Утверждаю:
Директор школы:
Долбеева Л.П._______
Рабочая программа
«Школа будущего первоклассника»
Составила учитель
1 квалификационной категории
Рой Марина Петровна
п. Целинный
Программа «Школа будущего первоклассника»
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Занятия с будущими первоклассниками являются одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад – начальная школа». Необходимость проведения подобных занятий объясняется потребностями родителей и учителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей.
При составлении данной программы выдержаны требования к особенностям обучения детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в апреле или августе. Курс занятий рассчитан на 10дней. Проводится 3 занятия в день. Продолжительность занятия 20 минут. Между занятиями перерыв 10 минут. Занятия проводятся учителями, готовящимися работать в первых классах.
Цель курса:
- Создание условий для успешной адаптации будущих первоклассников к новым социальным условиям;
- Оказание помощи родителям будущих первоклассников в подготовке детей к обучению в первом классе;
- Выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению
Задачи курса:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные содержательные линии курса:
1блок:Ознакомление с окружающим миром.
Дать представления о школе и правилах поведения в ней. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
2 блок: Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Активизация, расширение и уточнение словаря детей. Закрепление умения отвечать на вопросы, самостоятельно, связно и последовательно передавать содержание текста. Совершенствовать умение составлять рассказы.
3 блок: Развитие элементарных математических представлений.
Знакомство с цифрами 0 – 9. Учить решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Учить ориентирам на листе бумаги. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели). Учить ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Методы и приёмы работы:
В основе методики ознакомления с окружающим миром лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств.
1.Дети ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни.
2.Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
3.Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки.
В основе методики развития речи и подготовки к обучению грамоте
используется метод индивидуализации и дифференциации обучения, а также различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.
В основе методики развития элементарных математических представлений внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства: демонстрационный материал, таблицы.
Основные требования:
По окончании занятий будущие первоклассники должны знать:
- правила поведения в школе;
- предметы живой и неживой природы;
- явления природы, изменения в ней;
- охрана природы;
- единицы времени ( год, неделя, сутки)
Будущие первоклассники должны уметь:
- считать в пределах 10;
- составлять по картинке рассказ из 3 – 5 предложений;
- выполнять на слух инструкцию учителя;
- пользоваться карандашом и другими графическими материалами
Литература для учителя:
Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009
· Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2012
· Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 2009
· Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2010
Утверждаю
Директор школы: Долбеева Л.П.
Календарно - тематическое планирование занятий
Номер урока |
Тема урока |
Дата |
|
По плану |
Факт. |
||
|
|||
Математика (5ч) |
|||
1 |
Пространственные отношения |
01.04 |
|
2-3 |
Знакомство с цифрами от 0 до 9 |
01.04 |
|
4 |
Временные отношения |
01.04 |
|
5 |
Представление о действии сложения и вычитания |
08.04 |
|
Развитие речи (5ч) |
|||
6 |
Буква, слог, слово |
08.04 |
|
7-8 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
08.04 |
|
9- 10 |
Пересказ текста |
15.04 |
|
Моторика (8ч) |
|||
11-12 |
Подготовительная работа. Выполнение штриховки, полуовалов, кругов, линий различного вида. |
15.04 |
|
13-14 |
Графические диктанты |
22.04 |
|
15-16 |
Письмо печатных цифр |
22.04 |
|
17-18 |
Письмо элементов букв |
29.04 |
|
|
Урок первоклассника (7ч) |
|
|
19-20 |
Правила поведения в школе |
22.08 |
|
21 |
Развитие внимания |
22.08 |
|
22-23 |
Развитие памяти |
23.08 |
|
24-25 |
Развитие мышления |
23.08 |
|
26=27 |
Развитие воображения |
24.08 |
|
Изобразительное искусство (3ч) |
|||
27-28 |
Графические материалы |
25.08 |
|
29 |
Рисунок семьи |
26.08 |
|
30 |
Рисунок человека |
29.08 |
|
|
Родительское собрание (2ч) |
|
|
1 |
Родительское собрание «Знакомство» |
15.04 |
|
2 |
Итоговое родительское собрание |
30.08 |
|
Всего: 30 занятий
Учитель Рой М.П.