Печать
Родительская категория: Программы
Категория: Дополнительные общеобразовательные программы

 

 

 

Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания –следствие из выше сказанного. 

Экология- наука взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. В нашей действительности экология –это не просто наука, это новое мировоззрения. Человек не главное действующее лицо, а особая разумная, но всё же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к природе. Охранять природу необходимо не потому. Что она сама ценна, человек не может существовать без природно87го окружения. А вот природа без человека может. Вот почему формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить экологические знания к  биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

1.Понимание самооценки природы.

2.Осознаие себя как часть природы.

3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4.Поимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5.Воспитание активной жизненной позиции.

6.Обучение азам экологической безопасности.

7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8.подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

            При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.

Цель данной программы:

-осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека;

-постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;

-формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;

Формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

            Гармоничное развитие личности ребёнка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается а систему знаний. Эта система включает элементарные знания о биосфере и ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа-растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье . жизни и смерти, движении-ос7овных началах  природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение.

Чтобы знания перешли в потребностно - мотивационную сферу личности ребёнка необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с нею , любовью к родной земле, стремление глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена а принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи обучающихся, их мышления и способностей, культуру чувств.Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспрои зведению заий, пониманию и оцеке происходящего, элементам системного анализа, совместой практической деятельности учителя и ученика.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом местных условий.  В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира(отдельные объекты и явления).Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи.Раздел «Планета наш дом, а мы хозяева в нём» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ей отношение).

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и умения дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок , экскурсий, изобразительных и музыкальных занятий и т.д.

Содержание программы рассчитано на 27 часов в год. Работа учащихся по 1 часу в неделю. Материал скомпанован по разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов , которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контенгента детей, личными интересами.

Цель курса:

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы. Развитие понимания и уважения  природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.

Задачи курса :

1.     Углублять и расширять представления в области экологии.

2.     2.Формировать умение проведения самостоятельно исследования в области изучения окружающей среды.

    Программа включает два направления:

*экологическое;

*исследовательская деятельность.

Особенности экологического направления

Особенность данного направления состоит в том, что в нём

*расширяется кругозор обучающихся;

*пополняются знания об окружающем мире.

В 1-2 классах:

*раскрываются законы по которым живёт природа и обучающиеся в своих поступках учаться руководствоваться этими законами;

*расширяются представления о законах земли;

*выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.

В 3-4 классах:

*развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;

*раскрывается сущность происходящих экологических катаклизмов;

*акцентируется внимание а современных проблемах экологии и осознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.

Особенности направления «исследовательская деятельность»

Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течении года делится а три части:

*тренинговым занятиям;

*исследовательская практика;

*мониторинг.

В тренинговой части обучающиеся приобретаю специальные знания и развивают навыки исследовательского поиска.

Занимаясь исследовательской практикой , обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательской работы постепенно возрастает.

В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( мини-курсы, семинары, конференции. Диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Эта часть очень важна, т.к. ребёнок , что результат его работы важен и интересен другим.

 

 

                     Календарно тематическое планирование 2 класс

Темы занятий

Количество часов

Контроль ЗНУ

теория

практика

всего

1

Экологические связи в живой природе

5

4

9

Мини –семинар «Защитные приспособления у растений и животных»

2

Вода. Охрана воды

3

2

5

Семинар «Как подготовиться к защите»

3

Почвы. Охрана почв

3

2

5

Конференция «В защиту экологического проекта»

4

Воздух.Охрана воздуха «Исследуем самостоятельно»

3

1

4

Мозговой штурм «Способы охраны воздуха»

5

Способы охраны природы

3

3

6

Защита исследовательских работ и творческих проектов»


Содержание учебной программы

№ темы

Содержание

экология

Исследовательская деятельность

 

Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семиар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы , окраска, поза и др). Вода и цивилизация.

Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Инструкция и создание гипотез. «Искусство делать сообщения». «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

 

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоёмов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Практические задания а анализ и синтез. Как сделать обобщение . Практическое занятие: «Проведение эксперементов». «Искусство задавать вопросы и отвечать на их». Семинар «Как подготовиться к защите»

.

Разнообразные живые обитатели почв .Их роль в  поддерживание почвенного плодородия. Эрозия почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное». Предварительная защита собственных исследовательских проектов. Конференция «В защиту экологического проекта». Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

 

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных . Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм « Способы охраны воздуха».

Работа со схемами , таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.