Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 5-9 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования по предмету; на основе
примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,
авторской программы предметной линии учебников под редакцией А. Т. Смирнова – М.:
Просвещение, 2011 г.
Структура документа включает в себя следующие элементы: пояснительную записку
учебного предмета и УМК; общую характеристику учебного предмета; описание места
учебного предмета в учебном плане; результаты освоения учебного предмета; содержание
учебного предмета; тематическое планирование по учебному предмету; планируемые
результаты изучения учебного предмета на уровне основного общего образования.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности
прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
, обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структура курса ОБЖ в 5-9-м классе:
Программа курса ОБЖ – 5-9 класс предназначена для ознакомления учащихся с общими
характеристиками различных чрезвычайных ситуаций в условиях города, их последствиями, а
так же для приобретения знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях данных
опасных ситуациях.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у
учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной
системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях,
охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области
безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом
количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме
определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности
в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, включает в себя
понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни
школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции,
необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.
Модуль включает три раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности .
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций .
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них
индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также
умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел5. Оказание первой медицинской помощи.
Основные образовательные технологии
- технология гендерного обучения;
- здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного;
- проектные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- компьютерные технологии;
- личностно-ориентированные технологии.
Планируемые результаты освоения учебной программы
Обучающиеся должны понимать:
1. значение экологической безопасности для населения страны (региона);
2. значение и функции Министерства ГОЧС РФ;
3. ценность собственного здоровья.
Обучающиеся должны знать:
1. основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной
деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них;
2. характеристику наиболее важных природных явлений и производственной
деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций ;
3. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
4. способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
5. правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования
защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения;
6. наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения,
меры профилактики;
7. методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм,
ранений и отравлениях;
8. основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы
личной и общественной гигиены;
9. основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской
обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной
службы по призыву.
Обучающиеся должны уметь:
1. обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности,
использовать приемы самозащиты;
2. выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях
мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям;
3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
4. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях и ушибах,
обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и
непрямом массаже сердца;
5. выполнять различные физические упражнения для развития силы, выносливости,
гибкости и снятия эмоциональных нагрузок;
6. соблюдать правила личной гигиены, составлять рациональный режим дня.
Общая трудоёмкость дисциплины
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год
Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 10-11 класс
1.Место предмета в структуре основной образовательной программы
Преподавание ОБЖ ведется по рабочей программе, составленной в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
2004 года, Законом РФ об образовании, учебных стандартов школ России, федеральной
программой развития образования, федеральным базисным учебным планом для
образовательных учреждений РФ . Преподавание курса ОБЖ ориентировано на использование
учебника Смирнов А.Т., Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности М.:
Просвещение, 2013.
2. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 – 11 классах направлено на
достижение следующих целей:
Освоение знаний о здоровом образе жизни опасных и основу медицинских знаний;
обобщение знаний о чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их
возникновения:
- приобретение учащимися теоретических и практических навыков;
- психологическая подготовка для обеспечения успешных действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного характера.
Развитие качества личности, необходимых для ведения здорового образа жизни
Изучение данного курса направлено на решение следующих задач:
- повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при
возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при
столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения, а также
формирования навыков и умений оказания первой помощи при ранениях и травмах.
Знакомство с ВС РФ, историей создания, видами и родами войск, роль и место ВС РФ в
системе национальной безопасности страны.
Формирование основных понятий организация воинского учёта, обязательная подготовка
граждан к военной службе, организация медицинского освидетельствования граждан при
постановке на воинский учёт.
3. Образовательные технологии:
личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии,
исследовательские, методы проектной деятельности.
4. Требования к результатам освоения программы
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила
личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной
безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по
обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и
по организации борьбы с терроризмом;
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотикам;
♦ нормативно – правовая база по основам военной службы.
Обучающиеся должен уметь:
♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила
личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
♦ знать историей создания ВС РФ;
♦ знать виды и рода войск, роль и место ВС РФ в системе национальной безопасности
страны;
♦ знать организацию воинского учёта, обязательную подготовка граждан к военной
службе, организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский
учёт.
Кроме того, обучающиеся должны уметь применять полученные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
♦ активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
♦ соблюдения норм здорового образа жизни.
5. Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа по ОБЖ в 10 кл. рассчитана на 34 час, из расчета 1 ч в неделю, 11кл.-32 час. согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику.
6.Формы контроля
Текущий, фронтальный, итоговый контроль, контрольные работы, самостоятельные
работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания.