Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа адаптированная и  разработана на основе « Программы общеобразовательных учреждений РФ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.  “Подготовка юных шашистов”  2006 г.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов, на один год обучения. Количество занятий в неделю  1 раз,  по 1 часу  в неделю. Наполняемость группы – 9 человек.

Возраст детей, посещающих кружок 10 – 17 лет.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры понимания развития шашечного творчества. Программа  интеллектуального   направления. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, совершенствования и самоопределения.

Шашки увлекательная игра, созданная народом.

Шашки — игра столь же древняя, что и шахматы. Но, в отличие от шахмат, шашечные системы развивались внутри национальных традиций. Шашки знакомы и любимы многими. Эта настольная игра немного напоминает шахматы, но в её «упрощённом» виде. Для шашек используется многоклеточная доска (по виду шахматной), а также шашки, которые не отличаются друг от друга по внешнему виду и имеют различный цвет для двух игроков.

         Программа данного кружкаактуальна на сегодняшний день. Интеллектуальная игра “шашки” является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий.

Новизна обучения по данной программе состоит в том, что обучающиеся во время занятий используют новые информационно-коммуникативные технологии, делают презентации, создают проекты, работают на сайтах интернета.                            

Отличительной особенностью Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.

  Педагогическая целесообразность .Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. 

Цель –создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре в   шашки.

Задачи программыкружка

Обучающие:

- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;

- научить простейшим дебютным схемам;

- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- познакомить с основами композиционной игры.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

- развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;

- развивать внимание, память, логическое мышление.

  Практическая значимость данного  курса - помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания, умения играть в шашки. Развивает  

практические навыки обучающихся, но       и  учит  обучающихся думать, размышлять, делать выводы, пополнять словарный запас, расширять кругозор.

 

Формы проведения учебных занятий.

Групповые. Индивидуальные. Комбинированное занятие.

Методы организации занятий

Словесные:

лекция; беседа; рассказ;   объяснение педагога; анализ партий и типовых позиций.

Наглядные:

показ видеоматериалов; работа с демонстрационной доской.

Практические:

конкурс решения комбинаций, сеанс одновременной игры; тренировочные партии, соревнования.

Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.

 

 

 

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны:

- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;

- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;

- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;

- знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;

- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- знать основы композиционной игры;

- овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;

- уважительным отношением к товарищу.

Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, конкурса по решению комбинаций.

Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.

Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по решению комбинаций.

Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей

 « шашки” проводятся на   участии в соревнованиях школьного и муниципального уровнях..

Учебно-тематический план

Содержание занятий

Всего часов

 

 

1. Вводное занятие. Сперва о правилах

1

 

 

2. Что значит шашки. История возникновения шашечной игры.  

1

 

 

3. История возникновения шашечной игры

1

 

 

4. А как пойдет противник. Отборочные турниры по шашкам среди обучающихся 5-11 классов. Выявление лучшего класса, лучших игроков, победителя и призёров турнира.

3

 

 

5. Как начать партию. Разборы партий.

3

 

 

6. Как располагать  шашки

2

 

 

7. Лучшие на Земле шашисты.

1

 

 

8. За доской  юные

1

 

 

9. Десять знаменитых позиций

3

 

 

 10.У финишной прямой / ничья, проигрыш/

1

 

 

11. Хитрая штука эндшпиль / конец игры/

2

 

 

12.Как играют в соревновании

1

 

 

13. Тренировка перед конкурсом. Разбор партий.

2

 

 

14.Создание проблемных задач по игре 3*1

2

 

 

15. Игра и разбор партий по созданию ситуации ловли противника

2

 

 

16. Какие игры можно организовать на шашечной доске. Викторина «Дай ответ»

1

 

 

17. Подведение итогов за год. Итоги викторины. Выявление победителей.

1

 

 

Итого :

28

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Учатся правильно разыгрывать те ил иные позиции до выигрыша, также безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на демонстрационной доске. Упражнения на шашечной доске.

Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске, фиксация важнейших моментов в результате анализа.

Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать поучительные моменты в партиях и при разборе делать свои замечания всеобщим достоянием, нужно приучить ребят серьёзно относиться к своему творчеству. Важнейший принцип - не обрушивать на ребенка при анализе отдельной партии слишком много информации. Достаточно подчеркнуть 2-3 принципиальных момента. После партии заставить воспитанника обобщить: каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры? Анализ может быть с одним ребенком или всей группой.

Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы могут носить учебный и чисто спортивный характер.

Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

Литература

1.     Адамович В.К. Позиционные приемы борьбы в русских шашках. М., “Физкультура и спорт”, 1976.

2.     Барский Ю.П. « На 100 клетках», М., «Физкультура и спорт», 1995 г.

3.     3.Карпов А.Е. «Шахматная мозаика» м., «Знание», 1985 г.

 

4. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов. 1 часть. Русские шашки. – СПб., 1992.

5. Султанов Р.А. Шашки (Интегрированный курс подготовки шашистов для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, групп высшего спортивного мастерства). – Нижний Тагил, 2009. – 46 с.

6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844)

7. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 190 с.

8. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 1982. 1989, вып. 5.

9. Цирик З.И. Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям. – Черкассы, 2010. – 183 с.