ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный репортер» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Актуальность программы.
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Новизна программы.
Программа построена по линейному принципу, состоит их трех частей, одна из которых рассчитана на учащихся 5-7 классов, а вторая - на учащихся 8-9 классов, третья на обучающихся старших классов.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).
Программа рассчитана на 2 уч. года. Общее количество часов—136, первый год обучения—68 часов, второй—68 часов. Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 8-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Форма проведения занятий
Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
Цели и задачи
Кружок имеет познавательно-практическую направленность. В связи с этим выделяются практические и познавательные цели.
А) Познавательные цели: познакомить учащихся с основными журналистскими понятиями; дать понятия о жанре, типе речи, стиле речи, видов стилей и типов речи. Раскрыть суть журналистской деятельности; рассказать о типах газет, специфике российских газет, историю периодики России, её особенностей.
Б) Практические цели: научить работать с текстом. «Проба пера» - творческие работы учащихся на определённую тему. Писать в разных жанрах периодики.
В) Специфические цели: работать над выпуском школьной газеты, писать статьи и заметки в районные газеты.
Знания, умения, навыки. Учащиеся должны знать основные понятия журналистики. Уметь работать над текстом и с текстом. Свободно говорить на заданные темы. Быть коммуникативными. Соблюдать речевой этикет. Иметь навыки грамотной письменной речи. Уметь работать на компьютере. Уметь находить языковые и речевые ошибки. Исправлять ошибки в своём и видеть их в чужом тексте. Знать основные понятия интервью. Уметь грамотно взять интервью. Ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального. Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать. Уметь анализировать журналистские тексты. Уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 27 часов в год.
Содержание программы кружка «Юный репортёр».
Для того чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу успешно можно решить, если в школе будет систематически работать кружок юных корреспондентов или юнкоровская группа. Кружок юнкоров объединяет учащихся 6-8 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Программа содержит основные журналистские понятия. Например, понятия о жанрах и видах (интервью, заметка, статья, очерк, репортаж); специфика корреспондентской деятельности, тема газеты, разделы, подзаголовок. История периодики. Редактирование текста. Иллюстрации газет и журналов.
Грамотное размещение материала по страницам. Понятия языка: стили речи, типы речи. «Проба пера» - творческие занятия, направленные на закрепления основных понятий и работа над определённой темой. Работа над школьной газетой, встречи с известным журналистом.
При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения..
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивно.-го способа. В этом случае проводятся практические занятия: на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки' словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах. В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Организационные моменты.
Работой кружка юнкоров чаще всего руководит учитель русского языка и литературы. В ряде случаев для проведения занятий могут приглашаться работники средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовывать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию. Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных (городских) газетах. Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотр
Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный корреспондент».
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности |
1 |
|
2. |
Интернет-издания |
|
1 |
3. |
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи |
|
1 |
4. |
Беседа «Моя любимая газета». Сбор материала |
1 |
|
5. |
Профессия – журналист. Профессия – репортёр |
|
1 |
6. |
Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ |
|
1 |
7. |
Виды газетных публикаций. Хроника |
1 |
|
8. |
Информационная заметка |
|
1 |
9. |
Интервью |
|
1 |
10. |
Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ |
|
1 |
11. |
Репортаж |
|
1 |
12. |
Экскурсия в районную газету |
|
1 |
13. |
Корреспонденция. Сбор материала. |
|
1 |
14. |
Час общения «Если бы я был редактором…» |
|
1 |
15. |
Выпуск газеты |
1 |
|
16. |
Рецензия |
|
1 |
17. |
Очерк |
|
1 |
18. |
Газетные иллюстрации. |
|
1 |
19. |
Творческие работы. Написание текстов разных жанров |
|
1 |
20. |
Выпуск газеты |
|
1 |
21. |
Путевые заметки |
|
1 |
22. |
Событийный очерк |
|
1 |
23. |
Интервью к 9 Мая. |
|
1 |
24 |
Критическая статья |
|
|
25 |
Рецензия. Рецензия на литературную тему. |
|
|
26 |
Обзор печати. Тематический обзор |
|
|
27 |
Выпуск газеты
|
|
|
Использованная литература при создании программы для кружка.
А.А.Тертычный «Жанры периодической печати», М., издательство «Аспект Пресс., 2006 год.
Г.Я. Солганик, Т.С.Дроняева «Стилистика современного русского языка и культура речи», 4-е издание, М., издательский цент «Академия», 2007 год.
В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002 год