3. 3. Организационный раздел примерной образовательной программы основного общего образования
3.1. Учебный план основного общего образовани
Учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план:
— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).
Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана, может быть использовано на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
— внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спор-тивно-оздоровительное и т. д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования.
Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут.
3.1. Примерный учебный план основного общего образования.
Учебный план разработан по уровням обучения, а также включает программы специального коррекционного образования VIIIвида обучения.
Учебный план образовательного учреждения разработан на основе следующих нормативных документов:
- федерального уровня:
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ4;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993;
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29декабря 2010 г. № 189,зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2003 г., регистрационный номер 4594 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 ( постановление главного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27, зарегистрирован в Минюсте России 27.05.2003 г., регистрационный номер 4594);
· Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 N 253 “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
-регионального уровня:
· Распоряжение министерства образования Иркутской области от 10.05.2012 № 561 м-р «Об отмене распоряжения»;
· Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011 №55-37-2727/11 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений»;
· Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.2011 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности»;
· Письмо министерства образования Иркутской области от 04.05.2012 № 55-37-3732/12 «О введении комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году
· Региональный базисный учебный план (приказ министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр).
· Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 13 мая 2013 года №471 «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области».
- образовательного учреждения:
· Лицензия 38Л01 №0000549 (регистрационный номер 5674, от 01ноября 2012, выдана службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области по программам начального общего основного общего образования, среднего (полного) общего образования);
· Свидетельство о государственной аккредитации серия 38А01 № 0000301 (регистрационный номер 2204 от 20.03.2013г);
· Устав МБОУ Целинная СОШ (принят общим собранием коллектива МБОУ Целинная СОШ, протокол №1 от 15.11.2011г.);
· Рабочие программы по предметам;
· Основная образовательная программа ФГОС НОО
Учебный план составлен на основе ФГОС основного образования. Учебно- методические комплексы определяют содержательные линии индивидуального развития школьника, которые нашли отражение в программах каждого учебного предмета в следующих положениях:
— признание решающей роли содержания образования, включающего способы организации образовательной деятельности и приемы формирования учебного сотрудничества, а также в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— ориентация на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов, освоенных учащимися в ходе изучения учебных предметов;
— формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;
— развитие умственных способностей, творческого мышления, готовности к самостоятельной, в том числе проектной деятельности;
-воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества, а именно: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и старших или младших по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно peaгировать на критику, доказывая собственное мнение; оказывать помощь другим;
— воспитание физической культуры: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда курения, алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;
— социально-нравственное воспитание: формирование основ российской идентичности, формирование чувства любви и уважения к близким и окружающим; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему (слабому); формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей.
Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе общего содержания, отражающего единство и целостность научной картины мира. В школе осуществляется коррекционно-развивающее обучение.
Коррекционно-развивающее обучение позволяет осуществлять социальную адаптацию и реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями детей, получить им общее образование и профессионально-трудовую подготовку.
Таким образом:
общеобразовательные предметы учебного плана основного образования направлены на завершение общеобразовательной подготовки.
- развитие индивидуальных способностей обучающихся;
- подготовку к профильному обучению на 2 уровне обучения;
- самоопределение и самоориентацию обучающихся, исходя из государственного запроса.
Все образовательные предметы учебного плана допущены и рекомендованы Министерством образования РФ.
В целом учебный план образовательного учреждения предоставляет оптимальные условия участникам образовательного процесса для получения качественного образования, с учетом индивидуальных способностей, диагностики, социального заказа.
|
Учебный план МБОУ Целинная средняя общеобразовательная школа на учебный год – IIуровень обучения |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего по ступеням |
|||||||||||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
Инвариантная часть |
Филология |
Русский язык |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
16 |
||||||||
Литература |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
||||||||||
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||||||||||
Математика |
Математика |
5 |
5 |
|
|
|
10 |
|||||||||
Алгебра |
|
|
3 |
3 |
3 |
9 |
||||||||||
геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||||||
Информатика и ИКТ |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|||||||||
Обществознание |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||||||||
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
||||||||||
География |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
||||||||||
Естествознание |
Биология |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
|||||||||
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||||||
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
||||||||||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
|||||||||
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
||||||||||
Технология |
Технология (трудовое обучение) |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
|||||||||
Физическая культура |
ОБЖ |
0/1 |
|
|
1 |
|
1,5 |
|||||||||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||||||||||
Основы духовно-нравственнойкультуры народов России |
1/0 |
0,5 |
||||||||||||||
ИТОГО |
29 |
27 |
29 |
31 |
30 |
146 |
||||||||||
Региональный компонент |
4 |
|
|
2,5 |
6,5 |
|||||||||||
|
Русский язык |
3 |
1 |
|
|
4 |
||||||||||
Литература ВС |
|
1 |
1 |
|||||||||||||
|
Информатика и ИКТ |
|
1 |
|
|
1 |
||||||||||
ОБЖ |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
||||||||||
География Иркутской области |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
||||||||||
Черчение |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
||||||||||
Компонент образовательного учреждения |
|
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
э/к по русскому языку |
|
|
|
|
0,25 |
0,25 |
||||||||||
э/к по математике |
|
|
|
|
0,25 |
0,25 |
||||||||||
э/к Гражданская оборона |
0,5 |
|||||||||||||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6 дневной рабочей недели |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
||||||||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5 дневной рабочей недели |
29 |
31 |
32 |
33 |
33 |
158 |
||||||||||
3.1.1. Примерный календарный учебный график
Все предметы ОУ и регионального компонента вносятся в расписание.
Режим работы односменный. Внеклассная и кружковая работа проводится во вторую половину дня с 16 до 20 часов.Учебный год составляет- 34 учебные недели.
Годовой календарный учебный график следующий:
Учебная четверть |
Продолжительность четверти |
Продолжительность каникул |
Календарных дней |
1. |
01.09.2015 – 03.11.2015 г.г. |
05.11.2015 – 10.11.2015 г.г. |
6 |
2. |
11.11.2015 – 31.12.2015г.г. |
01.01.2016 – 12.01.2016 г.г. |
13 |
3. |
13.01.2016 – 21.03.2016 г.г. |
22.03.2016 – 03.04.2016 г.г. |
11 |
4. |
04.04.2016 – 31.05.2016 г.г. |
01.06.2016– 31.08.2016 г.г. |
13 недель |
3.1.2.Примерный план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся.
К организации внеурочной деятельности привлекаются классные руководители, учителя-предметники, работающие в начальной и основной школе, педагоги дополнительного образования ДЮЦ, ДЮСШ , социальные партнёры (библиотека, клуб). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Для организации внеурочной деятельности учащихся формируются разновозрастные и одновозрастные группы.
3.1.2.Примерный план внеурочной деятельности
(5 класс)
Содержание программы внеурочеой деятельности
№п/п |
Содержание |
страницы |
1 |
Пояснительная записка
|
3 |
2 |
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
|
3 |
3 |
Планируемыерезультаты внеурочной деятельности
|
4 |
4 |
Принципыи особенности организации программыпо внеурочной деятельности
|
5 |
5 |
Направленияповнеурочной деятельности
|
6 |
6 |
Основноесодержание программы повнеурочной деятельности
|
7 |
7 |
Мониторингэффективности внеурочной деятельности
|
8 |
8 |
Условия реализации программы внеурочной деятельности
|
9 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа программы
1. Закон РФ «Об образовании»;
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
3. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
5. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы»
6. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, выступлений, социальных проектов, круглых столов, конференций, диспутов, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, информационно-познавательную, игровую, спортивную и социальную деятельность.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
1. Цель программы:создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.
1. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
2. Способствовать личностному становлению учащихся, развитию интеллекта.
3. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
4. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни.
3. Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
§ любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
§ осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
§ познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
§ социальная активность,
§ уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
§ осознанно выполнятьправила здорового и целесообразного образа жизни;
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
§ освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
§ ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
§ основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
§ сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
§ гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
§ уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
§ уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
§ уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
§ потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
§ позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты
§ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
§ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
§ устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
§ аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
§ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
§ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
§ работать в группе —устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательныерезультаты
§ основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
§ проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
§ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
§ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
§ • основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;
4.Принципы и особенности организации внеурочной деятельности
· Принципгуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.
· Принципвариативности.Культивируетсяширокий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
· Принципкреативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
· Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
1. Принцип социального заказа
2. Принцип целостности
3. Принцип личностно-деятельностного подхода
4. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
5. Принцип кадровой политики
Модель организации внеурочной деятельности школы – модель корпоративной школы, так как внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения, дети объединены по интересам и поставленным образовательным задачам. Используются программы внеурочной деятельности, разработанные учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования. Составленные педагогами рабочие программы внеурочной деятельности утверждены, проведена экспертиза, для реализации программ ОУ укомплектовано необходимыми педагогическими кадрами.
4.Направления реализации программы
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности:
· духовно-нравственное,
· социальное
· общеинтеллектуальное,
· общекультурное,
· спортивно-оздоровительное
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:
Духовно-нравственное направление.
Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.
Результаты:сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.
Формы работы:воспитательные мероприятия, творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность в школьном музее, выставки работ.
Духовно-нравственное направлениевнеурочной деятельности представлено кружком «Истоки».
Социальное направление.
Цель: Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром,
Результаты:сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).
Формы работы:игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа, круглый стол, дискуссия.
В рамках социального направления внеурочной деятельности предлагается:
кружок «Полезные привычки»
Общеинтеллектуальное направление.
Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях.
Результаты:сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных.
Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа.
В рамках общеинтеллектуального направления предлагается:
кружок « Занимательный русский язык
Общекультурное направление.
Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического интереса к искусству.
Результаты:сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьном музыкальном спектакле.
Формы работы:воспитательные мероприятия: концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы, художественные выставки, поездки в театры, музеи.
.
В рамкахобщекультурного направления предлагается:
кружок «Веселые нотки».
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель:формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Результаты:сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях.
Формы работы: беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, школьные спортивные мероприятия, турниры и оздоровительные акции.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено:
секциями «Народные игры» и «Футбол»
4. Содержаниепрограммы по внеурочной деятельности (в приложении к программе)
· духовно-нравственное направление
Программа кружка «Истоки». Учитель истории Ершов О.М.
· социальное направление
Программа кружка «Полезные привычки». Социальный педагог Бабушкина В.Н.
· общеинтеллектуальное направление
Программа кружка « Занимательный русский язык». Учитель русского языка и литературы Логинова Е.Ю.
общекультурное направление
Программа кружка «Веселые нотки». Учитель музыки Хогоева Л.К.
спортивно-оздоровительное направление
Программа кружка «Народные игры». Учитель физической культуры Петунова Л.В.
Программа кружка «Футбол» Учитель физической культуры Дебенова Г.Т.
|
5. Мониторингэффективности внеурочной деятельности
Цельюмониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизациивнеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
Задачадиагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочнойдеятельности, которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованностиформ и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всехнаправлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогамгода с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)
Личность самого воспитанника (вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательнуюдеятельность как на базе школы, так и вне ОУ)
Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностныхотношений)
Мониторингосуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.
- Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
- Методика «Творческие задания»
- Методика «Эмоционально-психологический климат»
- Анкетирование по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях.
- Тест на мотивацию.
6. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
· конкретное планирование деятельности,
· кадровое обеспечение программы,
· методическое обеспечение программы,
· педагогические условия,
·материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
· педагоги школы, реализующие программу;
· педагоги дополнительного образования
· библиотекарь;
· социальный педагог;
· психолог
· медицинский работник школы;
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи |
Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности |
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса |
Семинары с психологами, специалистами внешкольных учреждений. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов |
Обеспечить материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления внеурочной деятельности |
|
Научно – методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
· методические пособия,
· интернет-ресурсы,
· мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий |
Систематизация авторских разработок педагогов школы Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. |
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. |
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. |
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
Материально – техническое обеспечение:
1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
2. материалы для оформления и творчества детей,
3. наличие канцелярских принадлежностей,
4. аудиоматериалы и видеотехника,
5. компьютерный класс,
6. проектор,
7. мультимедийные доска
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу основного общего образования, условия должны:
• соответствовать требованиям Стандарта;
• обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;
• учитывать особенности образовательного учреждения, его организа-ционную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;
• предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнё-рами, использования ресурсов социума.
В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, должен содержать:
• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, мате-риально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
• систему оценки условий.
Система условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогности-ческой работы, включающей:
• анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;
• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;
• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;
• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
• характеристику укомплектованности образовательного учреждения;
• описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности;
• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.
Кадровое обеспечение
Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности. (см. Приложение 1, 2)
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих[1] (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
Должность |
Должностные обязанности |
Количество работников в ОУ (требуется /имеется) |
Требования к уровню квалификации |
Фактический уровень квалификации |
руководитель образовательного учреждения |
обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения |
1/1 |
высшее профессиональное образование по направлениям подготовки Менеджмент», стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет |
высшее профессиональное образование по направлениям подготовки Менеджмент», стаж работы на педагогических должностях более 20 лет |
заместитель руководителя |
координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.
|
2/2 |
высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
|
высшее профессиональное образование высшее профессиональное образование по направлениям подготовки Менеджмент», 27/7 |
учитель |
осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ |
31,7/31,74 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету |
высшее профессиональное образо-вание или среднее профессиональное образование |
социальный педагог |
осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся |
1/1 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» |
среднее профессиональное дошкольное образование |
педагог-психолог |
осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся |
1/1 |
высшее профессиональное образо-ание или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы |
|
Организатор ребячьих дел |
способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений |
1/1 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы |
педагог дополнительного образования |
осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность |
|
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы |
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности |
осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения |
1/1 |
высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
высшее образование и профессиональная подготовка по направлению ОБЖ |
библиотекарь |
обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся |
1/1 |
высшее или среднее профессиональ-ное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность |
Воспитатель детского сада |
Перспективный план прохождения курсовой повышения квалификации
педагогами МБОУ Целинная СОШ
№ |
Ф.И.О. |
Год прохождения курсов |
Предмет |
Перспективный план прохождения курсов по годам |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||||
1 |
Долбеева Л.П. |
2011,2014 ФГОС |
биология |
|
|
|
+ |
|
2 |
Дабалаева Е.Б. |
2012 |
Биология,англ.яз |
+ ФГОС |
|
|
|
|
3 |
Ершова Г.М. |
2012,2014 ФГОС |
география |
|
|
|
+ |
|
4 |
Логинова Е.Ю. |
|
Русский яз. литература |
|
+ ФГОС |
|
|
|
5 |
Могоева Н.П. |
2012,2014 |
Англ.яз |
|
+ ФГОС |
|
|
|
6 |
Ильина В.П. |
2012,2015- ФГОС |
математика |
|
|
|
+ |
|
7 |
Ильин Г.Г. |
2012,2014 |
ОБЖ |
+ ФГОС |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Ершов О.М. |
2012,2015 ФГОС |
история |
|
|
|
+ |
|
9 |
Бабкинова Л.Л. |
2012 |
физика |
|
ФГОС |
|
|
|
10 |
Мусина Е.П. |
2012 |
химия |
+ ФГОС |
|
|
|
|
11 |
Петунова Л.В. |
2012,2015 ФГОС |
Физ.культ. |
|
|
|
+ |
|
12 |
Бабушкина В.Н. |
2009 |
Соц.педа гог |
+ ФГОС |
|
|
|
|
13 |
Батахаев А.А. |
2011 |
информатика |
ФГОС |
|
|
|
|
14 |
Карпека Т.О. |
2012,2014 ФГОС |
Нач.кл. |
|
|
+ |
|
|
15 |
Рой М.П. |
2012,2014 ФГОС |
Нач.кл. |
|
|
+ |
|
|
16 |
Дебенова Г.Т. |
Молодой специалист |
Физ.культ. |
ФГОС-2мод. |
|
|
+ |
|
17 |
Малинина И.Ф. |
2013 |
Коррекц. кл |
+ ФГОС |
|
|
|
|
18 |
Шобонова А Н. |
2012,2014 ФГОС |
Нач.кл. |
|
|
+ |
|
|
19 |
Самсонова Т.В. |
2012 |
Библиотекарь |
+ ФГОС |
|
+ |
|
|
20 |
Чебану Е.Н. |
2012 |
Рус.яз. литература |
|
|
+ |
|
|
21 |
Плишкинова О.И |
2012,2014 ФГОС |
Нач.классы |
|
|
+ |
|
+ |
22 |
Батахаева Н.А. |
2011 |
Рус.яз. литература |
|
+ ФГОС |
|
|
|
23 |
Донских Е.А. |
Молодой специалист |
математика |
|
+ ФГОС |
|
|
|
24 |
ШанароваМ.Э. |
2015 ФГОС |
Рус.яз. литература |
|
|
|
+ |
|
Перспективный план прохождения аттестации
педагогами МБОУ Целинная СОШ
№ |
Ф.И.О. |
Год прохождения курсов |
Предмет |
Категория |
Перспективный план прохождения курсов по годам |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
Долбеева Л.П. |
2011 |
биология |
1 |
|
+ |
|
|
|
|
2 |
Дабалаева Е.Б. |
2010 |
Биология,англ.яз |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
3 |
Ершова Г.М. |
2010 |
география |
1 |
|
|
|
|
|
+ |
4 |
Логинова Е.Ю. |
2010 |
Русский яз. литература |
1 |
|
|
|
|
|
+ |
5 |
Могоева Н.П. |
|
Англ.яз |
СЗД |
|
+ |
|
|
|
|
6 |
Ильина В.П. |
2012 |
математика |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
7 |
Ильин Г.Г. |
2012,2014 |
ОБЖ |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
8 |
Ершов О.М. |
201 0 |
история |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
9 |
Бабкинова Л.Л. |
2010 |
физика |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
10 |
Мусина Е.П. |
2010 |
химия |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
11 |
Петунова Л.В. |
2012 |
Физ.культ. |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
12 |
Бабушкина В.Н. |
2009 |
Соц.педа гог |
б/к |
+ |
|
|
|
|
|
13 |
Батахаев А.А. |
|
информатика |
СЗД |
|
+ |
|
|
|
|
14 |
Карпека Т.О. |
2014 |
Нач.кл. |
1 |
|
|
|
|
+ |
|
15 |
Рой М.П. |
2014 |
Нач.кл. |
1 |
|
|
|
|
+ |
|
16 |
Дебенова Г.Т. |
Молодой специалист |
Физ.культ. |
|
|
|
+ |
|
|
|
17 |
Малинина И.Ф. |
2010 |
Коррекц. кл |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
18 |
Шобонова А Н. |
2010 |
Нач.кл. |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
19 |
Самсонова Т.В. |
|
Библиотекарь |
б/к |
|
|
|
|
|
|
20 |
Чебану Е.Н. |
2010 |
Рус.яз. литература |
Высш. |
|
+ |
|
|
|
|
21 |
Плишкинова О.И |
|
Нач.классы |
1 |
|
|
|
|
|
+ |
22 |
Батахаева Н.А. |
2013 |
Рус.яз. литература |
1 |
|
|
|
|
+ |
|
23 |
Донских Е.А. |
Молодой специалист |
математика |
б/к |
|
+ |
|
|
|
|
24 |
ШанароваМ.Э. |
2010 |
Рус.яз. литература |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГОС общего образования;
• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основнойобразовательной программы основного общего образования
Требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
· обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
· обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, могут включать: учебное сотрудничество, совместную деятельность, разновозрастное сотрудничество, дискуссию, тренинги, групповую игру, освоение культуры аргументации, рефлексию, педагогическое общение, а также информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать:
· диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года;
· консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации;
· профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения можно отнести:
· сохранение и укрепление психологического здоровья;
· мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
· психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
· формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;
· развитие экологической культуры;
· выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья;
· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
· поддержку детских объединений и ученического самоуправления;
· выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Для оценки профессиональной деятельности педагога в образовательной организации возможно использование различных методик оценки психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном задании образовательной организации.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования бюджетного (автономного) учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг, казенного учреждения – на основании бюджетной сметы.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Норматив затрат на реализацию образовательной программы основного общего образования – гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного обучающегося, необходимый для реализации образовательной программы основного общего образования, включая:
· расходы на оплату труда работников, реализующих образовательную программу основного общего образования;
· расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
· прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности образовательных программ, с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных законодательством особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями в части расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу основного общего образования, расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек сверх норматива финансового обеспечения, определенного субъектом Российской Федерации.
В соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления по организации предоставления общего образования в расходы местных бюджетов могут также включаться расходы, связанные с организацией подвоза обучающихся к образовательным организациям и развитием сетевого взаимодействия для реализации основной образовательной программы общего образования.
Реализация подхода нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося осуществляется на трех следующих уровнях:
· межбюджетные отношения (бюджет субъекта Российской Федерации – местный бюджет);
· внутрибюджетные отношения (местный бюджет – муниципальная общеобразовательная организация);
· общеобразовательная организация.
Порядок определения и доведения до общеобразовательных организаций бюджетных ассигнований, рассчитанных с использованием нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося, должен обеспечить нормативно-правовое регулирование на региональном уровне следующих положений:
· сохранение уровня финансирования по статьям расходов, включенным в величину норматива затрат на реализацию образовательной программы основного общего образования (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью общеобразовательных организаций);
· возможность использования нормативов не только на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта Российской Федерации – местный бюджет), но и на уровне внутрибюджетных отношений (местный бюджет – общеобразовательная организация) и общеобразовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно принимает решение в части направления и расходования средств государственного (муниципального) задания. И самостоятельно определяет долю средств, направляемых на оплату труда и иные нужды, необходимые для выполнения государственного задания.
При разработке программы образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ, финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для коррекции нарушения развития.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы финансового обеспечения, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные организации.
В связи с требованиями ФГОС ООО при расчете регионального норматива должны учитываться затраты рабочего времени педагогических работников образовательных организаций на урочную и внеурочную деятельность
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, количеством обучающихся, соответствующими поправочными коэффициентами (при их наличии) и локальным нормативным актом образовательной организации, устанавливающим положение об оплате труда работников образовательной организации.
Справочно: в соответствии с установленным порядком финансирования оплаты труда работников образовательных организаций:
· фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой и стимулирующей частей. Рекомендуемый диапазон стимулирующей доли фонда оплаты труда – от 20 до 40 %. Значение стимулирующей части определяется образовательной организацией самостоятельно;
· базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату работников;
· рекомендуемое оптимальное значение объема фонда оплаты труда педагогического персонала – 70 % от общего объема фонда оплаты труда. Значение или диапазон фонда оплаты труда педагогического персонала определяется самостоятельно образовательной организацией;
· базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, состоит из общей и специальной частей;
· общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.
Образовательная организация самостоятельно определяет:
· соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
· соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иногоперсонала;
· соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;
· порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение коллегиальных органов управления образовательной организации (например, Общественного совета образовательной организации), выборного органа первичной профсоюзной организации.
Для обеспечения требований ФГОС на основе проведенного анализа материально-технических условий реализации образовательной программы основного общего образования образовательная организация:
1) проводит экономический расчет стоимости обеспечения требований ФГОС;
2) устанавливает предмет закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации образовательной программы основного общего образования;
3) определяет величину затрат на обеспечение требований к условиям реализации образовательной программы основного общего образования;
4) соотносит необходимые затраты с региональным (муниципальным) графиком внедрения ФГОС ООО и определяет распределение по годам освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации образовательной программы основного общего образования;
5) разрабатывает финансовый механизм взаимодействия между образовательной организацией и организациями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнерами, организующими внеурочную деятельность обучающихся, и отражает его в своих локальных нормативных актах. При этом учитывается, что взаимодействие может осуществляться:
· на основе договоров о сетевой форме реализации образовательных программ на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе образовательной организации (организации дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.);
· за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию для обучающихся образовательной организации широкого спектра программ внеурочной деятельности.
Примерный календарный учебный график реализации образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 10).
Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы основного общего образования определяет нормативные затраты субъекта Российской Федерации (муниципального образования) связанных с оказанием государственными (муниципальными) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственных услуг по реализации образовательных программ в в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 10).
Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных организации на очередной финансовый год.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Нормативные затраты на оказание i-той государственной услугина соответствующий финансовый год определяются по формуле:
Р iгу= Niочр × ki, где:
Р iгу– нормативные затраты на оказание i-той государственной услугина соответствующий финансовый год;
Niочр –нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;
kt–объем i-той государственной услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год определяются по формуле:
Niочр=Nгу+Nон , где
Niочр – нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;
Nгу–нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
Nон– нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги на соответствующий финансовый год определяется по формуле:
Nгу= Noтгу +Nyp, где
Nгу –нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги на соответствующий финансовый год;
Nomгy–нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
Nyp–нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами качества оказания услуги.
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий и т. п. персонал не учитывается).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение средней стоимости единицы времени персонала на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги, с учетом стимулирующих выплат за результативность труда. Стоимость единицы времени персонала рассчитывается исходя из действующей системы оплаты труда, с учетом доплат и надбавок, установленных действующим законодательством, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных законодательством.
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со
стандартами качества оказания услуги рассчитываются как произведение
стоимости учебных материалов на их количество, необходимое для оказания
единицы государственной услуги (выполнения работ) и определяется по видам организацийв соответствии с нормативным актом субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги основного общего образования:
реализация образовательных программ основного общего образования может определяться по формуле:
Nотгу= Wer× 12 × К1 × К2 × К3, где:
Nотгу –нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги по предоставлению основного общего образования;
Wer– среднемесячная заработная плата в экономике соответствующего региона в предшествующем году, руб. /мес.;
12 – количество месяцев в году;
K1 – коэффициент, учитывающий специфику образовательной программы или категорию обучающихся (при их наличии);
K2– коэффициент страховых взносов на выплаты по оплате труда. Значение коэффициента – 1,302;
K3– коэффициент, учитывающий применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях (при наличии данных коэффициентов).
К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием i-той государственной услуги и к нормативным затратам на содержание имущества. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды определяются по формуле: