Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Пояснительная записка

Предлагаемый специальный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.

При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Специальный  курс«Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.

Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).

Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.

Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.

Исходя из конкретных условий, учитель может изменить порядок изучаемых тем, а так же процент усложнённых и нестандартных задач.

Целиданного специального курса:

  • формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе и усложнённых
  • устранение пробелов в знаниях

Задачиданного  курса:

  • ознакомление учащихся с различными типами расчётных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач
  • развитие умений применять знания в конкретных ситуациях

Учащиеся должны знать:

основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;

• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;

• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

    • расчетные формулы для любых типов задач;

• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь:

• определять тот или иной тип расчетной задачи;

• анализировать условия задачи;

• выявлять химическую сущность задачи;

• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;

• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;

• производить математические расчеты;

• использовать несколько способов при решении задачи.

Методы преподавания курса:

• поисковый;

• учебный диалог;

• решение проблемных задач;

• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• индивидуальные;

• групповые.

Формы учебных занятий:

• уроки решения ключевых задач;

• самостоятельная работа учащихся;

• зачеты;

• практические работы

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;

• применение теоретических знаний на практике;

• знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;

• решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;

• практическое применение цифровых датчиков.

Формами отчётностипо изучению данного  специального курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решённых задач;
  • зачёт по решению задач (по материалу каждой темы)

Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы.

Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные задачи:

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

 

Критерии оценивания письменных контрольных работ:

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок.

 

 

 

Учебно-тематический план:

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

Формы
контроля

Образовательный продукт

лекции

практика

семин.

1

Введение

3

 

 

 

-

 

1-1

Основные типы расчётных задач по химии

1

1

 

 

Лекция

Входной контроль

Уметь: определять тип расчетной задачи

1-2

Основные физические и химические величины

2

2

 

 

Лекция

Решение задач

Знать: буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

2

Задачи с использованием газовых законов

4

 

 

 

 

Знать: законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота.

2-1

Закон Авогадро, законы Гей-Люсака и Болья-Мариота.

2

2

 

 

Решение задач

2-2

Закон кратных отношений

2

2

 

 

Решение задач

3

Вывод формул химических соединений различными способами

2

2

 

 

Решение задач

 Уметь: анализировать условия задачи;

выявлять химическую сущность задачи;

 

4

Способы выражения концентрации растворов

2

 

 

 

 

Уметь: составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи

4-1

Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация

2

2

 

 

Лекция

Решение задач

Вывод алгоритмов

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: использовать несколько способов при решении задачи

4-2

Задачи на смешивание растворов .Массовая и объёмная доли растворённого вещества.

4

4

 

 

Лекция

Решение задач

Вывод алгоритмов

5

Решение задач на скорость химических реакций

2

2

 

 

Решение задач

 

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: определять цифровые значения датчиков при решении экспериментальных задач

6

Решение экспериментальных задач

8

1

7

 

Практическое использование цифровых датчиков

 

7

Итоговое занятие

3

 

 

2

Зачёт

 

Обладать полным набором знаний и умений, определённых данным курсом