Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

Пояснительная записка

Данная               программа       по   робототехнике                       научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать изапрограммировать.

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXIвеке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования  — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области  физики, механики, электроники иинформатики.

Использование ТехноЛаб-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики  и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации  ипрограммирования.

Работа с образовательными конструкторами ТехноЛаб позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

ТехноЛаб позволяет учащимся:

совместно обучаться в рамках одной бригады; распределять обязанности в своей бригаде;

проявлять повышенное внимание культуре и этике общения; проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов и процессов;

видеть реальный результат своей работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 9 до 15 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Сроки реализации программы: 1 год.

Режим работы: в неделю 1 час. Часовая нагрузка 27 часов.

Цель: обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.

Задачи: Обучающие:

-  дать первоначальные знания о конструкцииробототехнических

устройств;

-  научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

-  сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования ипроектирования;

-  ознакомить с правилами безопасной работы синструментами

Воспитывающие:

-  формироватьтворческоеотношение к выполняемойработе;

-  воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Развивающие:

-  развивать творческую инициативу исамостоятельность;

-  развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

-  Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логическихрассуждений.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончанию курса обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

-правила безопасной работы;

-основные компоненты конструкторов ТехноЛаб;

-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-компьютерную среду, включающую в себя язык программирования RoboPlus;

-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;

-конструктивные особенности различных роботов;

-как передавать программы в контроллер;

-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

-как использовать созданные программы;

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных роботов;

-корректировать программы при необходимости;

УМЕТЬ:

-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

-  проводить сборку робототехнических средств, с применением ТехноЛаб конструкторов;

-  создавать программы для робототехническихсредств.

-прогнозировать результаты работы.

-планировать ход выполнения задания.

-рационально выполнять задание.

-руководить работой группы или коллектива.

-высказываться устно в виде сообщения или доклада.

-высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

- представлять одну и ту же информацию различными способами

 

Учебно-тематическое планирование

(1 год обучения)

№ п\п

Тема занятий

Колич. часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Основы работы с ТехноЛаб.

1

1

 

2

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.

1

1

 

3

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

1

1

 

4

Сборка простейшего робота, по инструкции.

3

 

3

9

Программное обеспечение RoboPlus. Создание простейшей программы.

3

1

2

10

Управление одним мотором. Движение вперѐд-назад Использование команды « Жди» Загрузка программ в контроллер

1

 

1

11

Самостоятельная творческая работа учащихся

1

 

1

12

Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка

3

1

2

13

Использование датчика касания. Обнаружения касания.

4

1

3

14

Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ.

3

1

2

15

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

 

2

16

Использование датчика освещѐнности. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии.

4

1

3

17

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

 

2

Итого

27

6

21

 

 

 

 

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.

Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условийработы.

На занятиях кружка «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

-  развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкоймоторики;

-       воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.

-     обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.

Приемы и методы организации занятий.

I  Методы организации и осуществлениязанятий

1.  Перцептивныйакцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б)    наглядные       методы      (демонстрации        мультимедийных                  презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2.  Гностическийаспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы; б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3.  Логическийаспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции..

II  Методы стимулирования и мотивации деятельности Методы стимулирования мотива интереса кзанятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

 

 

Основными принципами обучения являются:

1.    Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки итехники.

2.    Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочноусвоены.

3.    Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания напрактике.

4.    Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и  моральные качества.

5.    Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работойпедагога.

6.    Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.

7.    Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение  предмета от простого к сложному, от частного кобщему.

8.    Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением итренировкой.

9.    Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общихтребований.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1      В.А. Козлова, Робототехника вобразовании

2      Дистанционный курс «Конструирование и робототехника»-

3      Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NTPress, 2007, 345стр.;

4      Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;

5      Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGODAKTAв курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001г.

6      Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

7      Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный http://xn----8sbhby8arey.xn-- p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog

Интернет-ресурсы

 

 

·       http://lego.rkc-74.ru/

·       http://www.roboclub.ruРобоКлуб. Практическаяробототехника.

·       http://www.robot.ruПортал Robot.RuРобототехника иОбразование.

·             http://learning.9151394.ru

·       Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

·       http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

·       www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html

·         http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc

·       http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Министерство образования Иркутской области

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"