Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

Пояснительная записка

            Гильоширование - техника выжигания по ткани позволяет научить детей изготавливать множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п. Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани. Техника гильоширования развивает у обучающихся творческие способности, образное мышление, познавательную активность. Программа  рассчитана  на учащихся с 5 по 9 класс.

Обучающихся должны  знать: технологию изготовления, инструменты, правила охраны труда.

уметь: изготавливать трафареты, выполнять приемы работы с тканью, оформлять задуманное изделие.

Основные сведения о гильошировании.

Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель.  Его назначение — обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание. Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура. Петлю, которая входит в комплект выжигателя, заменяют специальной иглой, которую несложно изготовить. Для этого используют нихромовую проволоку диаметром 0,6-1 мм . Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.

Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя. Иглу затачивают надфилем и полируют мелкой шкуркой.  Для установки нужной температуры иглы необходимо сделать несколько пробных резов на выбранной ткани при различных положениях регулятора выжигателя.

Рабочий стол

«Рабочим столом» для данной техники является полированное стекло толщиной 3- 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия. Во избежание порезов рук края стекла должны иметь фаски. Если фасок нет, торцы стекла необходимо покрыть изоляционной лентой.

Вспомогательные инструменты

Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор булек (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.

Материалы

Ткань — любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом;   проволока (для цветов);

картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;

копировальная бумага;    калька;

х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;

клей ПВА и «Момент».  Эскизы для выполнения выжигания по ткани.

     Группа 1-го года обучения комплектуется из детей  владеющих навыками работы с выжигателем.   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Задачи

- совершенствовать навыки работы с выжигателем;

- научить работать со швейной машиной;

- освоить правила экономного раскроя материала;

- дать более углубленные знания в области цветоведения;

- оформлять внешний вид изделий самостоятельно по собственным эскизам;

- развивать воображение, пространственное и образное мышление, умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, чертежа;

- формировать умения самостоятельно решать вопросы оформления внешнего вида изделия;

- развивать смекалку, фантазию, изобретательность, эстетический вкус;

- развивать творческие способности;

- воспитывать такие качества как аккуратность, терпение, целеустремленность, самостоятельность при выполнении работы;

- воспитывать творчески индивидуальную личность;

- научить видеть и ценить чужой труд, «прекрасное» в  искусстве, творчестве, природе, людях.

Результат работы за год

 дети должны уметь:

- владеть правилами безопасности работы со швейными принадлежностями, утюгом

  и выжигателем;

- выполнять операции раскроя с учетом экономии материала, а также наличии

  симметричных и зеркальных деталей изделия;

- сделать эскиз изделия;

- самостоятельно выполнять обработочные  и сборочные операции;

- правильно подбирать выгодные цветовые сочетания при выполнении работ;

- самостоятельно оформлять внешний вид изделия по своему вкусу;

- изготовить несложные изделия по своему вкусу;

- сделать выкройки изделий в нужном масштабе с уменьшённого чертежа;

- сделать пространственные композиции;

- переносить полученные знания, умения, навыки в практическую деятельность;

- адекватно организовать свой досуг;

- иметь развитое воображение, элементы творческого мышления;

- видеть и понимать «прекрасное» и самому стремиться быть красивым.

 

 

Воспитательная работа

 

     Воспитательная работа в объединении «Гильоширование» предполагает различную досуговую деятельность. Этот вид деятельности оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает сплочению в коллективе.

     В течение учебного года воспитанники посещают заочные выставки, обогащающие их кругозор. Организуют и оформляют контрольные выставки – смотры детских изделий. Участвуют в школьной, районной и всероссийских конкурсах  по декоративно - прикладному творчеству.

Календарно – тематический план занятий на 2016 -2017 учебный год

(первый год обучения)

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу

Тема занятия

Часы

Дата

теория

практика

1.

   Введение. Гильоширование – новый вид декоративно – прикладного творчества. Материалы и инструменты, необходимые в работе. Ознакомление с программой курса, правилами поведения, техникой безопасности.

1

-

 

2

2.1

   Изготовление аппликаций

   Технология изготовления аппликации  «Объемный цветок» в технике гильоширование.

1

 

 

 

1

 

 

 

 

2.2

  Аппликация «Роза». Разработка эскиза в цвете. Подбор ткани. Раскрой. Притычковывание  деталей. Окончательная отделка.

 

1

 

1

 

2.3

   Технология изготовления настенного панно «Петушок» символ года. Разработка  эскиза в цвете.

Подбор тканей по фактуре и цвету.

 

1

 

 

 

   Настенное панно «Петушок». Подбор ткани по цвету и фактуре.

 

1

 

 

   Раскрой деталей настенного панно «Петушок».

 

 

1

 

 

   Раскладка деталей панно на фоне в соответствии с эскизом.

 

 

1

 

 

   Притычковывание деталей панно «Букет сирени». Окончательная отделка изделия.

 

 

1

 

 

3.

3.1

   Изготовление  сувениров из ткани.

   Понятие сувенир. Сувениры из ткани.

Технология изготовления декоративного платка

(разработка эскиза, подбор ткани).

 

 

1

 

 

   Изготовление декоративного платка (крой деталей, притычковывание деталей, оформление изделия).

 

 

1

 

3.2

   Технология изготовления букета незабудки  из ткани.

Материалы и инструменты для работы.

 

 

1

 

 

   Изготовление трафаретов и подбор ткани .

 

 

1

 

 

   Раскрой деталей незабудки  по трафарету.

1

 

 

1

 

 

 

 

   Изготовление букета незабудки (выполнение стебля цветов, сборка букета).

 

 

 

1

 

3.3

   Аппликация гильошированием – своеобразный вид декоративно – прикладного творчества.

Технология выполнения бутоньерки.

 

1

 

 

 

   Изготовление бутоньерки в технике гильоширование.  Подбор ткани по цвету и фактуре.

 

1

 

 

   Раскрой  по шаблонам.

 

1

 

 

   Притычковывание деталей , оформление готовой работы.

 

 

1

 

3.4

   Творческая работа

 

 

 

2

 

4.

4.1

   Салфетка в технике безбридное ришелье.

   Ришелье как вид вышивки. Выбор ткани для изделия и отделки.

 

 

 

 

 

    Изготовление салфетки в технике безбридное ришелье.

 

 

1

 

5

Творческая работа

 

2

 

Приложение.

 

 

Анкета «Чему мы научились?»

 

  1. Фамилия, Имя.
  2. Класс.
  3. Сколько лет посещаете объединение «Гильоширование»?
  4. Что нового узнали на занятиях?
  5. В каких выставках участвовали?