Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

Содержание:

1.Пояснительная     записка.                                                                   

2.Учебный план предшкольной подготовки.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Пояснительная     записка.

Данная Программа по подготовке детей к школе  МБОУ Целинная  СОШ предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Программа «Воскресная школа первоклассников» готовит детей к обучению в школе, осуществляется  преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
               Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность»  не только ставит своей целью подготовить ребёнка  к обучению к школе, но и решает задачиобщего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
                 Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.  Программа «Воскресная школа первоклассников» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
              Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
               Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.

 

 

Учебный план предшкольной подготовки

МБОУ Целинная СОШ

2017-2018 учебный год.

 

Учебный план устанавливает общее количество часов - 16, из расчёта 1 часа в неделю.

Занятия проводятся ежедневно в течение со 2 февраля по 25 мая. Продолжительность занятий – 30 мин с перерывами не менее 10 минут.

Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Обучение грамоте и развитие речи. (Н.А. Федосова).
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. Письмо. (Н.А. Федосова).
4.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).

 

Вид занятий

Обучение грамоте и развитие речи.

Письмо.

Математика.

Развитие мелкой моторики.

Индивидуальные занятия с психологом.

 

 

 

Математические ступеньки.

С.И. Волкова

Пояснительная записка.

Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
             В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.

Содержание.

Признаки (свойства)  предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чиселот 0  до 10.

Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.

 

Планируемые результаты:

-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

-проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Математические ступеньки».

 

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1.      

Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

1

 

2.      

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

1

 

3.      

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

 

1

 

4.      

Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же).

1

 

5.      

Устная нумерация: числаот 0  до 10.Счёт в прямом и обратном порядке.

1

 

6.      

Порядковый счёт, отличие от счета количественного.

1

 

7.      

Цифра и число: 1.

1

 

8.      

Цифра и число: 2.

1

 

9.      

Цифра и число: 3.

1

 

10.   

Цифра и число: 4.

1

 

11.   

Цифра и число: 5.

1

 

12.   

Цифра и число: 6.

1

 

13.   

Цифра и число: 7.

1

 

14.   

Цифра и число: 8.

1

 

15.   

Цифра и число: 9.

 

 

16.   

Число 10.

1

 

Итого:

16

 

 

 

Обучение грамоте и  развитие речи.

Н.А.Федосова

Пояснительная записка.

Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».

           Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и  интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Содержание.

Речевое общение.Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.

Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.

Планируемые результаты:

       — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

       — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

       — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

       — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

       — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

       — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

       — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

       — правильно произносить все звуки;

       — отчетливо и ясно произносить слова;

       — выделять из слов звуки;

       — находить слова с определенным звуком;

       — определять место звука в слове;

       — соблюдать орфоэпические нормы произношения;

       — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

       — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

       — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

       — соблюдать элементарные гигиенические правила;

       — ориентироваться на странице тетради.

 

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Обучение грамоте и развитие речи».

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1.      

Понятие об устной и письменной речи.

 

1

 

2.      

Жесты, мимика.

 

1

 

3.      

Громкость, тон, темп устной речи.

 

1

 

4.      

Текст, предложение, слово.

 

1

 

5.      

Текст, предложение, слово.

 

1

 

6.      

Слово, слог. Ударение.

 

1

 

7.      

Деление слов  на слоги.

 

1

 

8.      

Деление слов  на слоги.

 

1

 

9.      

Звуки и буквы.

 

1

 

10.   

Гласные и согласные звуки.

 

1

 

11.   

Твёрдые и мягкие звуки.

 

1

 

12.   

Ударные и безударные слоги.

1

 

13.   

Правильное употребление слов — названий предметов, объяснение их значений.

1

 

14.   

Правильное употребление слов —  признак предмета, объяснение их значений.

1

 

15.   

Правильное употребление слов —  действия предмета, объяснение их значений.

1

 

16.   

Пересказ знакомой сказки.

1

 

Итого:

16

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Письмо».

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов.

1

 

2

Рисование декоративных узоров разных форм.

1

 

3

Штриховка.

1

 

4

Строка и междустрочное пространство.

1

 

5

Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка).

1

 

6

Продолжи узор.

1

 

7

Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо).

1

 

8

Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

1

 

9

Прямые линии с закруглением внизу.

1

 

10

Прямые линии с закруглением вверху.

1

 

11

Гласные и согласные звуки.

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

1

 

12

Звуковая структура.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

1

 

13

Письмо овалов и полуовалов.

1

 

14

Письмо овалов и полуовалов.

1

 

15

Повторение изученных элементов.

1

 

16

Элементы букв.

1

 

Итого:

16

 


 

 

Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка»

(развитие мелкой моторики)

 

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1

Лепка. «Фрукты»

1

 

2

Рисование «Моя семья»

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

3

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»

1

 

4

Лепка. «Овощи»

1

 

5

Рисование «Моя любимая игрушка»

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

6

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик»

1

 

7

Лепка «8 вишен»

1

 

8

Рисование бабочки.

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

9

Работа с бумагой. Аппликация из треугольников.

1

 

10

Лепка животных

1

 

11

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка»

1

 

12

Рисование игрушечного медведя

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

13

Лепка. Гусеница.

1

 

14

Работа с бумагой и картоном. Матрешка.

1

 

15

Рисование цветов

(нетрадиционная техника рисования)

1

 

16

Дорисуем круг до чего-нибудь.

1

 

Итого:

16

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение программы.

 

              Данный раздел является обязательной частью программы. В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года необходимо обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва.Просвещение, 2012г)

 

 

№ п/п

Темы программного материала

Количество часов.

1.

Ориентация в окружающем мире.

1

2.

Развитие графического навыка.

1

3.

Пространственная ориентация.

1

4.

Определение уровня

сформированности восприятия

предметов.

1

5.

Развитие памяти.

1

6.

Развитие внимания.

1

7.

Развитие мышления. Развитие речи.

1

8.

Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению.

1

Итого:

 

8

 

Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.

               При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.  Цель  работы с родителями: организация всеобуча родителей  по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций  и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы и психолог.

              Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

              Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

              В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

              Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

              На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

              В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

              Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.

              Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

              Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

              Рекомендации:

       — изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;

       — выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;

       — расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;

       — необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

       — владение техникой и культурой общения с родителями;

       — преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;

       — переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.

Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:

       — родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.

 

Работа с родителями будущих первоклассников.

              Февраль

              1.Лекция «Скоро в школу».

              2.Консультация психолога  «Ваш ребенок пошёл в школу».

 

              Март:

              1.Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».

              2.Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании».

 

               Апрель :

              1.Лекция «Первые дни ребенка в школе»

              2.Консультация психолога «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».

 

              При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

              Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

               В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста.

              Это проявляется в следующем:

               1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.

               2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

               3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

               4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

               При подготовке конкретного занятия педагог должен:

               - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

               - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

               - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

               - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

        

                                                                                                                                    Приложение№1

 Тест школьной зрелости

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.

1.           Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.

2.           Какое животное больше: лошадь или собака?

3.           Что раньше: обед или завтрак?

4.           Днем светло, а ночью?

5.           Утром мы завтракаем, а днем?

6.           Яблоки, груши, персики – что это?

7.           Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.

8.           Скажи одним словом: Москва, Иркутск, Новгород – это ___________ .

9.           В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи  друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы  А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал  верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  на 17 - 23 вопроса.

Низкий  уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  менее  чем на  16 вопросов.