Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Содержание материала

Анализ выполнения учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Целинная средняя общеобразовательная школа

в 2018 – 2019 учебном году

 

В 2018 – 2019 учебном году образовательная деятельность в ОО проводилась согласно учебного плана на 2018 – 2019 учебный год рассмотренного на заседании педагогического совета и утвержденного приказом директора школы.

      Учебный план МБОУ Целинная СОШ    является частью образовательной программы школы. Для 1-4 -х классов МБОУ Целинная СОШ, структурного   подразделения  Наймодайская НОШ,  перешедших на ФГОС ООН учебный план был  разработан в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ (приказ от 03 июня 2011г. № 1994), для 5-6 классов  ФГОС ООО  в соответствии  с приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 и  для 7 – 11 классов  и обучающихся с ОВЗ    учебный план был  разработан на основе Регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области,реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

              Учебный план составлен с целью   дальнейшего совершенствования образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

            При  реализации учебного плана было учтено следующее, это:

полноценное усвоение каждым учеником знаний по образовательным областям; инвариантной части, развитие склонностей и способностей обучающихся, использование заказа и спроса на образовательные услуги, представленные в вариативной части учебного  плана и части, формируемой участниками образовательного процесса;

учёт индивидуального подхода к обучающимся, создание адаптивной образовательной среды;

содействие развитию творческих способностей обучающихся.

     Внеурочная деятельность в  МБОУ Целинная СОШ  была направлена на выполнение основных требований к результатам освоения образовательной программы, в т.ч.:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным,  включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

         При формировании учебного плана учитывались результаты изучения образовательного спроса обучающихся, их родителей (законных представителей).

         Учебный план МБОУ Целинная СОШ на 2018 -2019 учебный год был сформирован на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального и школьного уровней.

В МБОУ Целинная СОШ в 2018/19 учебном году функционировали следующие типы классов:

1. Общеобразовательные – 11 ( НОО, ООО, СОО).

2. Классы  для обучения детей  с ОВЗ (с умственной отсталостью,  интеллектуальными нарушениями  (ООО – 5-9  классы). 

3.Общеобразовательные классы (НОО, структурных  подразделений Наймодайская  НОШ).

4.Пятеро   обучающихся школы обучались    на дому 

5.Один класс НОО с нарушением интеллектуального развития ( 2,3,4 классы)

6.Один класс с ЗПР ( 7 класс ) -5 обучающихся.

Все образовательные учреждение работали в режиме 5 -дневной учебной недели. Начало учебного года – 1 сентября – 2018 года, окончание – 31 мая 2019 года. Режим работы школы односменный.

Учебный план был полностью обеспечен программно-методическим комплектом. Все учителя прошли курсовую переподготовку по отдельным предметам, ИКТ и по ФГОС.

      Каждая из  образовательных единиц  школы (начальное, основное, среднее образование), решая общие задачи,   имеет  

      свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями обучающихся.  

      Они нашли отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных предметов и занятий по  выбору обучающихся.

     Основой  учебного плана школы является осуществление принципа преемственности между  структурными звеньями плана, когда изучаемые курсы получают на последующих уровнях свое   развитие и продолжение формирования УУД.

                 Структура учебного плана была представлена инвариантной и вариативной частями в основном общем образовании 9-11 классов,  учебного плана по ФГОС (1 – 8 классы)  обязательной частью и  частью, формируемой участниками образовательного процесса и внеурочной деятельностью.    

Инвариантная часть предполагает реализацию федерального и регионального   

     компонентов, что гарантирует выпускникам овладение знаниями и умениями в       

     соответствие  с минимумом содержания образования.

     За счет вариативной части реализуется подготовка обучающихся основной школы к 

     расширенному изучению предметов в старшей школе.

    Предельно допустимая учебная нагрузка в учебном плане не превышалась.

     Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального и основного общего  образования. Их можно достигнуть благодаря современным  УМК, включающим учебные пособия нового поколения. 3,4  классы нашей школы, а также 3 класс структурного  подразделения  работали по УМК «Перспективная начальная школа», 1,2 класс МБОУ Целинная СОШ  по УМК «Школа России».  

      .

 В образовательном учреждении и структурном подразделении, согласно Закона  «Об образовании» и положения « О проведении промежуточной аттестации» была проведена промежуточная аттестация во 2- 11классах. С работами по  промежуточной аттестации 100% обучающихся справились.

     Приоритетным направлением в организации учебного процесса в 1-8 классах нашей школы являются групповые формы работы, что обеспечивают навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности.

     Учителя активно используют в своей работе современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС и образовательных программ ООО и СОО.

  • ИКТ;
  • технология деятельностного метода;
  • проектная технология;
  • групповая работа;
  • исследовательская технология;
  • элементы здоровьесберегающей и игровой технологий;
  • технологию критического мышления

Федеральный государственный образовательный стандарт   образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. Главная роль в этом принадлежит учителю. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования. Все учителя   школы и структурных подразделений  стараются овладеть  приемами проектирования образовательной среды, технологиями оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС, проектированием УУД в учебной и внеучебной  деятельности. Но еще недостаточно используется в работе проектная и исследовательская деятельность.

На  занятиях ведется работа по профилактике переутомления обучающихся.  Организовано  горячее питание. После уроков обучающиеся ежедневно совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

     Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся  физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки  проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Годовой учебный план   по всем предметам  НОО и ООО   ( 5 -  8 классов)  и внеурочной деятельности за 2018 – 2019 учебный год выполнен в полном объёме.

    Предельно допустимая учебная нагрузка в учебном плане не превышалась. 

Учебный план основного  и среднего  общего образования был  составлен на основе базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между уровнями  обучения, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования  в базисном учебном плане была расширена зона предметов регионального и школьного компонентов образования, направленных на развитие обучающихся.

     Учебный план  работал на реализацию целей и задач получения качественного образования и концептуально опирался на принципы:

  • Расширения содержания государственного стандарта в приоритетных областях математического, гуманитарного образования;
  • выполнения государственного образовательного стандарта по базисным дисциплинам;
  • ориентация обучающихсяна развитие деятельности по саморазвитию, формированиюздорового образа жизни.
    Цель федерального компонента учебного плана - безусловное выполнение образовательного стандарта, овладение обучающимися всех  уровней обучения необходимыми ЗУНами.

Распределение часов регионального и школьного компонента обусловлено проблемой школы: « Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС второго поколения».

        Построение учебных курсов осуществлось в соответствии с принципом возрастающей сложности, с учетом возрастных психологических особенностей и возможностей обучающихся, при этом используются разнообразные методы, приемы, формы и обязательно осуществляется адаптация научного материала, т.е. учебный план МБОУ Целинная СОШ дает оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет образовательную подготовку для поступления в высшие учебные заведения, что подтверждается результатами выполнения муниципального задания по основным показателям:

- успеваемость по школе – 93,4 ниже прошлого года на 5,8% (99,2% ), т.к. у нас 3 обучающихся 9 класса оставлены на повторную сдачу экзаменов в сентябре ( Омотхонов А. – рус.яз.,математика, обществознание, Дебенов С. – математика, география, биология, Ващенко А. – математика)

-Качество 38,5 %,выше  на 5,8 % (32,7%)

- освоение программ, заявленных в лицензии  основного общего и среднего общего образования  – 100 %. Федеральный и  региональный  компоненты учебного плана  реализованы полностью.

 

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

МБОУ Целинная средняя общеобразовательная школа

на  2019- 2020 учебный год

Данный школьный учебный план реализует программы начального общего, начального и среднего общего образования для обучающихся с лёгкой и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основного общего, среднего (полного) общего образования. Разработан     на основе следующих нормативных документов:

 

( 1 – 9 классы ФГОС НОО, ФГОС ООО)

Федерального уровня:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании  в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 г.
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом  РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (п.10  Гигиенические требования к режиму образовательного процесса).
  5. Примерной образовательной программы начального общего образования одобренной Федеральным  учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

    6.Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной Федеральным  учебно- методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

Уровня образовательного учреждения:

  1. Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденная приказом директора школы от 27.03.2015 г. 
  2. Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом директора школы от 06.11.2013 г.
  3. Рабочие программы по учебным предметам учебного плана на 2016-2017учебный год

4.Устав МБОУ Целинная СОШ

 5. Лицензия 38Л01 №0000549  (регистрационный номер 5674, от 01ноября 2012,    выдана службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области по программам начального общего основного общего образования, среднего (полного) общего образования);

6. Свидетельство о государственной аккредитации серия 38А01 №  0000805 (регистрационный номер 2799 от 23.03.2015г);

Нормативно-правовую основу разработки учебного плана по ФК  ГОС 2004 г. 10-11 классы на 2019-2020   учебный год составляют следующие документы:

   Федерального уровня:

 1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании  в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 2.Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  главным  государственным  санитарным   врачом  Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (п.10 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса).

5.Приказ Министерства образования и науки РФ  от 7 июня  2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный  компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования»

Уровня образовательного учреждения.

1Локальные акты МБОУ  Целинная СОШ

2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования    ( стандарт 2004 г.), утвержденная директором школы  от 01.09.2010 г.

3.Основная общеобразовательная программа  среднего общего образования ( стандарт 2004 г.), утвержденная директором школы 01.09.2010 г.

4.Рабочие программы по учебным предметам учебного плана на 2017-2018 учебный год.

5.Устав МБОУ Целинная  СОШ 

6.Лицензия 38Л01 №0000549  (регистрационный номер 5674, от 01ноября 2012,    выдана службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области по программам начального общего основного общего образования, среднего (полного) общего образования);

   7. Свидетельство о государственной аккредитации серия 38А01 №  0000805 (регистрационный         номер 2799 от 23.03.2015г);

  Учебный план для всех уровней общего образования является неотъемлемой частью (разделом) основной образовательной программы МБОУ Целинная СОШ, разработан на нормативный срок освоения соответствующего уровня общего образования (4 года — для начального общего образования, 5 лет - для основного общего образования и 2 года - для среднего общего образования), учитывающий распределение часов обязательной части на отдельные учебные предметы и обеспечивающий образовательные потребности обучающихся.

  В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ учебный план — это документ, определяющий не только перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся, но и формы промежуточной аттестации.  Учебный план   на 2017-2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). Определен режим работы школы  по пятидневной   учебной неделе с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой  участниками  образовательных  отношений,  не   превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Учебный план составлен в соответствии со структурой учебных планов, рекомендованной Министерством образования Иркутской области.

Учебные планы школы, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (1-4 классы), формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) с учетом примерного учебного плана начального общего  образования  Примерной  основной  образовательной  программы

Учебный план для 1—4 классов по ФГОС начального общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для   изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся на родительском собрании   и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора сформирована одна группа по модулю «Основы светской этики». На уровне начального общего образования  обучаются учащиеся начальных классов по   адаптированным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  обучения согласно заключению комиссии ПМПК в общеобразовательных классах ( инклюзивно) в соответствии с  учебным планом, рекомендованным Министерством Иркутской области для данных детей.

       В школе 4 детей обучается по индивидуальному плану на дому, по адаптированным общеобразовательным  программам образования обучающихся с легкой,умеренной и  тяжёлой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Обучение начальных классов МБОУ Целинная СОШ, Наймодайской    НОШ    ведется по ФГОС   НОО по программе «Перспективная начальная школа» автор Н.А. Чуракова и УМК «Школа России». Предельно допустимая аудиторная нагрузка на 1 обучающего 21 час в 1 классе, 23 часа во 2-4 классах  и 5 часов  внеурочной работы, которая будет проводится во второй половине дня по следующим направлениям:  спортивно -оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное через работу  кружков, секций, клубов, проведения экскурсий, создания проектов, ведения поисковой работы.

 В ходе освоения общеобразовательных программ 1- 4  классов при реализации учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе :

       Формируются универсальные учебные действия.

       Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся. Их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности обучающего с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 Учебно - методической литературой обучающиеся обеспечены. Учителя прошли курсы по введению в ФГОС НОО и УМК «Перспективная начальная школа», «Школа России».

         Учебный план составлен на основе  Примерного учебного плана начального общего образования (5-ти дневная рабочая неделя) по УМК «Перспективная начальная  школа», УМК «Школа России».  Учебно- методические комплексы   определяют содержа­тельные линии индивидуального развития младшего школьника, которые нашли отражение в программах каждого учебного пред­мета в следующих положениях:

— признание решающей роли содержания образования, вклю­чающего способы организации образовательной деятельности и приемы формирования учебного сотрудничества, а также в дости­жении целей личностного и социального развития обучающихся;

— ориентация на достижение цели и основного результата об­разования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов, освоенных учащи­мися в ходе изучения учебных предметов;

— формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;

— развитие умственных способностей, творческого мышления, готовности к самостоятельной, в том числе проектной деятельности;

-воспитание   и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества, а именно: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и старших или младших по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно peaгировать на критику, доказывая собственное мнение; оказывать помощь другим;

— воспитание физической культуры: осознание ценности здо­рового образа жизни, понимание вреда курения, алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- формирование эстетического сознания и художественного вку­са: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;

— социально-нравственное воспитание: формирование основ российской идентичности, формирование чувства любви и ува­жения к близким и окружающим; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему (слабому); формирование умения разли­чать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения (терпимости) к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимании их ценности и необходимости.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе общего содержания, отражающего единство и целостность научной картины мира.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной и частью, формируемой участниками образовательных отношений..

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации Образовательной программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Содержание учебных программ учебных предметов учебных предметов начальной школы, реализующей ФГОС НОО направлено на достижение следующих целей:

Русский язык.

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и   многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 Русский язык изучается за счет часов, отведенных в обязательной части учебного плана по 4 часа в неделю  в 1-4 классах  и 1 часа в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с запросом родителей при проведении анкетирования по формированию учебного плана школы.

             Литературное чтение  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана по 4 часа в неделю и в 1-3 классах  и 3 часа  в неделю   в 4 классе. Целью изучения литературного чтения является  расширения кругозора обучающихся, достижения читательской компетентности.

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

             Иностранный язык:

  1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Иностранный язык в 2 -4  классах  изучается за счет часов, отведенных в обязательной части  учебного плана- 2 часа в неделю.

Математика:Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка не­обходимых для этого умений.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геомет­рический материал. При этом основу начального курса со­ставляют представления о натуральном числе и нуле, о че­тырех арифметических действиях с целыми неотрицательны­ми числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Математика изучается в 1-4 классах за счет часов, отведенных в обязательной части  учебного плана- 4 часа в неделю.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Окружающий мир  изучается за счет часов, отведенных в обязательной части  учебного плана- 2 часа в неделю.

             Изобразительное искусство:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании.

 Учебный курс «Изобразительное искусство»» изучается за счет часов, отведенных в обязательной части  учебного плана- 1 час.

              Музыка:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4)использование музыкальных образов при создании театрализованных музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в  обязательной части  учебного плана- 1 час.

Технология – 1 час в неделю в 1- 4 классах:

  1. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  2. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  3.  приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  4. использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  5. приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  6. приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

              Физическая культура:

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

 Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет часов обязательной части учебного плана -3 часа.

             Учебный план рассчитан на пятидневную  учебную неделю для обучающихся 1-4 классов.

Продолжительность учебного года на первом  уровне общего образования составляет 2,3,4 классах - 34 недели, в 1 классе — 33 недели. В 1 классе предусмотрены дополнительные каникулы  в феврале. Продолжительность каникул в течение учебного года составля­ет не менее 30 календарных дней. Ежедневная нагрузка первоклассника: сентябрь составляет 3 урока, октябрь -май 4 урока.

Продолжительность урока сентябрь –  ноябрь по 35 минут,  декабрь -май  40 минут. Во 2- 4 классах уроки по  40 минут ( сентябрь – май).

       Учебные планы школы, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (5-7 классы ) формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) с учетом примерного учебного плана основного общего образования Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Учебный план для 5-7 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

       Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года обеспечивает    знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Данный предмет введен в учебный план 5 класса.

Обществознание. Изучение данного предмета организованно с 5 класса, используя 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Также  ведется изучение в 5-7 классах учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», как отдельного учебного предмета  в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

С 1 сентября 2015 года уже четвертый  год  основное общее образование    основной общеобразовательной школы перешло  на обучение по ФГОС. В  учебном плане отражены основные требования   плана, представлены все  учебные предметы, обязательные для изучения в 5,6,7,8 классах.

Учебный план предусматривает работу школы в режиме пятидневной рабочей недели, предельно допустимая недельная нагрузка – 29  часов в 5 классе и 30 часов в 6 классе,32 часа в 7 классе,33 часа в 8 классе. Продолжительность уроков – 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 недели.

Для обучающихся 5,6,7,8    классов ФГОС предметные области и учебные предметы представлены в следующем порядке.

Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами  «Русский язык» (5 часов в 5 , 6 часов в 6  и 4 часа в 7 классах), «Литература»    ( по 3 часа в неделю в 5, 6  и 2 часа в 7,8 классах),  «Английский язык» (по 3 часа в неделю в 5,6,7,8 классах).

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика» ( по 5 часов в неделю в 5,6,7,8,9 классах).

Предметная область  «Общественно-научные предметы»представлена предметами  «История» (по 2 часа в неделю в 5,6,7,8,9 классах), «Обществознание» ( по 1 часу в 5,6,7,8,9 классах), «География» (по 1 час в неделю в 5,6 и 2 часа в 7,8,9 классах.)

Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена предметом «Биология» (по 1 часу в неделю  в 5,6 классах, в 7 классе – 2 часа,1 час из которых добавлен  из части, формируемой участниками образовательного процесса, в 8,9 классах по  2 часа).

       В рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   в объёме 0,5 часа в неделю (всего 17 часов) из части, формируемой участниками образовательных отношений.

      Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 1 часу в неделю в 5,6,7 классах).

Предметная область «Технология» представлена предметом           «Технология» (2  часа в неделю в 5,6,7 классах и 1 час в 8 классе).

Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» (2 часа в неделю из обязательной части  и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений в 5,6,7,8,9 классах) и 0,5 часа ОБЖ  из части, формируемой участниками образовательных отношений в 5 классе, по  1часу в 6,7 классе,0,5 часа на спецкурс по ОБЖ «Гражданская оборона».        

В соответствии с ФГОС ООО, с целью создания условий для развития творческого потенциала обучающихся; создания основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирования здорового образа жизни в 5,6,7,8 классах введены следующие курсы внеурочной деятельности, реализуемые по направлениям развития личности в объёме  8 часов в неделю:

  • спортивно-оздоровительное: 2 часа;
  • общеинтеллектуальное: 2 часа;
  • духовно-нравственное:  1 час;
  • общекультурное:  2 часа;
  • социальное: 1 час.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.  

 

       Школа является общеобразовательной, в которой имеется один специальный класс-комплект  для детей с ОВЗ, с легкой и тяжелой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  в котором обучаются учащиеся 5,6,7,8,9 классов.   Обучение в данном классе позволяет осуществлять социальную адаптацию и реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями детей, получить им основное общее образование и профессионально-трудовую подготовку.

Учебный план МБОУ Целинная СОШ реализует общеобразовательные программ  9 – 11 классов в соответствии  с рекомендациями Министерства образования  Иркутской области от 22.07.2016 года.

 

       Учебные планы школы, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования (10-11 классы), формируются на основе федерального компонента государственных  образовательных  стандартов  общего  образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089), с учетом федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312).  

Основной (универсальный) учебный план для 10-11 классов, рекомендованный Министерством образования Иркутской области направлен на организацию образовательного процесса, максимально обеспечивающего запросы обучающихся и их родителей (законных представителей)

Федеральный  компонент образования в 9-11 классах полностью выдержан.