Печать
Категория: Центр «Точка роста"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ Коменской СОШ ГО Богданович.

Общая характеристика учебного предмета

Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

1)  формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2)  развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3)  выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели биологического образованияв старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С       учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

Особенность целеполагания на базовом уровне заключается в том, что цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни.

Таким образом, базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в современном мире, помочь в реальной жизни. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, реализующему гуманизацию биологического образования.

Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и         профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и       умения в собственной жизни.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. Проектная деятельность и участие в дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа способствуют формированию коммуникативных навыков.

В       данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Однако содержание программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся.

В       старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.

В       то же время возраст 15—17 лет — это период подросткового кризиса, который связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности. Для старших подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование. У них продолжают развиваться теоретическое, формальное и рефлексивное мышление, способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, абстрактно-логически, умение оперировать гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции.

Психологическими особенностями подросткового возраста являются целеполагание и построение жизненных планов во временнóй перспективе, т. е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью. В этом возрасте развивается способность к самостоятельному планированию учебной деятельности, построению собственной образовательной траектории.

Особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поэтому большое значение на данном этапе обучения имеют самостоятельные творческие работы, позволяющие подростку проявить и развить свои способности.

Одно из новообразований подросткового возраста — чувство взрослости, включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Важнейшее значение в этот период приобретает коммуникативная деятельность. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Все эти особенности подросткового возраста учтены при формулировании различных типов заданий в учебно-методическом комплексе по биологии, реализующем данную рабочую программу.

Место предмета в учебном плане

Курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В       старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии более полно и точно с научной точки зрения раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

         Предмет биология изучается в течение 2 лет. В объеме 68 часов. По 34 часа в 10 и 11 классах соответственно.

 

         2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                  Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным  и предметным результатам освоения обучающимися учебного предмета.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

 

Метапредметные результатыосвоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник научится:

 

         «Биология» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии отражает:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

На базовом уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, определяет количества часов на изучение учебного предмета.

Программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы из перечня выбраны работы, которые наиболее целесообразны с учетом необходимости достижения предметных результатов.

Курсивом в программе выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым обучающиеся получат возможность научиться.

Базовый уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. 

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития.Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. 

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):

 

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Количество часов

10 класс

Биология как комплекс наук о живой природе

3

Структурные и функциональные основы жизни

15

Организм

16

11 класс

Теория эволюции

13

Развитие жизни на Земле

8

Организмы и окружающая среда

13

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

  •  

Инструктаж по технике безопасности. Введение: роль биологии в формировании современной картины мира, практическое значение биологических знаний. Краткая история развития биологии

 

  •  

Входной контроль

 

  •  

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии. Методы биологии

 

  •  

История изучения клетки. Клеточная теория

 

  •  

Химический состав клетки

 

  •  

Неорганические вещества клетки

 

  •  

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. Углеводы.

 

  •  

Органические вещества. Белки

 

  •  

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

 

  •  

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

 

  •  

Клеточное ядро. Хромосомы

 

  •  

Прокариотическая клетка

 

  •  

Реализация наследственной информации в клетке

 

  •  

Неклеточная форма жизни: вирусы

 

  •  

Промежуточный контроль «Структурные и функциональные основы жизни»

 

  •  

Организм – единое целое. Жизнедеятельность и регуляция функций организма.

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

 

  •  

Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

 

  •  

Деление клетки. Митоз

 

  •  

Размножение: бесполое и половое

 

  •  

Образование половых клеток у животных. Мейоз

 

  •  

Оплодотворение

 

  •  

Индивидуальное развитие организмов

 

  •  

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

 

  •  

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики

 

  •  

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

 

  •  

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

 

  •  

Хромосомная теория наследственности

 

  •  

Современные представления о гене и геноме

 

  •  

Генетика пола

 

  •  

Изменчивость: наследственная и ненаследственная

 

  •  

Генетика и здоровье человека

 

  •  

Доместикация и селекция: основные методы и достижения

 

  •  

Итоговый контроль

 

  •  

Биотехнология: достижения и перспективы развития

 

 

11 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

 

2

Эволюция теория Ж.Б. Ламарка

 

3

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

 

4

Эволюционная теория Чарлза Дарвина

 

5

Вид: критерии и структура

 

6

Популяция как структурная единица вида и эволюции

 

7

Факторы эволюции

 

8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

 

9

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

 

10

Микроэволюция. Многообразие организмов как результат эволюции

 

11

Направления эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

 

12

Доказательства эволюции органического мира

 

13

Промежуточный контроль

 

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

 

15

Современные представления о возникновении жизни

 

16

Развитие жизни на Земле

 

17

Гипотезы происхождения человека

 

18

Положение человека в системе животного мира

 

19

Эволюция человека

 

20

Человеческие расы

 

21

Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека»

 

22

Организм и среда. Экологические факторы

 

23

Абиотические факторы среды. Приспособленность организмов к действию экологических факторов

 

24

Биотические факторы среды

 

25

Структура экосистем

 

26

Пищевые связи. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах

 

27

Устойчивость и динамика экосистем

 

28

Влияние человека на экосистемы. Разнообразие экосистем

 

29

Биосфера – глобальная экосистема

 

30

Закономерности существования биосферы

 

31

Биосфера и человек

 

32

Глобальные антропогенные изменения в биосфере

 

33

Пути решения экологических проблем

 

34

Контроль по теме «Экосистема»

 

 

5.2. ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 п/п

Дата перенесения урока

Тема урока

Форма коррекции

Причина коррекции