Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС. Структура программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС включает:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
-тематическое планирование.
Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции, клубы по интересам, общешкольные дела, летний лагерь. Это позволило сохранить вовлеченность учеников в кружковую и секционную работу, обеспечить выполнение учебного плана по внеурочной деятельности.
Охват внеурочной деятельностью удалось сохранить на уровне 100 процентов.
Внеурочная деятельность в организационном аспекте осуществляется:
- через деятельность классных руководителей, это – экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики. Школа поддерживает тесную связь с сельским ДК, сельской библиотекой;
- через дополнительное образование;
- что касается иных педагогических работников, то здесь задействованы психолог, социальный педагог.
МБОУ Целинная СОШ организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное;
- социальное;
- обще интеллектуальное; - общекультурное.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
В январе 2022 года проведен мониторинг удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельностью. Участие в опросе приняли 78 родителя учащихся 1-11 классов (более 50%), 57% опрошенных оценили «высокий уровень» организации внеурочной деятельностью, 43% - «средний уровень».
Диаграмма1:Удовлетворённость родителей организацией внеурочной деятельности
Родители были проинформированы об организации внеурочной деятельности и занятости учащихся через классные, общешкольные родительские собрания. На сайте и на стендах образовательного учреждения размещено расписание дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Вывод: В полном объеме реализуются программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ООО и СОО (100%).
Воспитательная работа
В 2022 году воспитательная работа в школе осуществлялась в соответствии с рабочей программой воспитания. обучающихся на уровнях образования НОО, ООО, СОО.
Основной целью программы воспитания является личностное развитие школьников, которое проявляется в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Таким образом, одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.
Направления воспитательной работы
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Реализация цели и задач воспитательной работы школы осуществлялась в рамках следующих модулей программы воспитания: Инвариантные модули: «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вариативные модули: «Основные общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Внешкольные мероприятия». Модуль, вносимый школой- «Профилактика и безопасность».
События воспитательного характера в школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования.
1. Модуль «Классное руководство». В 2022г. функции классного руководителя осуществляли 14 педагогов. Классные руководители вели работу как с классом, так индивидуально. Осуществляли взаимодействие с учителями - предметниками, с родителями, социальными партнерами, администрацией школы и т.д. Участвовали в работе Совета профилактики, добровольной дружины по соблюдению «Комендантского часа». Включение в классные часы изучения государственной символики РФ согласно методическим рекомендациям. Изучение Стандарта Церемонии поднятия (спуска) государственного флага РФ с исполнением гимна РФ.
Классными руководителями 1–11-х классов составлены планы воспитательной работы с классами на учебный год в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы школы. В своей работе с учащимися классными руководителями использовались различные формы работы. Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Диаграмма 1. Количество педагогов, выполняющих функции классного
руководителя
2.Модуль «Урочная деятельность».
С целью оказания влияния на поведение отдельных учащихся была налажена связь с учителями-предметниками. В течение 2022 года проводился ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися, выяснялись причины в случае их отсутствия, поддерживалась тесная связь с родителями. Также, проводились, согласно плану:
- Единый урок, посвященный «Году науки и технологий»;
- 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского;
- Блокадный хлеб
- День Героев России
-День начала Нюрбергского процесса;
-200-летия со дня рождения Н.А.Некрасова;
-165 лет со дня рождения И.И.Александрова;
- Единый урок «Воссоединение Крыма с Россией».
В рамках реализации модуля учащиеся приобретали опыт самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков самоорганизации. В школе проходили: занимательные уроки (урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.), предметные недели, предметный марафон ,элективные предметы и курсы на основании индивидуальных запросов учащихся.
3. Модуль «Внеурочная деятельность». Внеурочная деятельность в Школе организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В организации и реализации курсов внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники школы. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, викторины, этические беседы, посещение театров, музеев, соревнования; конкурсы, фестивали, а также через работу кружков и секций (13) по 5 направлениям. Запись и регистрация ведутся через систему Навиатор38. Всего занято во внеурочной деятельности детей – 153 чел. (на базе школы).
С 01.09.2022 г. происходят еженедельное поднятие (спуска) Государственного флага России. Еженедельные единые классные часы «Разговоры о важном». На базе школы в 2022 г. продолжает работу федеральная площадка цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», где выделены следующие направления: «Робототехника», «Шахматы», «Юный химик». В школьном спортивном клубе «Формула успеха» проводится 2 секции, в которых занимаются 59 чел.
4. Модуль «Работа с родителями». В школе выстроена система организация работы с родителями (законными представителями) учащихся через родительские чаты, школьный Интернет-сайт, индивидуальные встречи. В целях повышения компетенции родителей (законных представителей) учащихся по вопросам формирования культуры профилактики правонарушений, суицидального поведения, психофизических особенностей подростков ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» провел для родителей онлайн собрание на темы «Воспитание в семье. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков», «Разговор о самом важном», «Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних». Трансляции собраний распространены через родительские чаты, доступны для просмотра. Также в родительские чаты направлены ссылки на порталы психолого-педагогических центров, оказывающих экстренную консультативную помощь, памятки. На основании приказа МКУ «Центра образования Нукутского района» от 03.02.2021 №17 «Об усилении работы по профилактике экстремизма и терроризма». Образовательное учреждение усилила воспитательную работу по профилактике экстремизма и терроризма. Провели ознакомительную работу с родителями об обязанностях, а также об ответственности за ненадлежащее воспитание, к которым относятся, в том числе и участие в несанкционированных акциях. Разместили в родительских группах памятки «Берегите детей!». Дали рекомендации об усилении контроля родителями за времяпровождением своих детей. 28.11.2022г было проведено общешкольное родительское собрание на тему «Успех обучения ребёнка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей. Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся». Классные руководители проводят каждую четверть классные родительские собрания. В школе выстроена система информирования родителей (законных представителей) учащихся о правах и обязанностях учащихся, о правах, обязанностях и ответственности родителей в сфере образования. На официальном сайте школы представлена нормативная документация, работают ссылки на сайты органов управления образованием. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется по организации профориентационной работы. Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители школы систематически проводит тестирование учащихся в целях оказания помощи в профильном и профессиональном самоопределении. Таким образом, в школе организовано взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся, а также осуществляется системная работа с учащимися и их родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, пропаганды здорового питания, занятий физической культурой и спортом.
5. Модуль «Самоуправление На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми. Задача школы – научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю. Согласно графику были проведены следующие мероприятия:
1.Выборы органов самоуправления в классах 2.Заседания актива класса (еженедельно).
3.Контроль за организацией дежурства в школе, правилами поведения. 4.Операция «Уголок» (оформление классного уголка).
5. Поздравление учителей школы с профессиональным праздником. 6. Мероприятия, посвящѐнные профилактике и правонарушений.
7. Акция «Окна Победы
На уровне школы самоуправление представлено Советом учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы .Совет учащихся инициирует и организует проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.). В классном коллективе самоуправление представлено Советом класса - выборные по инициативе и предложениям учащихся класса, представляющие интересы класса в общешкольных делах и призванные координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.
Выводы: ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии. Самоуправление выполняет большое количество функций как в отношении формирования коллектива учащихся, так и в отношении развития личности, играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитии лидерских качеств у учащихся. Учащиеся - лидеры могут оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности в образовательном учреждении благодаря своему лидерскому потенциалу, проявиться и развиваться который может только в процессе работы в органах ученического самоуправления.
Но необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности учащихся к проявлению лидерских качеств посредством развития самоуправления.
Только грамотно продуманная работа системы органов ученического самоуправления позволит учащимся проявить свой лидерский потенциал и в дальнейшем его развивать и именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.
6. Модуль «Профориентация».
Развитие воспитательной работы в данном направлении является эффективным элементом системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся, направленным на самоопределение и профессиональную ориентацию. Основной целью профориентационной работы в школе является активизация процесса формирования психологической готовности обучающихся к социально-профессиональному самоопределению, выбор сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в рабочих кадрах и специалистах.
Работа по профессиональной ориентации охватывала все возрастные категории обучающихся: у младших школьников (1–4 классы) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) формировались добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, создавалась установка на выбор профессии.
У подростков (5–7 классы) формировали осознание собственных интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с профессией. Они должны определить свое место в обществе, развить интерес к трудовой деятельности. К 8 классу должна быть сформирована потребность в выборе профессии.
Были проведены мероприятия:
- Диагностика и консультирование по проблемам профориентации.
-Участие обучающихся 8-11 кл. в проекте ПРОеКТОриЯ, «Билет в будущее».
-День открытых дверей в Заларинском агропромышленном техникуме, ОГБУЗ Нукутская ЦРБ, ОГИБДД,
- Ярмарка ВУЗов ИРНИТУ, ИГУ, ИРГСХА на базе школы.
-Акция «Снежный десант» со студентами техникумов и ВУЗов.
- Тренинговые занятия по профориентированию с педагогом – психологом.
Классные руководители 6-11-х классов провели ряд уроков по профориентации, беседы на темы «Психологический портрет профессии», «Сотвори своё будущее», «Выбор, свобода, ответственность» и т.д.
Важным направлением в профориентационной работе является трудовое воспитание. В 2022 году особое внимание уделялось трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории, участие в субботниках и акциях различного уровня и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.
Вывод: в школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
7. Модуль «Основные общешкольные дела».
С 01.09.2022г. проходит еженедельное поднятие Государственного флага России. Поднятие, как правило, осуществляется в начале учебной недели, спуск – в конце учебной недели. Стандартом церемонии предусмотрены подготовка знаменных групп, непосредственно церемония поднятия (спуска) флага, места размещения государственных символов. Право поднятия флага будет предоставляться тем школьникам, которые добились выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой деятельности.
Среди основных общешкольных мероприятий следует отметить: День знаний, День Здоровья, День учителя, День матери, День Конституции РФ, 23 февраля, 8 марта, НПК «Первые шаги в науку», «Ученик года-2023» и т.д. В рамках работы по гражданско-патриотическому воспитанию, проведены следующие мероприятия: проект «Окна Победы», Урок Мужества, «акция «Георгиевская ленточка», творческий конкурс «Письмо Победы», дистанционная краеведческая олимпиада «Моя малая Родина», конкурс чтецов «Салют, Победа!». Большое внимание уделялось экологическому воспитанию: проведены экологические уроки, участие в региональном интернет-проекте «Сибирь – земля моя без края», конкурс рисунков «Подводный мир Байкала», конкурс поделок из бросового материала, субботники по очистке территории школы, работа на пришкольном участке и различные акции по благоустройству и озеленению территории школы.
В помощь СВО на Украине была проведенаакция «Окопная свеча для фронта», сплетены маскировочные сети, а также оказана гуманитарная помощь бойцам.
8. Модуль «Медиашкола». Развитие коммуникативной культуры обучающихся осуществляется через работу информационно-медийного направления РДШ. Обучающиеся готовят и освещают школьные, поселковые мероприятия. Действуют активные страницы в социальных сетях, где ребята знакомят со школьными новостями (ссылка в Вк https://vk.com/rddmtceliiniy)
Вывод: воспитательная деятельность школы реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.
Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе. Каждое мероприятия подвергалось анализу и обсуждению как на заседаниях МО, на производственных совещаниях, так и на сборе школьного актива, где вносятся предложения и замечания по поводу каждого мероприятия.
9. Организация предметно-эстетической среды.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: конкурс «Лучший классный уголок», «Новогоднее оформление окна», размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: «Пожарная безопасность», «День космонавтики», «День Победы». Оформление фойе школы и рекреаций, спортивного и актового зала к школьным событиям.
10. Модуль «Детские общественные объединения». Действующее на базе школы детское общественное объединение – Российское движение школьников (РДШ) является добровольным, самоуправляемым общественно-государственным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, созданным для достижения целей содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Работа над формированием личностного развития с активной жизненной позицией реализовывалась через вовлечение учащихся в следующие мероприятия ни разового характера, а системной работы: РДШ и Ученического самоуправления. Общее количество детей, входящих в организацию составляет 2022 году 28 человек, из них 12 человек зарегистрированы на официальном сайте (https://рдш.рф)
Исходя из анализа работы РДШ, необходимо отметить, что: внеурочная жизнь учащихся разнообразна и насыщена; мероприятия отражены в фотоматериалах в школе создана дружеская атмосфера между детьми различных классов; сохранены все школьные традиции, которые способствуют эстетическому, физическому и патриотическому воспитанию учащихся нашей школы.
Подводя итоги прошедшего года, можно сделать вывод, что степень активности ребят РДШ была на хорошем уровне. Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были достигнуты.
С сентября 2022 года реализуется проект социальной активности младших школьников «Орлята России», «РДДМ».
Ребята участвовали в мероприятиях: Всероссийский конкурсов для школьников «Большая перемена», районный этап регионального конкурса «Лучшая команда РДШ», районная акция «С днѐм рождения, РДШ», районный конкурс «Лидер РДШ».
Акция «Письмо, посылка солдату» в рамках месячника, посвященного Дню защитника Отечества и организации волонтерской помощи на СВО на Украине.
Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта «О, женщина, весны творенье», спортивный праздник, посвященный Дню здоровья, мероприятия, в рамках празднования Дня Победы: «Бессмертный полк», «День защитника Отечества», «Вахта Памяти», смотр песни и строя «Есть слова святые: «Я служу России!»
Презентация деятельности Совета обучающихся, РДДМ расположена на сайте школы, в социальных сетях.
Вывод: Участие школы в Российском движении детей и молодежи. Уже 2ой год наша школа активно участвует в работе РДШ. Наши активисты были участниками многих акций, конкурсов и мероприятий, проводимых РДШ в течение 2022 учебного года.
11.Модуль «Внешкольные мероприятия».
В рамках этого модуля классные коллективы проводили различные мероприятия вне школы: выезд в кинотеатр п.Залари, участие в акции «Ночь искусства» в п. Залари, экскурсии на ключ, на природу, в поселковую библиотеку.
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
-регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
-выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, театр, цирк.
12.Модуль «Профилактика и безопасность». Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры является формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании прав и обязанностей, своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового образа жизни.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – одно из приоритетных направлений в МБОУ Целинная СОШ. В школе сложилась система мероприятий, направленных на снижение показателей заболеваемости, травматизма, сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогического и технического персонала. Медицинское обслуживание учащихся школы осуществляется на договорной основе с ОГБУЗ «Нукутская районная больница». В начале учебного года на основании профилактических осмотров каждому учащемуся определяется группа здоровья и группа для занятий физической культурой.
Во исполнения рекомендации межведомственной группы по проверке деятельности субъектов профилактики при исполнения законодательства, направленного на профилактику наркомании несовершеннолетних был создан добровольческий отряд в рамках работы детско-юношеской организации РДШ по направлению «Гражданская активность». В рамках муниципального этапа добровольческого проекта «Да» в период с 14-15 марта 2023 г прошли обучение волонтеров в количестве 6 человек.
На начало года был составлен и утверждён план работы наркологического поста «Здоровье». Деятельность наркопоста «Здоровье» регламентировалась Положением о наркопосте и приказами образовательного учреждения.
Основные направления деятельности наркопоста: 1.Организационно-методическая работа:
Педагогический совет: «Профилактика буллинга»(04.02.22г). Вебинар «Об организации системы профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной организации». Проблемы и пути решения»
2.Профилактическая работа с учащимися.
Согласно плану и методическим рекомендациям ГКУ « Центр профилактики реабилитации и коррекции» были проведены следующие профилактические недели:
1.Профилактическая неделя: «Дружить Здорово» (31.01-04.01.12.22)
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого обучающегося, сохранение физического, психического здоровья, формирование у обучающих позиции неприятия любых форм насилия, сознательного отношения к личной безопасности.
-Просмотр видеороликов. Участвовали с 1-11 класс 165обучающихся, что составило 100%.
-Тренинг «Ребята давайте жить дружно». Участвовали с 1-4 класс 68 обучающихся, что составило 100%.
-Классный час «Хочу дружить». . Участвовали с 5-11 класс 90 обучающихся, что составило 93%.
-«Спортивные соревнование»- . Участвовали с 5-11 класс 95 обучающихся, что составило 99%.
2.Профилактическая неделя: «Независимое детство».(04.03-11.03.22)
Цель: снижение рисков возможного употребления обучающимися психоактивных веществ.
Мероприятия:
-соревнование «День спорта и здоровья» с 5-11 класс. Участвовали 95 обучающихся, что составило 99%.
-Классный час. Участвовали 95 обучающихся, что составило 99%. -Викторина. Участвовали 90 обучающихся, что составило 93%.
3.Профилактическая неделя: «Жизнь!ЗдоровьеКрасота!».(04.04-08.04.22) Мероприятия:
-Просмотр видеоуроков. Участвовали с 1-11 класс 164обучающихся, что составило 100%. -Классный час «Безопасный интернет». Участвовали с 5-11 класс 90 обучающихся, что составило 93%.
-Беседа «Школа безопасности». Участвовали с 1-11 класс 164обучающихся, что составило 100%.
-Классный час «Азбука питания». Участвовали с 1-4 класс 68 обучающихся, что составило 100%.
-Флешмоб «Жить Здорово» . Участвовали с 1-11 класс 164обучающихся, что составило 100%.
-Стенгазета «Здоровый образ жизни» . Участвовали с 1-11 класс 164обучающихся, что составило 100%.
-Спортивные переменки». Участвовали с 1-4 класс 68 обучающихся, что составило 100%. 4.Профилактическая неделя: «Жизнь! Здоровье! Выбор!».(15.05-27.05.22)
-Челлендж «Мы сделали свой выбор «За» здоровый образ жизни! А ты?». 5. Профилактическая неделя: «Разноцветная неделя»(26.09-30.09.22)
Каждый день недели был посвящен определенному цвету. Черно-белый день был посвящен открытию недели. В оранжевый день обучающиеся начальных классов, в рамках организованного для них игрового пространства, за этот день создавали «Книгу школьной жизни ученика начальной школы. А так же прошла акция «Мы - это много Я!», где ребятишки изготовили ромашку с указание своих увлечений, ценностей. В красный день ребята с 8 класса провели флешмоб для учащихся школы. Классные часы «Я и моѐ имя» для 1-6 классов и «Кризис: выход есть!»для 7-11 классов провели классные руководители в зеленый день. Ну а в завершении в пятницу, это уже был синий день. Прошли «Ярко-синие переменки» и провели акцию «Синий забор», на заборе ребята выражали свои мысли и чувства на темы «Как стать и оставаться счастливым», «Я хочу, чтобы в нашей школе», «Ярко-синие пожелания учителям, одноклассникам, школе».
6. Профилактическая неделя: «Будущее в моих руках(03.10-07.10.22)
Неделя по профилактике употребления алкоголя среди подростков. В рамках недели проведены следующие мероприятия:
1.Открытие недели
2.Творческое задание «Улыбка класса» в рамках общешкольной акции «Дарим улыбки»
3.Флешмоб «Ценность человеческого общества» 4.Классный час «Принимаю решения сам».
При проведении данных мероприятий была получена полезная информация по воспитанию негативного отношения к алкоголю. Все мероприятия были направлены на формирование культуры поведения у детей, на борьбу с вредными привычками.
7. Профилактическая неделя: «Единство многообразия»(14.11-18.11.22) Тематическая неделя была проведена под девизом:«Мы разные, но мы вместе!»
Неделя профилактики экстремизма «Единство многообразия» приурочена к Международному дню толерантности (терпимости), который ежегодно отмечается 16 ноября. Организовали выставку рисунков «Мы за мир». Классные руководители провели внеклассные мероприятия в рамках цикла внеурочных занятий Разговоры о важном «Мы разные, мы вместе». 17 ноября прошла акция «Ковѐр желаний»для 1-11 класс. 6-7 классы писали сочинение на тему «Герой нашего времени». Прошли классные часы на тему «Технология сторителлинга конфликта».
8. Профилактическая неделя: "Мы за чистые легкие!"(21.11-25.11.22)
В проведении недели принимали участие учащиеся 1-11 классов. Тематическая неделя была проведена под девизом: «Здоровым быть модно!». Цель недели - создание условий для снижения рисков употребления табачных изделий участниками образовательного процесса.
Добровольцы для учащихся начальных классов проводили спортивные переменки. 8 класс провел флешмоб. Ребята с 5-11 класс организовали выставку творческих работ «Мы за чистые легкие». В ходе классных часов учащиеся были проинформированы о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитие никотиновой зависимости. Участники мероприятий проявляли интерес и активность.
9. Профилактическая неделя: "Здоровая семья"(28.11-02.12.22)
Неделя профилактики ВИЧ-инфекции и пропаганды нравственных и семейных ценностей «Здоровая семья» с применением дистанционных технологий. В мероприятии приняли участие обучающиеся 9-11 классов, классные руководители, социальный педагог, учитель биологии, советник директора по воспитанию.
Основными задачами проведения профилактической Недели было:
– определение уровня информированности подростков об опасности ВИЧ; – пропаганда здорового образа жизни;
– пропаганда семейных ценностей;
– предоставление достоверной информации о наиболее вероятных путях распространения ВИЧ в подростковой среде и профилактических мероприятиях, помогающих избежать заражения.29 ноября в режиме онлайн состоялся вебинар на тему «Деятельность образовательных организаций по профилактике и распространению ВИЧ-инфекции среди обучающихся»..
10. Профилактическая неделя: "Равноправие"(07.12-12.12.22)
В рамках недели проведены следующие мероприятия: провели пятиминутки «Что такое Устав школы», флешмоб, организовали выставку на лучшую иллюстрации статей Конституции РФ, Декларации прав ребѐнка и Конвенции о правах ребѐнка. Родительский комитет провели акцию «Внешний вид» и «Проверка учебников». Классные руководители провели классный час на тему «Конституция-основной закон государства». Советник директора школы по воспитанию с лидерами РДШ провели игру «Что я знаю о Конституции?»
Большая работа проводится по взаимодействию с учреждениями системы профилактики. Прокурором Нукутского района советником юстиции Баронниковым А.В. проводились беседы с учащимися с 6-11 класс на тему соблюдение правил поведения в сети «Интернет», соблюдение комендантского часа, об ответственности детей и родителей за правонарушения и преступления несовершеннолетних. Инспекторами ПДН Григорьевой Н.Н., Ивановой Е.Ю. ежеквартально проводятся профилактические беседы с подростками на темы: «Участие несовершеннолетних в несанкционированных акциях, собраниях, митингах», «Соблюдение комендантского часа», «Соблюдение правил поведения в сети «Интернет»», «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления».
В целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и согласно плану работы МКУ «Центр образования Нукутского района» и школы проводим акцию «Родительский патруль». Провели родительские собрания для ознакомления общественности с целями, задачами, обоснованием необходимости создания Родительского патруля. Самые активные родители из состава общешкольного родительского комитета приняли участие в данной акции. Провели классные часы, родительские собрания на тему «Правила безопасной перевозки детей в личном транспорте, правила использования детских удерживающих устройств». Родительский патруль присутствовал в школьных автобусах, осуществляющий ежедневный подвоз обучающихся к месту учебы и обратно по маршруту д.Наймодай – п. Целинный, п. Целинный – д. Красное поле. с целью наблюдения и контроля за перевозками, работой сопровождающих, водителей. Создание памяток по правилам дорожного движения, безопасному следованию домой и обратно, по использованию световозвращающих элементов в одежде. Ежедневно родители первоклассников совместно с детьми проходили маршрут до школы и обратно. Надеемся, что работа «Родительского патруля» поможет усовершенствовать такую форму общественного контроля и значительно сократить возможность возникновения аварийных ситуаций.
С целью повышения эффективности системы контроля качества предоставления горячего питания обучающимися в школе приказом директора школы создан родительский контроль. В состав комиссии вошли представили администрации, члены Родительского комитета, педагоги. Формы проведения контроля:
-проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции. (1-4 класс);
-проверка помещений для хранения продуктов, соблюдение условий и сроков хранения продуктов;
-проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции. (5-11 класс);
- объем и виды пищевых отходов после приема пищи
-наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
- соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
- санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;
-проверка качества готовой продукции (1-4 класс);
-проверка помещений для хранения продуктов, соблюдение условий и сроков хранения продуктов;
-удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам опроса детей и их родителей или иных законных представителей;
-проверка качества готовой продукции (5-11 класс).
В школе созданы Совет профилактики наркологического поста «Здоровье» для оказания комплексной адресной помощи несовершеннолетним «группы риска» в образовательном учреждении и их семьям. Наркопост «Здоровье +» участвовал в муниципальном конкурсе Наркопостов и занял 1 место. В целях профилактики девиантного поведения и асоциального поведения, правонарушений и безнадзорности, формирования законопослушного поведения работает Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Был оформлен социальный паспорт школы на основании социальных паспортов классов.
Социальный паспорт школы на 2022-2023 учебный год
Таблица 4: Характеристика семей обучающихся
Наименование |
количество |
Всего обучающихся |
|
Целинная СОШ |
163 |
1-4 |
65 |
5-9 |
88 |
10-11 |
5 |
Наймодайская НОШ |
13 |
Тип семей |
количество |
Малообеспеченные |
76 |
Многодетные |
80 |
Неполные |
37 |
Полные |
126 |
Опекаемые |
11 |
|
|
Обучающиеся, проживающие без законных представителей:
1.Леонова К, 11 кл
2. Андреев Е, 9кл
3. Барахаев И, 9кл
4. Дебенов О, 9 кл
5. Хантургаева Н, 9кл
6. Хертуев Р, 9кл
7. Хертуев А, 6кл
8. Онгоев А, 4кл
9. Рой Д, 4кл
10. Хертуев В, 2кл
Таблица 5 Семьи, состоящие на учётах
Семья СОП |
4 Савранова С.В, Трофимова Н.С, Константинова С.В, Понасова Л.Н. |
Дети СОП |
4 Макаров Д, Трофимов С, Хогоев А, Леонова С. |
На ВШУ |
4 Макаров Д, Трофимов С, Хогоев А, Леонова С. |
На учете в ПДН |
3 Макаров Д, Трофимов С, Хогоев А, |
На учете в КДН |
4 Макаров Д, Трофимов С, Хогоев А, Леонова С. |
1 тип семьи
2 уровень образования родителей
3. занятость родителей
4. охват горячим питанием
5. дети, состоящие на учёте
Классными руководителями, администрацией школы систематически велась профилактическая работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета, осуществляется связь с родителями (законными представителями). И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с обучающимися, усиления роли социально–психолого-педагогической службы образовательного учреждения. Следует отметить, что в работе остается проблема, связанная с нежеланием родителей прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, поддерживать связь со школой. С их стороны не хватает взаимопонимания, помощи и поддержки. Основной проблемой, возникающей в процессе работы: значительное количество родителей, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.
Вывод: План воспитательной работы Школы реализован в полном объеме, на протяжении года применялись различные формы работы с обучающимися и родителями. Работа с родителями проводилась совместно с классными руководителями во взаимодействии с органами и структурами системы профилактики: КДН, ОДН МВД, отделом социального развития, опеки и попечительства, ЦПРК в соответствии с планом. Эффективность воспитательной работы Школы в 2022 году оценивалась по результатам анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике. На основании этих данных можно сделать вывод о хорошем уровне организации воспитательной работы Школы в 2022 году.
Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Для определения уровня воспитанности обучающихся школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся в течение учебного года.
Таблица 6: Уровень воспитанности школьников ( начальные классы)
школа |
класс |
уровни |
|||
|
|
высокий |
хороший |
средний |
низкий |
МБОУ Целинная СОШ |
1 |
3 |
4 |
5 |
0 |
|
2 |
4 |
5 |
6 |
0 |
|
3 |
3 |
6 |
6 |
|
|
4 |
4 |
7 |
5 |
0 |
|
|
14 |
27 |
17 |
0 |
Наймодайская НОШ |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
|
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
0 |
|
|
3 |
5 |
5 |
|
Вывод: В начальной школе (МБОУ Целинная СОШ) с высоким уровнем воспитанности-26%, с хорошим уровнем-46%; с средним-28%. В Наймодайской НОШ: с высоким уровнем воспитанности-36,3% с хорошим уровнем-45,4%,с средним-49,2, с низким-18,3.
Наймодайская НОШ: с высоким уровнем воспитанности -30%, с хорошим уровнем-35%, с средним-35%, с низким-0%
Таблица 7: Уровень воспитанности школьников (5-11 класс)
школа |
класс |
уровни |
|||
|
|
высокий |
хороший |
средний |
низкий |
МБОУ Целинная СОШ |
5а |
12,2 |
42,8 |
26,8 |
12,2 |
|
5б |
16,3 |
41,6 |
29,9 |
12,2 |
|
6 |
0 |
44,8 |
42,8 |
12,4 |
|
7 |
0 |
31,2 |
40 |
28,8 |
|
8 |
6,6 |
33,3 |
53,3 |
13,3 |
|
9 |
6,25 |
37,5 |
37,5 |
18,7 |
|
10 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
11 |
66 |
0 |
34 |
0 |
|
8б |
12,5 |
50 |
37,5 |
0 |
|
9б |
0 |
0 |
100 |
0 |
Таблица 8: Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (1-4 класс)
школа |
класс |
уровень |
||
|
|
высокий |
средний |
низкий |
МБОУ Целинная СОШ |
1 |
100 |
|
|
|
2 |
100 |
|
|
|
3 |
100 |
|
|
|
4 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
Наймодайская НОШ |
1 |
100 |
|
|
|
2 |
100 |
|
|
|
3 |
100 |
|
|
|
4 |
100 |
|
|
Вывод: в начальных классах родители удовлетворены работой школы
Таблица 9: Уровень удовлетворенности родителей работой школы (5-11 класс)
школа |
класс |
|
||
|
|
высокий |
средний |
низкий |
МБОУ Целинная СОШ |
5а |
100 |
|
|
|
5б |
100 |
|
|
|
6 |
100 |
|
|
|
7 |
|
100 |
|
|
8 |
100 |
|
|
|
9 |
|
100 |
|
|
10 |
100 |
|
|
|
11 |
100 |
|
|
|
8б |
100 |
|
|
|
9б |
100 |
|
|
Вывод: родители обучающихся осваивающие программы основного и среднего образования удовлетворены работой школы : высокий уровень-75%, средний уровень – 25%.
Таблица 10: Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (5-11 класс)
школа |
класс |
|
||
|
|
высокий |
средний |
низкий |
МБОУ Целинная СОШ |
5а |
100 |
|
|
|
5б |
100 |
|
|
|
6 |
100 |
|
|
|
7 |
100 |
|
|
|
8 |
100 |
|
|
|
9 |
|
100 |
|
|
10 |
100 |
|
|
|
11 |
100 |
|
|
|
8б |
100 |
|
|
|
9б |
|
100 |
|
Вывод: изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью выявило, что высокий уровень удовлетворенности у 5А,5Б, 6,8 и 8Б классов, средний уровень у всех остальных классов.
ВЫВОД: анализируя проделанную работу за 2022 учебный год, можно сказать, что поставленных целей добились в полной мере. Проделанная работа способствовала формированию коллективов классов, интеллектуальному (участие в конкурсах разного уровня), нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Таблица «Участие обучающихся школы в конкурсах, соревнованиях различного уровня»
№ |
Мероприятие
|
Результат
|
1 |
Районный конкурс «Одна земля – одна культура»
|
Призѐры
|
2 |
Муниципальный этап окружного конкурса «Язык – душа народа»
|
2м, 2м, 1 м, участие
|
3 |
районный фотоконкурс «Мамина улыбка»
|
3 победителя, 7 призеров |
4 |
Муниципальный этап окружной НПК «Знающий прошлое владеет будущим»: |
Дипломы за участие
|
5 |
Муниципальный этап регионального конкурса «Созвездие талантов» |
2 победителя, 2 место – 3 обуч, |
6 |
Мероприятие для социально-активных детей «Елка у мэра»
|
8 обучающихся благодарственные письма |
7 |
Районные соревнования по мини-футболу среди учащихся 2009 г.р. и младше
|
3м |
8 |
Интеллектуальная заочная игра для обучающихся 6 класса «Юный математик»
|
участие
|
9 |
Межрайонные соревнования по легкой атлетике среди обучающихся 200-2010 г.р (троеборье)
|
2,2, 3м, участие |
10 |
Муниципальный этап окружного заочного литературного конкурса «Слово доброе посеять»
|
2м, 3м |
11 |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика
|
1 м, участие
|
12 |
Районный конкурс творческих работ «Подарок для мамы» |
1м, 1м, 2м, 2м, 3м, участие |
13 |
Муниципальный этап областной НПК этнокультурной направленности «Я помню»
|
|
14 |
Муниципальный конкурс-фотомарафон «Улыбка мамы»
|
2 м 2м 2 м1м2м2м Сертификаты – 7обуч
|
15 |
Муниципальный конкурс сочинений «Есть такая профессия- Родину защищать»
|
победитель |
16 |
Муниципальный Конкурс «Эрудит-2023»
|
участие |
17 |
Муниципальный конкурс рисунков по пожарной безопасности
|
Победитель, участники |
18 |
Муниципальный конкурс «Лидер РДДМ» |
4 место |
19 |
Муниципальный КВН, посвященный году Педагога |
участие |
20 |
Муниципальный этап регионального конкурса «Ученик года-23»
|
победитель |
21 |
Муниципальный этап региональной НПК «Знающий прошлое владеет будущим |
2 - дипломы |
22 |
Соревнования по шашкам и шахматам |
1м, 2м, 2м, 3м |
23 |
Муниципальные военно-спортивные соревнования «Честь имею! |
2 общекомандное место, 1 место в индивидуальном зачете |
24 |
Конкурс муниципального фестиваля детского и юношеского творчества «Дорогою добра»
|
3м, участие – 5 обуч. |
25 |
Муниципальный конкурс «Новогодняя открытка» |
1м, 2м, 3м |
26 |
Муниципальный этап регионального конкурса «Как хорошо на свете без войны» |
1 м, сертификаты за участие – 5чел |
27 |
Муниципальный этап регионального конкурса «Память сердца» |
победитель |
28 |
Областной конкурс творческих работ «Сибирь-земля моя без края» |
|
29 |
Региональный конкурс «Ученик года-23»
|
участие |
30 |
Региональный фотоконкурс «Берегите лесную красавицу»
|
2м, 5-сертификаты за участие |
31 |
Областной конкурс по патриотическим проектам, посвященным Герою Советского Союза Белобородову
|
Участие |
32 |
«Учи.ру»
|
Грамоты, сертификаты |
33 |
Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена»
|
участие |
Организация летнего отдыха и занятости учащихся.
Для работы в лагере было привлечено 13 человек: Начальник лагеря – 1 человек, воспитатели - 5 человек, инструктор по физическому воспитанию-1 человек, старший повар- 1 человек, повар-1 человек, уборщик служебных помещений пищеблока-1 человек, уборщик служебных поведений-2 человек, заведующая хозяйственной частью-1 человек, медицинский работник-1 человек.
Для ежедневного отдыха детей были обустроены игровые комнаты. С целью закаливания, укрепления физического и духовного здоровья использовали спортивный зал. А также спортивный зал был предназначен для реализации креативной линии, индивидуальных особенностей детей, социализации ребенка в коллективной деятельности через разнообразные формы и методы организации досуга.
В распоряжении детей были: музыкальный центр, телевизор, в каждом кабинете был проектор, компьютер, настольные игры. Работали библиотека, компьютерный класс с выходом в интернет.
Основная идея работы лагеря дневного пребывания «Радуга» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно-полезной деятельности. План-сетка был составлен для детей различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Деятельность в лагере включала в себя разноплановую деятельность, объединяла различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе (от 7 до 13 лет) и представляла собой одну смену. Основная идея программы «Радуга» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно-полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Лагерь помог многим семьям решить проблемы отдыха, реабилитации и воспитания детей, не расставаясь с ними надолго. Разумно организованный отдых укрепил здоровье детей, закалил их физически, расширил кругозор.
Профилактика социально-негативных явлений
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся в МБОУ Целинная СОШ в 2021-2022г.г. проводилась в соответствии с ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Приоритетным направлением профилактической работы является раннее выявление семейного неблагополучия. Ежегодно в начале учебного года проводится социальная паспортизация классов и составляется социальный фон школы, благодаря чему выявлен контингент обучающихся. Сформирован банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, составлены списки многодетных, малоимущих, неполных семей, опекаемых детей, детей-инвалидов.
Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений систематически осуществляется социально-психологической службой совместно с классными руководителями во взаимодействии с органами и структурами системы профилактики: КДН, ОДН МВД, отделом социального развития, опеки и попечительства, ЦПРК. Также в рамках профилактической работы по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних разработан и реализуется план работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Реализация плана осуществляется через совместную работу администрации школы, классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога.
За 2022 год факты вовлечения детей в «группы смерти» не были выявлены. Анализируя эффективность плана работы, можно прийти к выводу, что данное направление в настоящее время значимо, поэтому необходимо продолжать работу целенаправленного воздействия на изменения психологического и социального компонентов сознания посредством комплекса организационных мероприятий, используя различные формы мотивации для развития и формирования правового сознания.
Вывод: Профилактика социально-негативных явлений проводится на достаточном уровне, охвачены все аспекты профилактики.
Анализ по результатам группового социально-психологического тестирования сентябрь-ноябрь 2022г.
Цель тестирования: раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Федеральный закон 120-ФЗ).
Количество обследуемых: 41 человек
Форма проведения: ЕМ СПТ (Форма «А-110», 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов. Форма «В-140», 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 – 11 классов)
Исследование проводилось в соответствии с распоряжением Министерство образования Иркутской области от 07.07.2022 г №1225-мр «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Иркутской области 2022-2022 учебном году», приказа по МБОУ Целинная СОШ от 02.09.2022 №15 «О подготовке и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в 2022-2023 учебном году».
Тестирование проводилось с 05.10.2022г. по 15.10.2022г. На основании письма Государственного антинаркотического комитета (далее – ГАК; протокол ГАК от 11.12.2017г № 35) в 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была внедрена Единая методика социально-психологического тестирования обучающихся (далее ЕМ СПТ, Методика), разработанная Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
В основу ЕМ СПТ положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в зависимое поведение, разработанный 24 в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2015г и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2022, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов (форма А), 10-11 классов (форма В)
Тестирование СПТ - 2022 прошли 41 обучающихся школы с 13 лет и старше. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Основные принципы проведения СПТ:
- Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
- Конфиденциальность (для формата ЕМ СПТ). Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в единственном экземпляре в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Добровольность. Тестирование обучающихся проводится при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие) самих обучающихся достигших пятнадцатилетнего возраста, либо одного из родителей или законного представителя, если обучающийся не достиг данной возрастной категории.
- Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
- Принцип развития. По итогам использования ЕМ СПТ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
- Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.
Педагогом-психологом, классными руководителями проведена предварительная работа с родителями обучающихся с целью формирования у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей. После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы подробно объяснила, как будет проходить данная процедура, и ответила на все вопросы обучающихся.
Таблица 15: Результаты СПТ:
классы |
Количество обучающихся, подписавших согласие на СПТ |
Количество обучающихся, принявших участие в СПТ |
Количество обучающихся, оформленных в установленном порядке отказ от участия в СПТ |
Количество обучающихся, составивших по результатам СПТ «группу явного вовлечения» |
Количество обучающихся, составивших по результатам СПТ «группу латентного вовлечения» |
|
|
|
|
|
|
Интерпретация данных. На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения (приложение 1). Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования. При этом необходимо понимать, что результаты, полученные в результате проведения социально-психологического тестирования по единой методике, не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования будут использованы для проведения профилактической работы с обучающимися.
ЕМ СПТ – 2022 выявила латентную (незначительную вероятность вовлечения) к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста-1 человек (1,72%). Обучающийся, нуждается в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений.
Так как СПТ носит, прежде всего, профилактический характер и призвано удержать подростков от первых «экспериментов» с наркотиками, необходимо своевременно принять необходимые меры профилактики.
Выводы. На основании результатов ЕМ СПТ рекомендуется разрабатывать профилактические программы для обучающихся с показателями латентной рискогенностью.
Рекомендации.
1. Заместителю директора по ВР ориентировать профилактическую деятельность с подростками по формированию навыка эффективной коммуникации:
-распознание признаков манипуляции в речи и поступках;
-формирование приемов противостояния манипуляций со стороны сверстников;
-способы отказов и ухода от потенциально опасных ситуаций;
-развитие навыков обращения за помощью, активизация внешних и внутренних ресурсов.
2. Классным руководителям проводить беседы, классные часы на позитивное мышление и здоровый образ жизни
3.Педагогу-психологу, социальному педагогу
3.1 Довести до сведения классных руководителей 7-11 классов результаты тестирования обучающихся.
3.2 В классах, где выявлен учащиеся с латентной рискогенностью, провести профилактическую работу.
3.3 С детьми, входящих в «группу риска», провести индивидуальную диагностику с последующей коррекционной работой.
3.4. Вести просветительскую работу с родителями: разместить на сайте школы, в группе родителей Ватцап информацию о причинах, приводящих к первой пробе, о 26 мерах по предотвращению употребления подростками психоактивных веществ, о новых видах химических веществ, представляющих угрозу здоровью подростков (никотиновые пеки, сниффинг, спайс и т.п.), а также об ответственности родителей за ненадлежащий контроль над детьми.
Дополнительное образование
Организация дополнительного образования детей в нашей школе опирается на следующие приоритетные принципы:
- свободный выбор видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; - возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
С 2020 года школа перешла на информационный сервис «Навигатор дополнительного образования детей», с помощью которого родители детей от 7 до 18 лет выбирают для ребенка дополнительные занятия в кружках и секциях. На главной странице Навигатора родители (законные представители) получают доступ к каталогу программ, на которые ведется запись. В личном кабинете – к просмотру истории поданных заявок, редактированию своего профиля, имеют возможность оставить отзывы к программам. В каталоге программ представлен перечень всех программ с кратким описанием и указанием возраста детей. В карточке программы представлена подробная информация о детском объединении: описание процесса обучения, компетенции, которыми овладеет ребенок, цели и задачи обучения, ожидаемые результаты, расписание, контактные данные организатора, адрес проведения занятий. Здесь же прописываются особые условия при приеме детей, если они есть, например, наличие заключения врача. В Навигаторе размещены 14 дополнительных общеразвивающих программ по разным направленностям.
Направленность программ:
-социально-гуманитарная- 6 программ
-естественнонаучная-1 программа
-техническая-1 программа
-художественная-2 программы
-физкультурно-спортивная-4 программы
Таблица 10:Сводная статистика программ
№ |
программа |
Количество детей |
1 |
Баскетбол |
15 |
2 |
Народные игры |
12 |
3 |
Краеведческий «Истоки» |
12 |
4 |
Юный инспектор движения |
10 |
5 |
Театральная студия «Пигмалион» |
13 |
6 |
Театральная студия |
12 |
7 |
«Юный химик» |
11 |
8 |
Проектная деятельность |
15 |
9 |
Очумелые ручки |
16 |
10 |
Чудеса из бумаги |
12 |
11 |
Робототехника |
12 |
12 |
Волшебные шашки |
11 |
13 |
Шахматы «Белая ладья» |
12 |
14 |
Финансовая грамотность |
17 |
|
Услуга оказывается |
184 |
|
Детей обучается |
153 |
Вывод: Программы дополнительного образования выполнены в полном объеме.