Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания –следствие из выше сказанного. 

Экология- наука взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. В нашей действительности экология –это не просто наука, это новое мировоззрения. Человек не главное действующее лицо, а особая разумная, но всё же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к природе. Охранять природу необходимо не потому. Что она сама ценна, человек не может существовать без природно87го окружения. А вот природа без человека может. Вот почему формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить экологические знания к  биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

1.Понимание самооценки природы.

2.Осознаие себя как часть природы.

3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4.Поимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5.Воспитание активной жизненной позиции.

6.Обучение азам экологической безопасности.

7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8.подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

            При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.

Цель данной программы:

-осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека;

-постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;

-формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;

Формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

            Гармоничное развитие личности ребёнка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается а систему знаний. Эта система включает элементарные знания о биосфере и ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа-растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье . жизни и смерти, движении-ос7овных началах  природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение.

Чтобы знания перешли в потребностно - мотивационную сферу личности ребёнка необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с нею , любовью к родной земле, стремление глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена а принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи обучающихся, их мышления и способностей, культуру чувств.Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспрои зведению заий, пониманию и оцеке происходящего, элементам системного анализа, совместой практической деятельности учителя и ученика.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом местных условий.  В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира(отдельные объекты и явления).Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи.Раздел «Планета наш дом, а мы хозяева в нём» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ей отношение).

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и умения дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок , экскурсий, изобразительных и музыкальных занятий и т.д.

Содержание программы рассчитано на 27 часов в год. Работа учащихся по 1 часу в неделю. Материал скомпанован по разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов , которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контенгента детей, личными интересами.

Цель курса:

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы. Развитие понимания и уважения  природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.

Задачи курса :

1.     Углублять и расширять представления в области экологии.

2.     2.Формировать умение проведения самостоятельно исследования в области изучения окружающей среды.

    Программа включает два направления:

*экологическое;

*исследовательская деятельность.

Особенности экологического направления

Особенность данного направления состоит в том, что в нём

*расширяется кругозор обучающихся;

*пополняются знания об окружающем мире.

В 1-2 классах:

*раскрываются законы по которым живёт природа и обучающиеся в своих поступках учаться руководствоваться этими законами;

*расширяются представления о законах земли;

*выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.

В 3-4 классах:

*развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;

*раскрывается сущность происходящих экологических катаклизмов;

*акцентируется внимание а современных проблемах экологии и осознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.

Особенности направления «исследовательская деятельность»

Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течении года делится а три части:

*тренинговым занятиям;

*исследовательская практика;

*мониторинг.

В тренинговой части обучающиеся приобретаю специальные знания и развивают навыки исследовательского поиска.

Занимаясь исследовательской практикой , обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательской работы постепенно возрастает.

В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( мини-курсы, семинары, конференции. Диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Эта часть очень важна, т.к. ребёнок , что результат его работы важен и интересен другим.

 

 

                     Календарно тематическое планирование 2 класс

Темы занятий

Количество часов

Контроль ЗНУ

теория

практика

всего

1

Экологические связи в живой природе

5

4

9

Мини –семинар «Защитные приспособления у растений и животных»

2

Вода. Охрана воды

3

2

5

Семинар «Как подготовиться к защите»

3

Почвы. Охрана почв

3

2

5

Конференция «В защиту экологического проекта»

4

Воздух.Охрана воздуха «Исследуем самостоятельно»

3

1

4

Мозговой штурм «Способы охраны воздуха»

5

Способы охраны природы

3

3

6

Защита исследовательских работ и творческих проектов»


Содержание учебной программы

№ темы

Содержание

экология

Исследовательская деятельность

 

Экологические связи в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семиар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы , окраска, поза и др). Вода и цивилизация.

Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Инструкция и создание гипотез. «Искусство делать сообщения». «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

 

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоёмов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Практические задания а анализ и синтез. Как сделать обобщение . Практическое занятие: «Проведение эксперементов». «Искусство задавать вопросы и отвечать на их». Семинар «Как подготовиться к защите»

.

Разнообразные живые обитатели почв .Их роль в  поддерживание почвенного плодородия. Эрозия почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное». Предварительная защита собственных исследовательских проектов. Конференция «В защиту экологического проекта». Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

 

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных . Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм « Способы охраны воздуха».

Работа со схемами , таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.