Пояснительнаязаписка
Рабочая программа специального курса по химии «Решение расчетных задач» в 9классесоставленавсоответствиисфедеральнымкомпонентомгосударственногостандартасреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень),одобреннымсовместнымрешениемколлегииМинобразованияРоссиииПрезидиумаРАОот23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089ипримернойпрограммысреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень)(письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от07.07.2005г. №03-1263)
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает созданиеусловий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий изаконов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формулвеществиуравненийхимическихреакций;развитиепознавательныхинтересовиинтеллектуальныхспособностейвпроцессепроведенияхимическогоэксперимента,самостоятельногоприобретениязнанийвсоответствиисвозникающимижизненнымипотребностями;применениеполученныхзнанийиуменийдлярешенияпрактическихзадачвповседневнойжизни;воспитаниеотношениякхимиикаккодномуизфундаментальныхкомпонентовестествознанияиэлементуобщечеловеческойкультуры.
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курсахимиипо2часавнеделюв8–9классах.Данныйобъёмчасовнедостаточендляреализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствийсокращениячислаучебныхчасовзаключаетсявтом,чтоуучителяпрактическинеостаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающихзакреплениетеоретическихзнаний,которыеучаттворческиприменятьихвновойситуации,логическимыслить,т.е.служатформированиюкультурологическойсистемообразующейпарадигмы.
Специальный курс по химии для учащихся9-го класса по теме:«Решение расчетных задач»позволяетучащимсянетольконаучитьсяприменятьимеющиесязнаниявнезнакомой ситуации но и отработать навыки решения простейших задач.. Этот курс даётвозможность углубить и расширить свои знания, и подготовить базу для дальнейшегоуглубленногоизучения химии встаршихклассах.
Решение задач–признанное средстворазвитиялогическогомышленияучащихся,котороелегкосочетаетсясдругимисредствамииприёмамиобразования.Включениеразныхзадачпредусматриваетпереностеоретическогоматериаланапрактикуиосуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает ихсамостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостномуусвоениюстандартасодержанияобразованияиреализациипоставленныхцелей.
Целькурса:
*создатьусловиядляреализацииминимумастандартасодержанияобразованиязакурсосновной школы;
- организоватьработудляформированияуменийпрактическиприменятьтеоретическийматериалпри решениизадачразличногоуровня сложности;
- научить учащихся мыслить, ориентировать их на активную продуктивную деятельностьсопределённой глубиной исамостоятельностью решения;
Основныезадачи:
- отработатьнавыкирешениязадачиподготовитьшкольниковкболееглубокомуосвоениюхимии встаршихклассах;
-
осуществлятьмежпредметнуюикурсовуюсвязь,атакжесвязьхимическойнаукисжизнью;
- обеспечениешкольниковосновнойиглавнойтеоретическойинформацией;
- отработатьнавыкирешенияпростейшихзадач;
- расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжитьформированиенавыков самостоятельной работы;
- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;-подготовитьнеобходимуюбазудлярешенияразличных типовзадачвстаршихклассах.
Содержание специального курса соответствует минимальным требованиям стандартаобразования,атакжесодержитнекоторыйматериалпоуглублениюкурсахимии,накоторый следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты,различныеспособывыражениясоставараствора,различныеспособыприготовлениянеобходимогораствора;качественныереакции).Каждаятемасодержитнебольшойтеоретическийматериал,аглавное–большоеколичестворазличныхзадач.Этонеобходимодляформированияиразвитиянавыкованализа,сравнения,обобщения,самоанализаисамоконтроля,уменийустанавливатьпричинно–следственныесвязимеждуразличнымифактами,уменийделатьвыводы,отстаиватьсвоюточкузрения.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможнобезрешения большогочислазадач.
Впрограммепредлагаемогоспециальногокурсазадачиподобраныповозрастаниюуровнясложности–отпростейшихкболеесложным.Этопозволяетодновременноработать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типовзадачи,возможно,поможетшкольникамподготовитьсяколимпиадепохимии.
Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокиезнанияпопредмету.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1часувнеделю.
Планируемыерезультаты:
- Успешноеобучениевпоследующих классах;
- Знаниеосновныхзаконовипонятийхимиииихоценивание;
-
Умениепроводитьпростейшиерасчёты;
- Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлятьнеобходимыеуравнения, объяснять своидействия;
- Успешнаясамореализацияшкольниковвучебнойдеятельности.
Требованиякзнаниямиумениямучащихся
Послеизученияданного специального курсаучащиесядолжныовладетьнавыкамиследующихрасчётов:
- количествавеществиобъёмагазообразноговещества
- массовойдолиэлементавсложномвеществе
- количествавеществаи массыдляодногоизреагентовилипродуктов
-
объёмагазообразногореагентаилпродукта
- сиспользованиемпонятийобизбыткеинедостаткереагентаиопрактическомвыходепродукта
- задачнасмеси
- решениезадачразличнымиспособами
Послеизученияданногоспециальногокурсаучащиесядолжныуметь:
- выписыватьизусловиязадачивсечисловыеданные,используяобщепринятыеобозначенияи размерности;
- формулироватьвопросзадачи
-
составлятьсхемыиуравненияреакций
- дополнятьусловиезадачисправочнымиданными(молярныйобъём,молярныемассы,числоАвогадрои т.д.)
-
выбиратьнеобходимыедлярасчётаформулы
- врезультатематематическихпреобразованийполучатьокончательнуюформулудлярасчётаискомой величины
- делатьпроверкуполученнойформулы
- делатьрасчётиполучатьчисленныйответ
- решатьзадачи,используяметодырешениялогическихпропорций,атакжетабличныйи алгебраический методы
- научитьсяпользоватьсядополнительнойлитературой
- решатьзадачиразличногоуровнясложности
Тематическоепланированиеспециальногокурса«Решение расчетных задач»
№п/п |
Названиетемы |
Количество часов |
Видыдеятельности |
I |
Введение |
2 |
Лекции.Входнойконтроль.Решениезадач |
II |
Основные расчёты по химическимформулам |
4 |
Решениезадач |
III |
Задачисиспользованиемгазовыхзаконов |
9 |
Решениезадач.Составлениеалгоритмов. Решение заданийДЕМО-версииОГЭ |
IV |
Решение задач с составлением однойиболеепропорций |
14 |
СоставлениеалгоритмовРешениезадач |
V |
Установление формулынеизвестного вещества сиспользованиемколичественныхданных |
1 |
Решениезадач.Составлениеалгоритмов |
VI |
Решение качественныхэкспериментальныхзадач
|
2 |
Решениезадач Использование цифровых датчиков |
VII |
Решениекомбинированныхзадач |
1 |
Решениезадач Использование цифровых датчиков |
VIII |
Итоговоезанятие |
1 |
Зачёт. Защита проектных работ |
|
Всего |
34 |
|
Календарно-тематическоепланированиеспециальногокурса
«Решение расчетных задач»(34часа)
№п/п |
Названиетем |
Количествочасов |
Датапроведения |
I |
Введение |
2 |
|
1 |
Основныетипырасчётныхзадачпохимии |
1 |
|
2 |
Основныефизическиеихимическиевеличины |
1 |
|
II |
Основныерасчётыпохимическимформулам |
4 |
|
3 |
Вычисление количества вещества, массы вещества, объемагаза.Определениеотносительнойплотностигазов. |
1 |
|
4 |
Вычислениемассовойиобъмнойдоликомпонентавсистеме, массовой доли химического элемента в |
1 |
|
|
соединении. |
|
|
5 |
Расчетыпохимическойформулекристаллогидрата. |
1 |
|
6 |
Обобщениезнанийпотеме:«Основныерасчетыпо формулам» |
1 |
|
III |
Задачисиспользованиемгазовыхзаконов |
9 |
|
7 |
ЗаконАвогадро.Гей-ЛюссакаиБойля-Мариота,Законкратныхотношений |
1 |
|
8 |
РешениезадачсиспользованиемзаконаАвогадро |
1 |
|
9 |
Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа |
1 |
|
10 |
Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа |
1 |
|
11 |
Нахождение химической формулы вещества по продуктамсгорания |
1 |
|
12 |
Нахождение химической формулы вещества по продуктамсгорания |
1 |
|
13 |
Решениекомбинированныхзадач |
1 |
|
14 |
Решениезадачнасмеси |
1 |
|
15 |
Обобщениезнанийпотеме:«Задачисиспользованием газовых законов» |
1 |
|
IV |
Решение задач с составлением одной и более пропорций |
14 |
|
16 |
Решение задач с составлением одной пропорции.Вычисление массы одногоиз исходныхили образующихсявеществпоизвестноймассе(объёму)другого |
1 |
|
17 |
Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумоле |
1 |
|
18 |
Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумолей |
1 |
|
19 |
Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипоизвестноймассе(илиобъёму)исходноговещества, содержащегопримеси. |
1 |
|
20 |
.Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси. |
1 |
|
21 |
Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси. |
1 |
|
22 |
Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически возможного.. |
1 |
|
23 |
Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически возможного. |
1 |
|
24 |
Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически возможного. |
1 |
|
25 |
Решение задач по уравнениям нескольких последовательныхреакций.. |
1 |
|
26 |
Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанныесмольными расчётами |
1 |
|
27 |
Расчётыпоуравнениямодновременнопротекающих реакций |
1 |
|
28 |
Вычислениеобъёмныхсоотношенийвреакцияхмежду газами |
1 |
|
29 |
Обобщение знаний по теме: «Решение задач с составлениемоднойиболеепропорций» |
1 |
|
V/30 |
Установлениеформулынеизвестного веществас использованиемколичественныхданных |
1 |
|
VI |
Решениекачественныхэкспериментальныхзадач |
2 |
|
31 |
Решениекачественныхэкспериментальныхзадач Использование цифровых датчиков Точки роста
|
1 |
|
32 |
Решениекачественныхэкспериментальныхзадач Использование цифровых датчиков Точки роста |
1 |
|
VII/33 |
Решениекомбинированныхзадач Использование цифровых датчиков Точки роста |
1 |
|
VIII /34 |
Итоговоезанятие.Зачёт.Защитапроектныхработ |
1 |
|
Литература
- ВоловикН.Сборникзадачпонеорганическойхимии.М.:Айрис-Пресс.1999.
- ДенисоваВ.Г.Сборникэлективныхкурсов.Химия.9класс.Издательство
«Учитель»2007г.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М. : Высшая школа, 1986,1990, 1997;
- Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии длясреднейшколы. М.:Новая Волна, 2002;
- ХомченкоГ.П.,ХомченкоИ.Г.Сборникзадачпохимиидляпоступающихввузы.М.:НоваяВолна,2002;Решениезадачалгебраическимспособом.М.:1992;
- ШтремплерГ.И..ХохловаА.И.Методикарешениярасчётныхзадачпохимии.М.: Просвещение, 2001;