Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Пояснительная записка

Данная               программа       по   робототехнике                       научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать изапрограммировать.

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXIвеке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования  — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области  физики, механики, электроники иинформатики.

Использование ТехноЛаб-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики  и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации  ипрограммирования.

Работа с образовательными конструкторами ТехноЛаб позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

ТехноЛаб позволяет учащимся:

совместно обучаться в рамках одной бригады; распределять обязанности в своей бригаде;

проявлять повышенное внимание культуре и этике общения; проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов и процессов;

видеть реальный результат своей работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 9 до 15 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Сроки реализации программы: 1 год.

Режим работы: в неделю 1 час. Часовая нагрузка 27 часов.

Цель: обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.

Задачи: Обучающие:

-  дать первоначальные знания о конструкцииробототехнических

устройств;

-  научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

-  сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования ипроектирования;

-  ознакомить с правилами безопасной работы синструментами

Воспитывающие:

-  формироватьтворческоеотношение к выполняемойработе;

-  воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Развивающие:

-  развивать творческую инициативу исамостоятельность;

-  развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

-  Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логическихрассуждений.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончанию курса обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

-правила безопасной работы;

-основные компоненты конструкторов ТехноЛаб;

-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-компьютерную среду, включающую в себя язык программирования RoboPlus;

-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;

-конструктивные особенности различных роботов;

-как передавать программы в контроллер;

-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

-как использовать созданные программы;

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных роботов;

-корректировать программы при необходимости;

УМЕТЬ:

-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

-  проводить сборку робототехнических средств, с применением ТехноЛаб конструкторов;

-  создавать программы для робототехническихсредств.

-прогнозировать результаты работы.

-планировать ход выполнения задания.

-рационально выполнять задание.

-руководить работой группы или коллектива.

-высказываться устно в виде сообщения или доклада.

-высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

- представлять одну и ту же информацию различными способами

 

Учебно-тематическое планирование

(1 год обучения)

№ п\п

Тема занятий

Колич. часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Основы работы с ТехноЛаб.

1

1

 

2

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.

1

1

 

3

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

1

1

 

4

Сборка простейшего робота, по инструкции.

3

 

3

9

Программное обеспечение RoboPlus. Создание простейшей программы.

3

1

2

10

Управление одним мотором. Движение вперѐд-назад Использование команды « Жди» Загрузка программ в контроллер

1

 

1

11

Самостоятельная творческая работа учащихся

1

 

1

12

Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка

3

1

2

13

Использование датчика касания. Обнаружения касания.

4

1

3

14

Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ.

3

1

2

15

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

 

2

16

Использование датчика освещѐнности. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии.

4

1

3

17

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

 

2

Итого

27

6

21

 

 

 

 

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.

Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условийработы.

На занятиях кружка «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

-  развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкоймоторики;

-       воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.

-     обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.

Приемы и методы организации занятий.

I  Методы организации и осуществлениязанятий

1.  Перцептивныйакцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б)    наглядные       методы      (демонстрации        мультимедийных                  презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2.  Гностическийаспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы; б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3.  Логическийаспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции..

II  Методы стимулирования и мотивации деятельности Методы стимулирования мотива интереса кзанятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

 

 

Основными принципами обучения являются:

1.    Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки итехники.

2.    Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочноусвоены.

3.    Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания напрактике.

4.    Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и  моральные качества.

5.    Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работойпедагога.

6.    Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.

7.    Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение  предмета от простого к сложному, от частного кобщему.

8.    Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением итренировкой.

9.    Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общихтребований.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1      В.А. Козлова, Робототехника вобразовании

2      Дистанционный курс «Конструирование и робототехника»-

3      Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NTPress, 2007, 345стр.;

4      Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;

5      Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGODAKTAв курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001г.

6      Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

7      Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn-- p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog

Интернет-ресурсы

 

 

·       http://lego.rkc-74.ru/

·       http://www.roboclub.ruРобоКлуб. Практическаяробототехника.

·       http://www.robot.ruПортал Robot.RuРобототехника иОбразование.

·             http://learning.9151394.ru

·       Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

·       http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

·       www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html

·         http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc

·       http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792