Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

 

 

Содержание:

1.Пояснительная     записка.                                                                   

2.Учебный план предшкольной подготовки.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Пояснительная     записка.

Данная Программа по подготовке детей к школе  МБОУ Целинная  СОШ предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Программа «Воскресная школа первоклассников» готовит детей к обучению в школе, осуществляется  преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
               Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность»  не только ставит своей целью подготовить ребёнка  к обучению к школе, но и решает задачиобщего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
                 Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.  Программа «Воскресная школа первоклассников» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
              Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
               Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.

 

 

Учебный план предшкольной подготовки

МБОУ Целинная СОШ

2017-2018 учебный год.

 

Учебный план устанавливает общее количество часов - 16, из расчёта 1 часа в неделю.

Занятия проводятся ежедневно в течение со 2 февраля по 25 мая. Продолжительность занятий – 30 мин с перерывами не менее 10 минут.

Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Обучение грамоте и развитие речи. (Н.А. Федосова).
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. Письмо. (Н.А. Федосова).
4.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).

 

Вид занятий

Обучение грамоте и развитие речи.

Письмо.

Математика.

Развитие мелкой моторики.

Индивидуальные занятия с психологом.

 

 

 

Математические ступеньки.

С.И. Волкова

Пояснительная записка.

Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
             В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.

Содержание.

Признаки (свойства)  предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чиселот 0  до 10.

Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.

 

Планируемые результаты:

-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

-проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Математические ступеньки».

 

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1.      

Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

1

 

2.      

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

1

 

3.      

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

 

1

 

4.      

Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же).

1

 

5.      

Устная нумерация: числаот 0  до 10.Счёт в прямом и обратном порядке.

1

 

6.      

Порядковый счёт, отличие от счета количественного.

1

 

7.      

Цифра и число: 1.

1

 

8.      

Цифра и число: 2.

1

 

9.      

Цифра и число: 3.

1

 

10.   

Цифра и число: 4.

1

 

11.   

Цифра и число: 5.

1

 

12.   

Цифра и число: 6.

1

 

13.   

Цифра и число: 7.

1

 

14.   

Цифра и число: 8.

1

 

15.   

Цифра и число: 9.

 

 

16.   

Число 10.

1

 

Итого:

16

 

 

 

Обучение грамоте и  развитие речи.

Н.А.Федосова

Пояснительная записка.

Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».

           Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и  интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Содержание.

Речевое общение.Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.

Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.

Планируемые результаты:

       — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

       — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

       — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

       — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

       — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

       — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

       — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

       — правильно произносить все звуки;

       — отчетливо и ясно произносить слова;

       — выделять из слов звуки;

       — находить слова с определенным звуком;

       — определять место звука в слове;

       — соблюдать орфоэпические нормы произношения;

       — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

       — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

       — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

       — соблюдать элементарные гигиенические правила;

       — ориентироваться на странице тетради.

 

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Обучение грамоте и развитие речи».

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1.      

Понятие об устной и письменной речи.

 

1

 

2.      

Жесты, мимика.

 

1

 

3.      

Громкость, тон, темп устной речи.

 

1

 

4.      

Текст, предложение, слово.

 

1

 

5.      

Текст, предложение, слово.

 

1

 

6.      

Слово, слог. Ударение.

 

1

 

7.      

Деление слов  на слоги.

 

1

 

8.      

Деление слов  на слоги.

 

1

 

9.      

Звуки и буквы.

 

1

 

10.   

Гласные и согласные звуки.

 

1

 

11.   

Твёрдые и мягкие звуки.

 

1

 

12.   

Ударные и безударные слоги.

1

 

13.   

Правильное употребление слов — названий предметов, объяснение их значений.

1

 

14.   

Правильное употребление слов —  признак предмета, объяснение их значений.

1

 

15.   

Правильное употребление слов —  действия предмета, объяснение их значений.

1

 

16.   

Пересказ знакомой сказки.

1

 

Итого:

16

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Письмо».

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов.

1

 

2

Рисование декоративных узоров разных форм.

1

 

3

Штриховка.

1

 

4

Строка и междустрочное пространство.

1

 

5

Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка).

1

 

6

Продолжи узор.

1

 

7

Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо).

1

 

8

Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

1

 

9

Прямые линии с закруглением внизу.

1

 

10

Прямые линии с закруглением вверху.

1

 

11

Гласные и согласные звуки.

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

1

 

12

Звуковая структура.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

1

 

13

Письмо овалов и полуовалов.

1

 

14

Письмо овалов и полуовалов.

1

 

15

Повторение изученных элементов.

1

 

16

Элементы букв.

1

 

Итого:

16

 


 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка»

(развитие мелкой моторики)

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1

Лепка. «Фрукты»

1

 

2

Рисование «Моя семья»

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

3

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»

1

 

4

Лепка. «Овощи»

1

 

5

Рисование «Моя любимая игрушка»

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

6

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик»

1

 

7

Лепка «8 вишен»

1

 

8

Рисование бабочки.

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

9

Работа с бумагой. Аппликация из треугольников.

1

 

10

Лепка животных

1

 

11

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка»

1

 

12

Рисование игрушечного медведя

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

13

Лепка. Гусеница.

1

 

14

Работа с бумагой и картоном. Матрешка.

1

 

15

Рисование цветов

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

16

Дорисуем круг до чего-нибудь.

1

 

Итого:

16

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение программы.

 

              Данный раздел является обязательной частью программы. В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года необходимо обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва.Просвещение, 2012г)

 

 

№ п/п

Темы программного материала

Количество часов.

1.

Ориентация в окружающем мире.

1

2.

Развитие графического навыка.

1

3.

Пространственная ориентация.

1

4.

Определение уровня

сформированности восприятия

предметов.

1

5.

Развитие памяти.

1

6.

Развитие внимания.

1

7.

Развитие мышления. Развитие речи.

1

8.

Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению.

1

Итого:

 

8

 

Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.

               При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.  Цель  работы с родителями: организация всеобуча родителей  по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций  и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы и психолог.

              Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

              Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

              В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

              Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

              На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

              В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

              Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.

              Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

              Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

              Рекомендации:

       — изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;

       — выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;

       — расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;

       — необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

       — владение техникой и культурой общения с родителями;

       — преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;

       — переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.

Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:

       — родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.

 

Работа с родителями будущих первоклассников.

              Февраль

              1.Лекция «Скоро в школу».

              2.Консультация психолога  «Ваш ребенок пошёл в школу».

 

              Март:

              1.Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».

              2.Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании».

 

               Апрель :

              1.Лекция «Первые дни ребенка в школе»

              2.Консультация психолога «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».

 

              При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

              Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

               В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста.

              Это проявляется в следующем:

               1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.

               2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

               3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

               4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

               При подготовке конкретного занятия педагог должен:

               - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

               - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

               - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

               - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

        

                                                                                                                                    Приложение№1

 Тест школьной зрелости

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.

1.           Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.

2.           Какое животное больше: лошадь или собака?

3.           Что раньше: обед или завтрак?

4.           Днем светло, а ночью?

5.           Утром мы завтракаем, а днем?

6.           Яблоки, груши, персики – что это?

7.           Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.

8.           Скажи одним словом: Москва, Иркутск, Новгород – это ___________ .

9.           В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи  друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы  А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал  верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  на 17 - 23 вопроса.

Низкий  уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  менее  чем на  16 вопросов.

 

 
 

Министерство образования Иркутской области

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"