I

Введение

2

Лекции.Входнойконтроль.Решениезадач

II

Основные расчёты по химическимформулам

4

Решениезадач

III

Задачисиспользованиемгазовыхзаконов

9

Решениезадач.Составлениеалгоритмов.              Решение

заданийДЕМО-версииОГЭ

IV

Решение задач с составлением однойиболеепропорций

14

СоставлениеалгоритмовРешениезадач

V

Установление формулынеизвестного вещества сиспользованиемколичественныхданных

1

Решениезадач.Составлениеалгоритмов

VI

Решение качественныхэкспериментальныхзадач

 

2

Решениезадач

Использование цифровых датчиков

VII

Решениекомбинированныхзадач

1

Решениезадач

Использование цифровых датчиков

VIII

Итоговоезанятие

1

Зачёт.    Защита    проектных

работ

 

Всего

34

 

 

 

Календарно-тематическоепланированиеспециальногокурса

«Решение расчетных задач»(34часа)

№п/п

Названиетем

Количествочасов

Датапроведения

I

Введение

2

 

1

Основныетипырасчётныхзадачпохимии

 

 

1

 

2

Основныефизическиеихимическиевеличины

1

 

II

Основныерасчётыпохимическимформулам

4

 

3

Вычисление   количества   вещества,    массы    вещества,

объемагаза.Определениеотносительнойплотностигазов.

1

 

4

Вычислениемассовойиобъмнойдоликомпонентавсистеме,    массовой    доли    химического    элемента    в

1

 

 

 

соединении.

 

 

5

Расчетыпохимическойформулекристаллогидрата.

1

 

6

Обобщениезнанийпотеме:«Основныерасчетыпо

формулам»

1

 

III

Задачисиспользованиемгазовыхзаконов

9

 

7

ЗаконАвогадро.Гей-ЛюссакаиБойля-Мариота,Законкратныхотношений

1

 

8

РешениезадачсиспользованиемзаконаАвогадро

1

 

9

Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа

1

 

10

Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа

1

 

11

Нахождение     химической     формулы     вещества     по

продуктамсгорания

1

 

12

Нахождение     химической     формулы     вещества     по

продуктамсгорания

1

 

13

Решениекомбинированныхзадач

1

 

14

Решениезадачнасмеси

1

 

15

Обобщениезнанийпотеме:«Задачисиспользованием

газовых законов»

1

 

IV

Решение    задач    с    составлением    одной    и    более

пропорций

14

 

16

Решение    задач    с    составлением    одной                   пропорции.Вычисление    массы                       одногоиз       исходныхили

образующихсявеществпоизвестноймассе(объёму)другого

1

 

17

Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили

образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумоле

1

 

18

Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили

образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумолей

1

 

19

Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипоизвестноймассе(илиобъёму)исходноговещества,

содержащегопримеси.

1

 

20

.Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо

известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси.

1

 

21

Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо

известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси.

1

 

22

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного..

1

 

23

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного.

1

 

 

 

24

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного.

1

 

25

Решение        задач        по        уравнениям       нескольких

последовательныхреакций..

1

 

26

Составление    стехиометрических    схем.    Вычисления,

связанныесмольными расчётами

1

 

27

Расчётыпоуравнениямодновременнопротекающих

реакций

1

 

28

Вычислениеобъёмныхсоотношенийвреакцияхмежду

газами

1

 

29

Обобщение    знаний    по    теме:     «Решение    задач     с

составлениемоднойиболеепропорций»

1

 

V/30

Установлениеформулынеизвестного      веществас

использованиемколичественныхданных

1

 

VI

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач

2

 

31

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач Использование цифровых датчиков Точки роста

 

1

 

32

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач

Использование цифровых датчиков Точки роста

1

 

VII/33

Решениекомбинированныхзадач

Использование цифровых датчиков Точки роста

1

 

VIII

/34

Итоговоезанятие.Зачёт.Защитапроектныхработ

1

 

 

Литература

 

  1. ВоловикН.Сборникзадачпонеорганическойхимии.М.:Айрис-Пресс.1999.
  2. ДенисоваВ.Г.Сборникэлективныхкурсов.Химия.9класс.Издательство

«Учитель»2007г.

  1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М. : Высшая школа, 1986,1990, 1997;
  2. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии длясреднейшколы. М.:Новая Волна, 2002;
  3. ХомченкоГ.П.,ХомченкоИ.Г.Сборникзадачпохимиидляпоступающихввузы.М.:НоваяВолна,2002;Решениезадачалгебраическимспособом.М.:1992;
  4. ШтремплерГ.И..ХохловаА.И.Методикарешениярасчётныхзадачпохимии.М.: Просвещение, 2001;