Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесённые в указанную программу, обоснованы применением её для другой возрастной категории.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю, 54 часа в год. .
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемыеметоды иприемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем кружка.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№ п/п |
Темы |
|
||
1 год |
2 год |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения |
2 |
- |
|
3 |
Охрана голоса |
- |
1 |
|
4 |
Певческая установка |
- |
2 |
|
5 |
Звукообразование. Музыкальные штрихи |
2 |
2 |
|
6 |
Дыхание |
2 |
2 |
|
7 |
Дикция и артикуляция |
1 |
10 |
|
8 |
Ансамбль. Унисон |
2 |
- |
|
9 |
Ансамбль. Элементы двухголосья. |
10 |
2 |
|
10 |
Музыкально-исполнительская работа |
2 |
2 |
|
11 |
Ритм |
10 |
2 |
|
12 |
Сцендвижение |
2 |
2 |
|
13 |
Работа над репертуаром |
14 |
12 |
|
14 |
Концертная деятельность |
2 |
10 |
|
15 |
Итоговые занятия, творческие отчеты |
2 |
2 |
|
ИТОГО 54 54 |
Содержание
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9. Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны научиться:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз. штрихи;
- средства муз. выразительности.
научатся
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Календарно – тематическое планирование
№ п.п. |
Содержание и виды работы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1.2
3.4.
5.6 .
7.8
9.10
11.12
13.14
15.16
17.18
19-22
23-26
27-28
29-36
37-44
45-48
49.50
51.52 53.54 |
Введение. Ладовое многообразие.
Темп-яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы 1,2,3 частные.
Типы голосов. Типы дыхания.
Части жанра голосов песни: запев, куплет, припев, кода. Урок слушания и анализа.
Формирования певчевских навыков. Роль распевки.
Сочинение мелодий на заданный ритм. Повторение песен «Здравствуй, осень!», «Осень постучалась к нам», «За грибами».
Выступление на «Осеннем балу» определение на слух изученных песен. Определение самого высокого звука в песнях и самого низкого.
Слушание произведений на тему «Музыка осени».
Подготовка к празднику «Новый год». Разучивание хороводных песен «Елочка», «Новогодний хоровод», «К нам приходит Новый год».
Работа над песнями «Станция слонов», «Танцуй и пой», «Кораблик», «Солнечный гном», «Балалайка», «Гармонист Тимошка».
Работа над сценическим образом песен.
Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Разучивание песен «Про папу», «Лучше папы друга нет», «папа», «Сегодня салют».
Конкурс патриотической песни ДДТ Подготовка к празднику 8 Марта.
Подготовка к концертной программе (неделя эстетического цикла).
Разучивание песен к празднику День Победы. «Главный праздник», «Ветераны», «День Победы».
Участие в вахте памяти погибших в ВОВ.
Повторение песен «Кораблик», «Гармонист Тимошка», «мама», «Песня маленькой принцессы».
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
8
8
4
2
2
2
|
|
Литература
1. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника, М, 2001.
2. Юдина Е.И. Азбука музыкально – творческого саморазвития, М, 1994.
3. Ригина Г.С. творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания, М, 2002.
4. Воспитание музыкой, М, Просвещение, 2004.
5. Тарасов. Музыка в семье. Музыкальная детская литература.
6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах, Советский композитор, 2006.