Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный репортер» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.  Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

         

 Актуальность программы.

        Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Новизна программы.

        Программа построена по линейному принципу, состоит их трех частей, одна из которых рассчитана на учащихся 5-7 классов, а вторая - на учащихся 8-9 классов, третья на обучающихся старших классов.

        Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

       Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.

Цели программы:

- знакомство  детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение  основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;

- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;

- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;

- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

       Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи  данной программы.

Задачи:

- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

- активизировать познавательную мыслительную деятельность;

- развивать критическое мышление;

- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

- прививать культуру общения;

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

-формировать творческие способности детей;

-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

- уметь применять полученные знания  при создании школьной газеты.

Содержание и методы деятельности.

        Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

       При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

        Программа рассчитана на 2 уч. года. Общее количество часов—136, первый год обучения—68 часов, второй—68 часов. Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 8-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

 

 

 

Форма проведения занятий

        Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:

индивидуальные занятия;

занятия по звеньям;

семинары;

лекции;

выездные занятия;

встречи с интересными людьми;

практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)

 

Цели и задачи

Кружок имеет познавательно-практическую направленность. В связи с этим выделяются  практические и познавательные цели.

А) Познавательные цели: познакомить учащихся с основными журналистскими понятиями; дать понятия о жанре, типе речи, стиле речи, видов стилей и типов речи. Раскрыть суть журналистской деятельности; рассказать о типах газет, специфике российских газет, историю периодики России, её особенностей.

Б) Практические цели: научить работать с текстом. «Проба пера» - творческие работы учащихся на определённую тему. Писать в разных жанрах периодики.

В) Специфические цели: работать над выпуском школьной газеты, писать статьи и заметки в районные газеты.

Знания, умения, навыки. Учащиеся должны знать основные понятия журналистики. Уметь работать над текстом и с текстом. Свободно говорить на заданные темы. Быть коммуникативными. Соблюдать речевой этикет.  Иметь навыки грамотной письменной речи. Уметь работать на компьютере. Уметь находить языковые и речевые ошибки. Исправлять ошибки в своём и  видеть их в чужом тексте. Знать основные понятия интервью. Уметь грамотно взять интервью. Ориентироваться в огромной  массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального. Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать. Уметь анализировать  журналистские тексты. Уметь выполнять творческие работы разных жанров.

           Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз в неделю, 27 часов в год.

 

Содержание программы кружка «Юный репортёр».

  Для того чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу успешно можно решить, если в школе будет систематически работать кружок юных корреспондентов или юнкоровская группа. Кружок юнкоров объединяет учащихся  6-8 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

  Программа содержит основные  журналистские понятия. Например, понятия о жанрах и видах  (интервью, заметка, статья, очерк, репортаж); специфика корреспондентской деятельности, тема газеты, разделы, подзаголовок. История периодики. Редактирование текста. Иллюстрации газет и журналов.

Грамотное размещение материала по страницам. Понятия языка: стили речи, типы речи. «Проба пера» - творческие занятия, направленные на закрепления основных понятий и работа над определённой темой. Работа над школьной газетой, встречи с известным журналистом.

  При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения..

   Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивно.-го способа. В этом случае проводятся практические занятия: на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

  Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки' словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

  Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах. В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.

   Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Организационные моменты.

   Работой кружка юнкоров чаще всего руководит учитель русского языка и литературы. В ряде случаев для проведения занятий могут приглашаться работники средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовывать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию. Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных (городских) газетах. Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотр

 

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный корреспондент».

 

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности

1

 

2.

Интернет-издания

 

1

3.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

 

1

4.

Беседа «Моя любимая газета». Сбор материала

1

 

5.

Профессия – журналист. Профессия – репортёр

 

1

6.

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

 

1

7.

Виды газетных публикаций. Хроника

1

 

8.

Информационная заметка

 

1

9.

Интервью

 

1

10.

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

 

1

11.

Репортаж

 

1

12.

Экскурсия в районную газету

 

1

13.

Корреспонденция. Сбор материала.

 

1

14.

Час общения «Если бы я был редактором…»

 

1

15.

Выпуск газеты

1

 

16.

Рецензия

 

1

17.

Очерк

 

1

18.

Газетные иллюстрации.

 

1

19.

Творческие работы. Написание текстов разных жанров

 

1

20.

Выпуск газеты

 

1

21.

Путевые заметки

 

1

22.

Событийный очерк

 

1

23.

Интервью к 9 Мая.

 

1

24

Критическая статья

 

 

25

Рецензия. Рецензия на литературную тему.

 

 

26

Обзор печати. Тематический обзор

 

 

27

Выпуск газеты

 

 

 

 

 

Использованная литература при создании программы для кружка.

А.А.Тертычный «Жанры периодической печати», М., издательство «Аспект Пресс., 2006 год.

Г.Я. Солганик, Т.С.Дроняева «Стилистика современного русского языка и культура речи», 4-е издание, М., издательский цент «Академия», 2007 год.

В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002 год