Пояснительная записка
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания –следствие из выше сказанного.
Экология- наука взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. В нашей действительности экология –это не просто наука, это новое мировоззрения. Человек не главное действующее лицо, а особая разумная, но всё же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к природе. Охранять природу необходимо не потому. Что она сама ценна, человек не может существовать без природно87го окружения. А вот природа без человека может. Вот почему формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить экологические знания к биологическим и географическим терминам.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
1.Понимание самооценки природы.
2.Осознаие себя как часть природы.
3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4.Поимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5.Воспитание активной жизненной позиции.
6.Обучение азам экологической безопасности.
7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8.подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.
Цель данной программы:
-осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека;
-постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
-формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;
Формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Гармоничное развитие личности ребёнка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается а систему знаний. Эта система включает элементарные знания о биосфере и ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа-растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье . жизни и смерти, движении-ос7овных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно - мотивационную сферу личности ребёнка необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с нею , любовью к родной земле, стремление глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Программа построена а принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи обучающихся, их мышления и способностей, культуру чувств.Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспрои зведению заий, пониманию и оцеке происходящего, элементам системного анализа, совместой практической деятельности учителя и ученика.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом местных условий. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира(отдельные объекты и явления).Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи.Раздел «Планета наш дом, а мы хозяева в нём» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ей отношение).
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и умения дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок , экскурсий, изобразительных и музыкальных занятий и т.д.
Содержание программы рассчитано на 27 часов в год. Работа учащихся по 1 часу в неделю. Материал скомпанован по разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов , которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контенгента детей, личными интересами.
Цель курса:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы. Развитие понимания и уважения природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса :
1. Углублять и расширять представления в области экологии.
2. 2.Формировать умение проведения самостоятельно исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
*экологическое;
*исследовательская деятельность.
Особенности экологического направления
Особенность данного направления состоит в том, что в нём
*расширяется кругозор обучающихся;
*пополняются знания об окружающем мире.
В 1-2 классах:
*раскрываются законы по которым живёт природа и обучающиеся в своих поступках учаться руководствоваться этими законами;
*расширяются представления о законах земли;
*выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.
В 3-4 классах:
*развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;
*раскрывается сущность происходящих экологических катаклизмов;
*акцентируется внимание а современных проблемах экологии и осознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Особенности направления «исследовательская деятельность»
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течении года делится а три части:
*тренинговым занятиям;
*исследовательская практика;
*мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретаю специальные знания и развивают навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой , обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательской работы постепенно возрастает.
В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( мини-курсы, семинары, конференции. Диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Эта часть очень важна, т.к. ребёнок , что результат его работы важен и интересен другим.
Календарно тематическое планирование 2 класс
№ |
Темы занятий |
Количество часов |
Контроль ЗНУ |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Экологические связи в живой природе |
5 |
4 |
9 |
Мини –семинар «Защитные приспособления у растений и животных» |
2 |
Вода. Охрана воды |
3 |
2 |
5 |
Семинар «Как подготовиться к защите» |
3 |
Почвы. Охрана почв |
3 |
2 |
5 |
Конференция «В защиту экологического проекта» |
4 |
Воздух.Охрана воздуха «Исследуем самостоятельно» |
3 |
1 |
4 |
Мозговой штурм «Способы охраны воздуха» |
5 |
Способы охраны природы |
3 |
3 |
6 |
Защита исследовательских работ и творческих проектов» |
Содержание учебной программы
№ темы |
Содержание |
|
экология |
Исследовательская деятельность |
|
|
Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семиар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы , окраска, поза и др). Вода и цивилизация. |
Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Инструкция и создание гипотез. «Искусство делать сообщения». «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» |
|
Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоёмов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. |
Практические задания а анализ и синтез. Как сделать обобщение . Практическое занятие: «Проведение эксперементов». «Искусство задавать вопросы и отвечать на их». Семинар «Как подготовиться к защите» |
. |
Разнообразные живые обитатели почв .Их роль в поддерживание почвенного плодородия. Эрозия почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. |
«Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное». Предварительная защита собственных исследовательских проектов. Конференция «В защиту экологического проекта». Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
|
Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных . Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм « Способы охраны воздуха». |
Работа со схемами , таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |