Печать
Родительская категория: Программы
Категория: Дополнительные общеобразовательные программы

 

Пояснительная записка

 

 

Настольный теннис как вид спорта претерпел длительную эволюцию, уходящую корнями в начало 19 века. В Англии появилась игра для развлечения знатных граждан, отдельно напоминающая игру в настольный теннис. Её участники круглыми дощечками без ручек, а затем с ручками, перекидывали друг другу мячик.

Программа по настольному теннису составлена в соответствии с Законом Р.Ф. «Об образовании»  и  Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от  07.03.95г. №233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства РФ по физической  культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ. А так же на основе программы по настольному теннису для детско – юношеских спортивных школ и специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва, для системы дополнительного образования детей, составленной в соответствии с требованиями выше указанных документов.

Основная цель программы– укрепление здоровья, физическое развитие, разносторонняя физическая подготовленность на базе занятий настольным теннисом.

    

Занятия по данной программе предназначены для девочек и мальчиков от 6 до 18 лет.

                   ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.

 

Возраст

(лет)

Этапы подготовки

Продолжительность

подготовки

Наименование

групп

7-9

Начальной подготовки и начальной специализации

 

2 года

Начальной подготовки

(ГНП-1,ГНП-2,)

10-18

Учебно тренировочных групп углубленной

специализации

 

 

4 года

Учебно-тренировочные

(УТГ-1-2,УТГ-1-2,

УТГ-3-4, УТГ-3-4.)

 

                                     Группа начальной подготовки 2 года обучения.

                                    (этап начальной специализации)

Группы начальной подготовки 2-го года обучения.

         Задачи:

•                              Отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углубленных наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами прироста двигательных качеств и изменением психо-физиологических показателей, вызванных систематическими занятиями настольным теннисом.

•                              Дальнейшее укрепление здоровья занимающихся на основе занятий физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в настольном теннисе упражнений, методов и средств.

•                              Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической  и технической подготовке.

                        

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учебно-тематическое план

Тематический план учебно – тренировочных занятий

для групп начальной подготовки ( час.)

1-2 годов обучения.

 

 

 

Т Е М А

Количество часов

по годам обучения

1

2

1

Теоретическая подготовка

Краткие сведения о значении занятий физкультурой и спортом

для развития и здоровья человека.

 

1

 

  1

2

История развития настольного тенниса за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.

 

1

 

 

  3

3

Значение занятий настольным теннисом для развития детей.

   3

  -

4

Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль,

самоконтроль спортсмена.

 

   2

 

  4

5

Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена.

 

   1   

 

  2

  6

Самостоятельные занятия дома и их значение.

   1

  2

  7

Краткие сведения о технике настольного тенниса.

  -     

  6

 

 Итого :

  9

  18

Примечание:  Контрольные испытания по общей, специальной физической подготовке и по технико-тактической подготовке проводятся с целью проверки уровня подготовленности учащихся.

                          Годовой план распределения учебных часов для групп      

начальной подготовки 2-го года обучения (час.)

 

 

 

Содержание занятий.

М Е С Я Ц Ы

всего

 

10

 

11

12

 

 1

 2

 

 3

 4

 

 5

 6

 

 7

 8

 1.

Теоретическая подготовка.

 

 1

 

 

 1

1

 

 1

 

 

 

 

 4

 2.

2.1

Практические занятия.

Общая физподготовка.

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

2.2

Специальная физподготовка.

 

1

 

 1

 

 

 1

1

 

 

 

 

4

 

2.3.1

Технико-тактическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

2.3.2

Изучение сложных подач.

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

                   Всего (часов):

 

4

3

4

4

4

4

4

 

 

 

 

27

                             

 

Практическая подготовка.

 

1.Общая физическая подготовка.

 

    Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации.

Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья  и всестороннее физическое развитие занимающихся.

Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей.

Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются  комплексы общеразвивающих  упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:

      -упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;

      -повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;

      -из положения вис на гимнастической стенке (или перекладине) подъем согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла по отношению к туловищу;

      -подъем ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лежа на спине;

      -подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине;

     

              2.Специальная физическая подготовка.

   Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные  и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

                Упражнения для развития силы мышц ног и туловища:

           -бег на короткие дистанции от 15 до 30 метров;

           -прыжки одной или двумя ногами в различных направлениях;

           -многоскоки;

           -прыжки в приседе вперед-назад,  влево - вправо;

           -приставные шаги и выпады;

           -бег скрестным шагом в различных направлениях;

           -прыжки через гимнастическую скамейку;

           -прыжки боком через гимнастическую скамейку;

            3. Техническая подготовка.

   На возрастном уровне групп начальной подготовки неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой.

Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.

 

Для реализации этих принципов наиболее эффективными (в порядке повышения сложности упражнений) являются:

       -многократное повторение хватки ракетки и основной стойки игрока;

       -упражнения с ракеткой мячом: броски мяча правой (левой) рукой от пол, партнеру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей  двумя и одной рукой;

         После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой переходим на изучение техник простейших ударов: разучивание и имитация

исходных для ударов основных позиций – положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечь, плеча;

        -многократное повторение ударов на разных скоростях (сначала-медленное, затем – ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

        -игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара (только слева или только справа), а затем сочетание ударов справа и слева;

        -свободная игра ударами на столе.

  

                                МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

   В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по     настольному теннису отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Продолжительность занятия и число учащихся в группах соответствует

Нормативным требованиям подготовки спортсменов.                                                                                           Многолетняя подготовка в настольном теннисе строится на основе следующих методических положений:

•        Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность

задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных

групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных

возрастных границах.

         2.    Целевая направленность по отношению к повышению мастерства,          выполнению  спортивных разрядов в процессе подготовки всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерности) различных сторон подготовленности  в процессе многолетней тренировки.

•          Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки,

соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается  удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

                           Основные задачи в работе на каждом этапе:

- группы начальной подготовки – использование на занятиях разнообразных упражнений по общей и специальной физической подготовке, эстафет, подвижных игр, игр с элементами настольного тенниса, проведение

урока в игровой форме с хорошим эмоциональным фоном и поддержанием интереса к занятию на всем его протяжении; изучение основ техники и тактики настольного тенниса; ввиду того, что настольный теннис сложен по координации выполнения ударных движений, тренер должен постоянно поправлять ошибки занимающихся;

•                учебно-тренировочные группы – применение упражнений по общей и  специальной  физической подготовке с направленностью на решение конкретных задач, совершенствования широкого спектра технических приемов (в том числе, подач и приема подач) на основе вариативности их исполнения, тренировка основных тактических комбинаций, систематическое участие в местных и  выездных соревнованиях, введение в занятия элементов самостоятельности действий занимающихся, ведение дневников самоконтроля; занятия носят выраженный тренировочный характер.

          

 

Контрольные нормативы по общей физической подготовке

для учащихся групп начальной подготовки.

                                          

 

 

Наименование упражнений.

      Возраст 7-9 лет.

Пол.

  девочки

мальчики

1.

Бег 20 м. с высокого старта (сек.)

   4.6-4.8

  4.3-4.8.

2.

Бег 30 м. с высокого старта (сек.)

   5.4-5.9

  5.3-5.6

3.

Бег 60 м. с высокого старта (сек.)                                               

        -

  9.7-9.9

4.

Прыжок в длину с места (см.)

  155-165

160-170

5.

Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек.

15-20

15-25

6.

Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 минуту (количество раз).

     

    30-35

 

    35-45

 

Примечание: в таблице приведены допустимые для данного возраста      

результаты по выполнению упражнения, более высокий результат говорит о перспективности учащегося, более низкий наоборот.                                                                                                                  

               Контрольные нормативы по технико-тактической подготовке

для учащихся групп начальной подготовки.

                                                           

 

Наименование технического приема.

Кол-во ударов в серию

Оценка

выполнения

1.

Накат справа по диагонали.

30 и более

от 20 до 30

Хорошо

Удовлетворительно

2.

Накат слева по диагонали.

30 и более

от 20 до 30

Хорошо

Удовлетворительно

3.

Сочетание наката справа и слева в правый угол.

20 и более

16-20

Хорошо

Удовлетворительно

4.

Сочетание наката справа и слева в левый угол.

20 и более

16-20

Хорошо

Удовлетворительно

5.

Откидка слева со всего стола(количество ошибок за 3 мин.)

 5 и менее

 16-20

Хорошо

Удовлетворительно

6.

Сочетание скидок справа и слева (количество ошибок за 3 мин.)

 15 и менее

 16-20

Хорошо

Удовлетворительно

7.

Подачи справа (слева) накатом.

       8

       6

Хорошо

Удовлетворительно

8.

Подачи справа (слева) откидкой (подрезкой).

       9

       7

Хорошо

Удовлетворительно

 

Примечание: Испытания проводятся в серии из 10 подач по диагонали. Удары выполняются при игре с тренером (партнером). Результаты соревнований протоколируются и заносятся в дневник самоконтроля учащихся.

        2.4. Контроль подготовки.

        Качество подготовки учащихся находится под постоянным контролем тренера – преподавателя.

        Контрольные нормативы по физической и технической  подготовке, по- зволяют вести наблюдения за усвояемостью программы (таблицы 7 и 8).

       2.5. Требования по подготовке.

        1.Ответить на вопросы по теории настольного тенниса (пройденный материал).

   2.Принять участие во внутри школьных соревнованиях.

          3. Принять участие в 2-3-х соревнованиях вне спортивной школы, сыграть не менее 20 встреч, не менее 60 контрольных

я  из исходного положения – стойки.

Количество попаданий в серии из 10 подач.

Примечание: В серию засчитываются удары, выполненные безошибочно сдающим контрольный норматив, вне зависимости от ошибок партнера.

Контрольные нормативы принимаются в виде соревнований на наибольшее количество попаданий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

•        Конституция Российской Федерации.

•        Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996.

•        Амелин А.Н., ПашининВ.А. Настольный теннис («Азбука спорта»). М, ФиС, 1999.

•        Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М, ФиС,

     1979.

5. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Кто станет теннисистом? М.                                             -    «Спортивные игры», 1973.

6. Байгулов Ю.П. Настольный теннис. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР. Минобразование 1999.

7.   Былеева Л.В. Подвижные игры. М, ФиС, 1974.

8.   Настольный теннис. Правила соревнований. 1999.

9.   Шпрах С.Д. Настольный теннис - У меня секретов нет. М, 1998.

10. Багуйлов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. М. 2000.