Пояснительная записка
Рабочая программа краеведческого кружка «Музей в моем классе» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности.Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение двух лет обучения и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
· Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
· Добывать новые знания: находить необходимую информацию
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:
· Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
· Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
· Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание:
Введение (2 часа)
Моя семья (7 часов)
Мой край на карте Родины (3 часа)
Природа нашего края (17 часов)
Село, в котором я живу (9 часов)
Мой край родной(10 часов)
Культура и быт родного края (8 часов)
Музей- хранилище истории. (6 часов)
Итоговые занятия (2 часа)
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел и тема |
Теория |
Практика |
Дата |
1-4 класс – 27 часов Введение (1 час) |
||||
1 |
Краеведение- наука о родном крае. |
1 |
|
|
Моя семья (6 часов)
|
||||
2 |
Я и моё имя. |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Корни моей семьи. |
1 |
|
|
4 |
Моя родословная. |
|
1 |
|
5 |
Наша дружная семья. |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Традиции моей семьи. |
1 |
|
|
7 |
Профессии в моей семье. |
0,5 |
0,5 |
|
Наша школа (4 часа) |
||||
8 |
Знакомство с историей возникновения школы. |
1 |
|
|
9 |
Школьный архив. Судьбы выпускников. |
1 |
|
|
10 |
Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. |
|
1 |
|
11 |
Гордость школы. Традиции школы.
|
1 |
|
|
Мой край на карте Родины (3 часа) |
||||
12 |
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. |
0,5 |
0,5 |
|
13 |
Иркутская область – частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой. |
0,5 |
0,5 |
|
14 |
Моя малая Родина. |
0,5 |
0,5 |
|
Природа нашего края (13 часов) |
||||
15 |
Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области. |
1 |
|
|
16 |
Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона. |
0,5 |
0,5 |
|
17 |
Животный мир Иркутской области. |
0,5 |
0,5 |
|
18 |
Охранять природу – значит охранять Родину. |
1 |
|
|
19 |
Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Иркутской области. |
1 |
|
|
20 |
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? |
1 |
|
|
21 |
Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». |
1 |
|
|
22 |
Полезные ископаемые Иркутской области. |
1 |
|
|
23 |
Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? |
1 |
|
|
24 |
Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной» |
|
1 |
|
25 |
Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края» |
|
1 |
|
26 |
Экскурсия на водоем родного села. |
|
1 |
|
27 |
Проведение народного праздника «Масленица» |
|
1 |
|
Литература:
1. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.