Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа специального курса по химии «Решение расчетных задач» в 9классесоставленавсоответствиисфедеральнымкомпонентомгосударственногостандартасреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень),одобреннымсовместнымрешениемколлегииМинобразованияРоссиииПрезидиумаРАОот23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089ипримернойпрограммысреднего(полного)общегообразования(базовыйуровень)(письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от07.07.2005г. №03-1263)

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает созданиеусловий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий изаконов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формулвеществиуравненийхимическихреакций;развитиепознавательныхинтересовиинтеллектуальныхспособностейвпроцессепроведенияхимическогоэксперимента,самостоятельногоприобретениязнанийвсоответствиисвозникающимижизненнымипотребностями;применениеполученныхзнанийиуменийдлярешенияпрактическихзадачвповседневнойжизни;воспитаниеотношениякхимиикаккодномуизфундаментальныхкомпонентовестествознанияиэлементуобщечеловеческойкультуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курсахимиипо2часавнеделюв8–9классах.Данныйобъёмчасовнедостаточендляреализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствийсокращениячислаучебныхчасовзаключаетсявтом,чтоуучителяпрактическинеостаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающихзакреплениетеоретическихзнаний,которыеучаттворческиприменятьихвновойситуации,логическимыслить,т.е.служатформированиюкультурологическойсистемообразующейпарадигмы.

Специальный курс по химии для учащихся9-го класса по теме:«Решение расчетных задач»позволяетучащимсянетольконаучитьсяприменятьимеющиесязнаниявнезнакомой ситуации но и отработать навыки решения простейших задач.. Этот курс даётвозможность углубить и расширить свои знания, и подготовить базу для дальнейшегоуглубленногоизучения химии встаршихклассах.

Решение задач–признанное средстворазвитиялогическогомышленияучащихся,котороелегкосочетаетсясдругимисредствамииприёмамиобразования.Включениеразныхзадачпредусматриваетпереностеоретическогоматериаланапрактикуиосуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает ихсамостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостномуусвоениюстандартасодержанияобразованияиреализациипоставленныхцелей.

Целькурса:

*создатьусловиядляреализацииминимумастандартасодержанияобразованиязакурсосновной школы;

  • организоватьработудляформированияуменийпрактическиприменятьтеоретическийматериалпри решениизадачразличногоуровня сложности;
  • научить учащихся мыслить, ориентировать их на активную продуктивную деятельностьсопределённой глубиной исамостоятельностью решения;

Основныезадачи:

  • отработатьнавыкирешениязадачиподготовитьшкольниковкболееглубокомуосвоениюхимии встаршихклассах;
  • осуществлятьмежпредметнуюикурсовуюсвязь,атакжесвязьхимическойнаукисжизнью;
    • обеспечениешкольниковосновнойиглавнойтеоретическойинформацией;
    • отработатьнавыкирешенияпростейшихзадач;

 

  • расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжитьформированиенавыков самостоятельной работы;
  • начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;-подготовитьнеобходимуюбазудлярешенияразличных типовзадачвстаршихклассах.

Содержание специального курса соответствует минимальным требованиям стандартаобразования,атакжесодержитнекоторыйматериалпоуглублениюкурсахимии,накоторый следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты,различныеспособывыражениясоставараствора,различныеспособыприготовлениянеобходимогораствора;качественныереакции).Каждаятемасодержитнебольшойтеоретическийматериал,аглавное–большоеколичестворазличныхзадач.Этонеобходимодляформированияиразвитиянавыкованализа,сравнения,обобщения,самоанализаисамоконтроля,уменийустанавливатьпричинно–следственныесвязимеждуразличнымифактами,уменийделатьвыводы,отстаиватьсвоюточкузрения.

Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможнобезрешения большогочислазадач.

Впрограммепредлагаемогоспециальногокурсазадачиподобраныповозрастаниюуровнясложности–отпростейшихкболеесложным.Этопозволяетодновременноработать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типовзадачи,возможно,поможетшкольникамподготовитьсяколимпиадепохимии.

Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокиезнанияпопредмету.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1часувнеделю.

Планируемыерезультаты:

  • Успешноеобучениевпоследующих классах;
  • Знаниеосновныхзаконовипонятийхимиииихоценивание;
  • Умениепроводитьпростейшиерасчёты;
    • Умение   ориентироваться   среди    различных   химических   реакций,   составлятьнеобходимыеуравнения, объяснять своидействия;
  • Успешнаясамореализацияшкольниковвучебнойдеятельности.

Требованиякзнаниямиумениямучащихся

Послеизученияданного специального курсаучащиесядолжныовладетьнавыкамиследующихрасчётов:

  • количествавеществиобъёмагазообразноговещества
  • массовойдолиэлементавсложномвеществе
  • количествавеществаи массыдляодногоизреагентовилипродуктов
  • объёмагазообразногореагентаилпродукта
    • сиспользованиемпонятийобизбыткеинедостаткереагентаиопрактическомвыходепродукта
  • задачнасмеси
  • решениезадачразличнымиспособами

Послеизученияданногоспециальногокурсаучащиесядолжныуметь:

  • выписыватьизусловиязадачивсечисловыеданные,используяобщепринятыеобозначенияи размерности;
  • формулироватьвопросзадачи
  • составлятьсхемыиуравненияреакций
    • дополнятьусловиезадачисправочнымиданными(молярныйобъём,молярныемассы,числоАвогадрои т.д.)
  • выбиратьнеобходимыедлярасчётаформулы
    • врезультатематематическихпреобразованийполучатьокончательнуюформулудлярасчётаискомой величины
  • делатьпроверкуполученнойформулы

 

  • делатьрасчётиполучатьчисленныйответ
  • решатьзадачи,используяметодырешениялогическихпропорций,атакжетабличныйи алгебраический методы
  • научитьсяпользоватьсядополнительнойлитературой
  • решатьзадачиразличногоуровнясложности

 

Тематическоепланированиеспециальногокурса«Решение расчетных задач»

№п/п

Названиетемы

Количество

часов

Видыдеятельности

I

Введение

2

Лекции.Входнойконтроль.Решениезадач

II

Основные расчёты по химическимформулам

4

Решениезадач

III

Задачисиспользованиемгазовыхзаконов

9

Решениезадач.Составлениеалгоритмов.              Решение

заданийДЕМО-версииОГЭ

IV

Решение задач с составлением однойиболеепропорций

14

СоставлениеалгоритмовРешениезадач

V

Установление формулынеизвестного вещества сиспользованиемколичественныхданных

1

Решениезадач.Составлениеалгоритмов

VI

Решение качественныхэкспериментальныхзадач

 

2

Решениезадач

Использование цифровых датчиков

VII

Решениекомбинированныхзадач

1

Решениезадач

Использование цифровых датчиков

VIII

Итоговоезанятие

1

Зачёт.    Защита    проектных

работ

 

Всего

34

 

 

 

Календарно-тематическоепланированиеспециальногокурса

«Решение расчетных задач»(34часа)

№п/п

Названиетем

Количествочасов

Датапроведения

I

Введение

2

 

1

Основныетипырасчётныхзадачпохимии

 

 

1

 

2

Основныефизическиеихимическиевеличины

1

 

II

Основныерасчётыпохимическимформулам

4

 

3

Вычисление   количества   вещества,    массы    вещества,

объемагаза.Определениеотносительнойплотностигазов.

1

 

4

Вычислениемассовойиобъмнойдоликомпонентавсистеме,    массовой    доли    химического    элемента    в

1

 

 

 

соединении.

 

 

5

Расчетыпохимическойформулекристаллогидрата.

1

 

6

Обобщениезнанийпотеме:«Основныерасчетыпо

формулам»

1

 

III

Задачисиспользованиемгазовыхзаконов

9

 

7

ЗаконАвогадро.Гей-ЛюссакаиБойля-Мариота,Законкратныхотношений

1

 

8

РешениезадачсиспользованиемзаконаАвогадро

1

 

9

Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа

1

 

10

Нахождениехимическойформулывеществаподанныманализа

1

 

11

Нахождение     химической     формулы     вещества     по

продуктамсгорания

1

 

12

Нахождение     химической     формулы     вещества     по

продуктамсгорания

1

 

13

Решениекомбинированныхзадач

1

 

14

Решениезадачнасмеси

1

 

15

Обобщениезнанийпотеме:«Задачисиспользованием

газовых законов»

1

 

IV

Решение    задач    с    составлением    одной    и    более

пропорций

14

 

16

Решение    задач    с    составлением    одной                   пропорции.Вычисление    массы                       одногоиз       исходныхили

образующихсявеществпоизвестноймассе(объёму)другого

1

 

17

Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили

образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумоле

1

 

18

Расчётысучётомизбыткаодногоизисходныхили

образующихсявеществсприменениемспособарешенияпочислумолей

1

 

19

Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипоизвестноймассе(илиобъёму)исходноговещества,

содержащегопримеси.

1

 

20

.Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо

известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси.

1

 

21

Вычислениемассы(илиобъёма)продуктареакциипо

известноймассе(илиобъёму)исходноговещества,содержащегопримеси.

1

 

22

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного..

1

 

23

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного.

1

 

 

 

24

Вычислениепродуктареакциив%оттеоретически

возможного.

1

 

25

Решение        задач        по        уравнениям       нескольких

последовательныхреакций..

1

 

26

Составление    стехиометрических    схем.    Вычисления,

связанныесмольными расчётами

1

 

27

Расчётыпоуравнениямодновременнопротекающих

реакций

1

 

28

Вычислениеобъёмныхсоотношенийвреакцияхмежду

газами

1

 

29

Обобщение    знаний    по    теме:     «Решение    задач     с

составлениемоднойиболеепропорций»

1

 

V/30

Установлениеформулынеизвестного      веществас

использованиемколичественныхданных

1

 

VI

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач

2

 

31

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач Использование цифровых датчиков Точки роста

 

1

 

32

Решениекачественныхэкспериментальныхзадач

Использование цифровых датчиков Точки роста

1

 

VII/33

Решениекомбинированныхзадач

Использование цифровых датчиков Точки роста

1

 

VIII

/34

Итоговоезанятие.Зачёт.Защитапроектныхработ

1

 

 

Литература

 

  1. ВоловикН.Сборникзадачпонеорганическойхимии.М.:Айрис-Пресс.1999.
  2. ДенисоваВ.Г.Сборникэлективныхкурсов.Химия.9класс.Издательство

«Учитель»2007г.

  1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М. : Высшая школа, 1986,1990, 1997;
  2. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии длясреднейшколы. М.:Новая Волна, 2002;
  3. ХомченкоГ.П.,ХомченкоИ.Г.Сборникзадачпохимиидляпоступающихввузы.М.:НоваяВолна,2002;Решениезадачалгебраическимспособом.М.:1992;
  4. ШтремплерГ.И..ХохловаА.И.Методикарешениярасчётныхзадачпохимии.М.: Просвещение, 2001;