Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анализ

 по итогам Всероссийских проверочных работ в 2020 году 

 и  в разрезе 3-х лет

Цель Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки ведения Федерального государственного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

ВПР не является государственной итоговой аттестацией. ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам.

Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания соответствующего предмета в школе.

Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Положением   МБОУ Целинная СОШ   и системой оценивания их результатов

Анализ ВПР в 5 классе, по программе  4 класса.

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Математика

8

0

2

5

1

87

25

3,1

Окружающий мир

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Русский язык

Работу по русскому языку выполняли  9 человек (69% уч.).

Основным заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стал диктант. Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка. 

 Максимальный балл, который можно получить за всю работу-38. Высокий  балл – не набрал ни один обучающийся), минимальный балл- 3 б (1 обучающихся)

 

Сравнение годовых оценок и оценок за ВПР

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

55%

Подтвердили оценку

4

45%

Повысили оценку

-

-

Всего

9

100%

Вывод:   Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков  в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, имени существительного;
  • Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму;;

В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять наличие в словах изученных орфограмм;

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять основную мысль текста ;
  • умение составлять план текста ;
  • анализировать текст, использовать информацию для практического применения;
  • умение владеть нормами речевого поведения.

Рекомендации:

  • отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
  • продумать работу с различными источниками информации.
  • обратить внимание на работу с информационными текстами.
  • методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы и т. п.
  • формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
  • организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.
  • выстроить  работу  на уроках развития речи  по составлению и записи текстов, направленных на знание  норм речевого этикета с учетом орфографических  и пунктуационных правил русского языка. 
  • продумать перечень творческих домашних заданий.
  • Работать над определением главной мысли текста

 

Математика

Работу по математике выполняли 8 человек (61%)

Работа  по математике содержит 12 заданий. 

Максимальный балл, который можно получить за всю работу-20. Высокий  балл –не набрал ни один обучающийся, низкий балл- 3 б набрал 1 ученик.

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Ср. Оц.

Математика

8

0

2

5

1

87

25

3,1

 

 

 

 

 

 

  Соответствие аттестационных и  отметок ПО впр

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

2

25

Подтвердили оценку

 5

63

Повысили оценку

1

 12

Всего

 8

100

 

 Выводы: По итогам проверочной работы выявлена объективная индивидуальная оценка учебных достижений каждого обучающегося за прошлый год, выяснены причины потери знаний, намечены меры по устранению выявленных пробелов.

У некоторых учащихся хорошо развиты умения: решать задачи на покупки; решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; работать с таблицами и диаграммами; представлять и анализировать данные.

Результаты проверочной работы показали наличие ряда проблем в математической подготовке учащихся, в том числе:  низкий  уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; слабое развитие навыков проведения логических рассуждений; недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи.

 

Рекомендации: Продолжить работу по формированию устойчивых вычислительных навыков у учащихся. Проводить устную работу на уроках с повторением действий с числами с целью закрепления вычислительных навыков. Усилить практическую направленность обучения, включая соответствующие задания на графики и таблицы. Уделять на каждом уроке больше времени на развитие логического мышления и решению текстовых задач с построением математических моделей реальных ситуаций. Усилить теоретическую подготовку учащихся 5 класса. Разработать индивидуальные маршруты для отдельных обучающихся. С мотивированными учащимися проводить разбор методов  решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах. Особое внимание следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих умение читать и верно понимать условие задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования.

Окружающий мир

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Окружающий мир

9

0

0

6

3

67

0

2,6

Работу по окружающему миру выполняли 9 человек.

Работа  по окружающему миру содержит 10 заданий. 

Максимальный балл, который можно получить за всю работу-32.

Высокий  балл –  не набрали обучающиеся, низкий балл –2 б набрал 1 ученик.

 

 

  Соответствие годовых и проверочных отметок

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

7

78

Подтвердили оценку

 2

22

Повысили оценку

0

0

Всего

9

100

Выводы:

Учащиеся хорошо справились с заданиями на использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; Наибольшую сложность вызвали задания на умение определять территорию, континент на географической карте, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, указать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона. сформированность уважительного отношения к родному краю.

 

Рекомендации:

  1. Усилить внимание формированию следующих умений: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаково­символических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
  2. В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
  3. В рабочей программе по окружающему миру уделить большее количество времени на формирование страноведческих и краеведческих знаний, а также умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
  4. Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру проведение контрольных работ, близких к текстам ВПР, с целью определения направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению программы.
  5. Учителям – предметникам составить план работы с учащимися, получившими «2» по  предмету.
  6. Классным руководителям взять под личный контроль реализации плана работы с обучающимися, получившим «2» по двум и более предметам:

 

 

Сравнительный анализ результатов ВПР за 3 лет

 

 

 

 

 

 

 

год

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

2018

13

92

38

1

13

92

54

1

13

100

92

0

2019

16

86

50

2

16

94

75

1

13

93

81

1

2020

9

67

0

3

8

87

25

3

9

0

13

3

 

Как видно из вышеприведенных диаграмм, успеваемость и качество знаний по предметам стали ниже.  Одной из значительных причин снижения – дистанционное обучение, к которому технически не были готовы многие семьи обучающихся.

 

Общие выводы: для улучшения качества образования в 4-х классах необходимо учесть следующие рекомендации:

- рассмотреть результаты ВПР на заседании ШМО;

Отрабатывать навыки таких умений, как:

-умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

-умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;

-тщательно проанализировать количественные и качественные результаты ВПР по математике каждым учителем начальных классов, выявить проблемные зоны для отдельных классов и отдельных обучающихся;

- продолжить работу по повышению качества знаний по математике и повышению мотивации учащихся к изучению предмета;

- на уроках окружающего мира уделять внимание заданиям, требующим логических рассуждений;

- проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты);

научить учеников умению работать (анализировать, классифицировать по признакам, обобщать) по готовой модели.

Анализ ВПР в 6 классе, по программе 5 класса.

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

11

1

2

4

4

63

27

 3

Математика

10

1

2

5

1

90

30

3

История

12

1

5

4

2

86

50

3,4

Биология

12

0

4

6

2

83

33

3

Русский язык:

Всего участникам предстояло выполнить 12 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.

Максимальный балл за работу: 45

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классам – 34 б (1 обучающихся), минимальный – 8 и 9  б (4 обучающихся)

 

Общие результаты выполнения:

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Русский язык

12

0

2

8

2

83

13

 3

              Соответствие  годовой   и   отметки  за проверочную работу

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

41,6

Подтвердили оценку

7

58,4

Повысили оценку

-

-

Всего

11

100

Выводы:  Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков, пробелов в подготовке по русскому языку: умение проводить фонетический разбор слова, распознавать простые предложения с обращением и однородными членами, определять лексическое значение слова, выделять основную мысль текста.

  1. В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов: умение определять наличие в словах изученных орфограмм.
  2. Следует включить в работу некоторые пункты: продолжить работу над разборами слов (1,2,3,4); анализом текстов;
  3. Выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка.

Рекомендации: усилить работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, это даст стабильность и системность; грамотно строить методическую работу по предупреждению ошибок- графических, орфографических; уделять особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем, предусмотренных образовательной программой

Математика:

Всего участникам предстояло выполнить 14 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.

Максимальный балл за работу:20

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 16б (2 обучающихся), минимальный – 3 б (2обучающихся)

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Математика

12

0

2

8

2

83

17

3

   

Соответствие годовых отметок и  за выполнение проверочной работе 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

5

35,7

Потвердили оценку

7

64,3

Повысили оценку

-

 

Всего

10

100

 

Выводы: По итогам проверочной работы выявлена объективная индивидуальная оценка учебных достижений каждого обучающегося за прошлый год, выяснены причины потери знаний, намечены меры по устранению выявленных пробелов.

У некоторых учащихся хорошо развиты умения: находить часть числа и число по его части; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира; извлекать информацию, представленную в таблицах и диаграммах; сравнивать обыкновенные дроби; умение находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами, содержащего скобки.

Вызвали затруднения логические задачи, текстовые задачи на проценты, умение применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических, неправильно использовали свойства чисел  и правила действий со смешанными числами при выполнении вычислений.

Рекомендации: По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся. Сформировать  план индивидуальной работы с учащимися слабомотивированными на учебную деятельность. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную), рассматривая два способа решения задач. Совершенствование умений  владения навыками письменных вычислений. Вести работу с одаренными детьми – решение задач повышенной трудности, где требуется проводить логические обоснования, доказательство математических утверждений

Биология:

Всего участникам предстояло выполнить 10 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.

Максимальный балл за работу:29

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 27 и 26 б (2 обучающихся), минимальный – 10 б (1 обучающийся)

 

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

Биология

12

0

4

6

2

83

33

3

 

 

  Соответствие годовой отметки и полученной за проверочную работу  

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

4

 33

Подтвердили оценку

7

58

Повысили оценку

1

9

Всего

12

100

 

Выводы:

Обучающиеся 6   класса в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.

На высоком уровне у учащихся сформированы умения:

- знание о живой природе, закономерностях её развития

- умеют применять знаки и символы о жизнедеятельности цветковых растений

Типичные ошибки:

- Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий;

- Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений;

- Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы;

- Среды жизни;

- Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Причины:

- Не умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- Не умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- Не умение формирования первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- Не умение формирования основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Рекомендуется:

- по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;

- организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;

- организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;

История:

Всего участникам предстояло выполнить 8 заданий.

На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.

Максимальный балл за работу: 15

Максимум за работу не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 14б (1 обучающийся), минимальный – 2 б (2 обучающихся)

Общие результаты выполнения:

Предмет

Писало

5

4

3

2

% Усп.

% Кач.

Средн. Оц.

История

12

1

5

4

2

86

50

3,4

 

 

 

  Соответствие годовой  отметки и полученной на проверочной работе

 

 

Количество учащихся

%

Понизили оценку

3

25

Подтвердили оценку

 8

66

Повысили оценку

1

9

Всего

12

100

Выводы: УУД сформированы на базовом уровне.

Слабые результаты обучающиеся продемонстрировали в задание 8. В этом задание рассматриваются вопросы истории региона, реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины.

 

 

 

6 класс. по программе 5 кл

год

Русский язык

Математика

Биология

История

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

Кол-во участников

% успев

% качества

Кол-во

«2»

2018

11

63

27

1

10

90

30

1

12

83

33

2

12

86

50

2

2019

15

63

27

6

15

79

44

7

15

60

20

6

12

75

25

3,5

2020

9

65

13

11

12

92

17

2

12

92

17

6

12

75

25

2

Одной из причин пониженного результата является наличие в работе заданий по краеведению, в то время как в рабочей программе отсутствует такой раздел. В частности, в 5 классе при изучении истории Древнего мира нет причин обращаться к истории края в рамках заданий ВПР в связи с несовпадением хронологических рамок (Знаменитые личности, значимые события).

Рекомендации:

С целью ликвидировать пробелы в знаниях и умениях следует больше внимания на уроках уделять краеведческому материалу не только в рамках Древнего мира, а в более широких временных рамках, работе с историческими терминами, работе с картами.

 

Сравнительный анализ результатов ВПР за  три  года

Русский язык, математика, биология  результаты ВПР за 3 года

 

Как видно из вышеприведенных диаграмм,  в целом оказались ниже, чем за предыдущие годы.     Одной из значительных причин снижения – дистанционное обучение, к которому технически не были готовы многие семьи обучающихся.

Рекомендации по повышению уровня знаний учащихся:

 

  • рассмотреть и провести детальный анализ количественных и качественных результатов ВПР на заседаниях МО;
  • учителям использовать результаты анализа ВПР для коррекции знаний учащихся по ряду предметов, а также для совершенствования методики преподавания учебных предметов для создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • учителям-предметникам  провести совместные заседания по вопросу разработок заданий, направленных на отработку у обучающихся необходимых навыков при выполнении выше обозначенных заданий, а также других заданий, которые вызывают затруднения;
  • учителям – предметникам составить план индивидуальной работы с обучающимися, получившими неудовлетворительные оценки по предмету;
  • классным руководителям взять под личный контроль реализации плана работы с обучающимися, получившим «2» по двум и более предметам:

 

Планируемые мероприятия по совершенствованию умений и повышению результативности работы школы

1. Тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР каждым учителем, выявление проблем отдельных обучающихся.

2. Планирование коррекционной работы с учащимися, не справившимися с ВПР.

3. Корректировка содержания урочных занятий, отработка программного материала, вызвавшего наибольшие затруднения у обучающихся.

4. Внутришкольный мониторинг учебных достижений обучающихся.

5. Своевременное информирование родителей о результатах ВПР, текущих образовательных достижениях учащихся

 

Нормативная база по ВПР

2020 - 2021

Документы Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

  • Приказ Рособрнадзора от 11.02.2021 № 119 "О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году"(скачать)
  • Письмо Рособрнадзора от 04.09.2020 № 13-444 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письмам Рособрнадзора от 22.05.2020 №14-12, от 05.08.2020 № 13-404" (скачать
  • Письмо Рособрнадзора от 05.08.2020 № 13-404 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письму Рособрнадзора от 22.05.2020 №14-12" (скачать
  • Приказ Рособрнадзора от 05.08.2020 № 821 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2019 г. № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году»(скачать)
  • Письмо Рособрнадзора от 22.05.2020 № 14-12 "О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года" (скачать)

Утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзора) от 05.08.2020 № 821 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27.12.2019 № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году», 

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ (ВПР). ВПР пройдут для учащихся 5-9 классов по программе предыдущего года обучения с 14 сентября по 12 октября 2020г.
Для 5-8 классов проверочные работы являются обязательными. Варианты контрольных измерительных материалов формируются для каждой школы индивидуально из банка заданий ВПР.

 

Приказ о проведении ВПР

Регламент ВПР осень 2022 г.

Рекомендации обучающимся

 

Рекомендации родителям