Печать
Родительская категория: Программы
Категория: Дополнительные общеобразовательные программы

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 

            Рабочая программа дополнительного образования кружка «Мастерица - рукодельница» составлена на основе программы дополнительного образования «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации», авторы – составители: Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н. Горбатова, Н.П. Конькова, И.Н. Пестова . – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.  В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Внеурочная деятельность способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую  деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.  В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.   Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из модулей: «Плетение из различных материалов», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани»   позволяет  использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.

                                          -Программа рассчитана на 54 занятия, по 40  минут и предполагает обучение  с 5 по  8 класс. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки ткани.                        

           Структура курса состоит из лекционных занятий по истории декоративно-прикладного искусства; особенностям народных традиций и художественной обработки ткани; практическим занятиям по основам плетения; модульного оригами; аппликации из ткани; самостоятельных творческих работ учащихся по моделированию, конструированию и проектированию творческих работ и высокохудожественных бытовых изделий.                                                

           На занятиях учащиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно- художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.

          Цель курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников.

          Задачи курса:  

          Обучающие:

·     освоение теории и практики плетения изделий из различных материалов, искусства модульного оригами из

бумаги; технология обработки ткани.                                                                                                              

·     формирование умения следовать устным инструкциям, читать и 

зарисовывать схемы изделий.

·     обучение различным приемам работы с бумагой и тканью;

·     применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами, плетения и аппликация на ткани.

           Развивающие:

·     развитие индивидуальных  и                                                                                                         Развитие индивидуальны творческих способностей;                                        

·     воспитание уважения к народным традициям;                                                             

·     развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, 
пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса и фантазии детей.

           Воспитательные:

·     воспитание интереса к искусству оригами, плетения, аппликация на ткани.

·     формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Формы и методы работы:

           В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

           Учащиеся должны знать:

·     роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

·     основные сведения об истории плетения, оригами и аппликации;

·     традиции и новейшие технологии обработки различных материалов ( ткани, бумаги);

·     основы композиции,  цветоведение.

           Учащиеся должны уметь:

·     выполнять разработку несложных схем;

·     выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

·     выполнять изделие по эскизу и разбираться  в различных техниках оригами, аппликации на ткани;

            Ожидаемые результаты:

              В результате обучения по данной программе учащиеся:

·      научатся различным приемам работу с бумагой, тканью, лентами .

·      будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

·      научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

·       будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике.

·       разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

·      овладеют навыками культуры труда.

·      улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

            

               Формы подведения итогов реализации программы:выставки, фестивали, конкурсы  и т. д.

              Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых  и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.

            «Приобретая новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ним конкретную цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.

            Итак, любой труд, - говорил П.П. Блонский, -  в том числе и ручной, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план проведения занятий кружка «Мастерица - рукодельница» с обучающимися 5 - 8 классов

                   

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Материалы, оборудование

1.

1 модуль  -  ПЛЕТЕНИЕ                                                                                                               Вводное 
занятие.Содержание и задачи курса.
Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.История декоративно – прикладного творчества.

Правила т/б поведения в школьных мастерских при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа о видах ремесел, знакомство с декоративных предметами интерьера и одежды изучение; исторических сведений.

Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Ознакомление с изделиями, выполненными в различных техниках декора.

Инструкции по технике безопасности.

Книги и журналы по рукоделию.

Презентации

2-3

Основы художественного ремесла.

Основы плетения изделий из бересты. Материалы и инструменты, используемые для плетения .

 

Книги и журналы по рукоделию.

 

3-4

Подготовка к работе. Технология плетения из бересты.

Виды и способы плетения. Композиция

Основные приемы плетения

Береста, ножницы.

5-6

Плетение «Косичка»

 

Изготовление  закладки для книги

Береста, ножницы.

7-8

Технология плетения из лент.

Назначение плетения из лент. 

Изготовление игольницы

Ленты, мыло округлой формы, проволока, ножницы.

9-10

Техника плетения из лент

Технология выполнениякорзинки в технике плетения из лент.

Изготовление корзинки.

Плетение ручки в технике макраме

Ленты, проволока, ножницы.

11-12

Плетение из газет в технике кругового плетения.

Технология выполнениякруговой техники плетения из газет

Кручение трубочек из газет.                                                                                                                                                                                      

газеты, ножницы, клей

13-14

Закрепление формы изделия

Технология плетения по кругу

Изготовление карандашницы

газеты, ножницы, клей

15-16

Плетение из газет вазы

Технология плетения по кругу

Изготовление основы

газеты, картон, ножницы, клей

17-18

Плетение корзинки из газет

 

Технология параллельного плетения. Материалы и инструменты.

Изготовление  стенок корзины

газеты, картон, ножницы, клей

19

Плетение косичкой

Технология плетения косичкой

Изготовление  стенок корзины

газеты, картон, ножницы, клей

20-21

Плетение ручек в различной технике.

Чтение схем плетения

Изготовление ручек.

газеты, картон, ножницы, клей.

22-23

Оформление творческих работ

Виды изделий.

Оформление изделий

Изделия, изготовленные в разных видах техник

24-25

Оформление творческих работ.

Композиция, цветоведение.

Оформление творческих работ.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

26

2 модуль – АППЛИКАЦИЯ. Вводное занятие.  Аппликация как вид декоративной вышивки. 

Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.

Организация рабочего места.

Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища.

Выполнение простых видов ручных швов.

Иллюстрации журналов по рукоделию.

Изделия, изготовленные в технике «аппликация на ткани».

27,28,29

Виды аппликации. Основные приемы работы.

Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Виды материалов и инструментов.

Шаблоны.

Выполнение изделий по желанию учащихся: символ будущего года, различные сувениры, предметы декора интерьера.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.Иголки, булавки, ножницы, нитки. картон, мм. бумага, калька, циркуль.

30-31

Значение цвета в традиции вышивки.                

Композиция, цветоведение.

Запись видов изделий и зарисовка эскизов.Выполнение эскиза изделия по желанию учащегося.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш.

32-33

Технология выполнения аппликации.

Понятие «выкройка».

Подготовка к раскрою.

Раскрой элементов аппликации, вырезание по шаблонам.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. Картон.

34-35

Последовательность сборки. Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию                                                          

Правила раскроя элементов изделия.Работа с выкройками, шаблонами. Соединение деталей с основой.

Изготовление панно «Пионы», «Груши», «Подсолнухи», «Царство бабочек», «Осина».

 

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш, шаблон.

36-37

Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации.

Декоративные строчки   и их назначение. Виды строчек.

Вышивание деталей. Украшение бисером.                          

Образцы ручных строчек. Изделия, изготовленные в разных видах техник.

38-39

Последовательность изготовление рамки панно.

 

Завершение картины.                  

Раскрой косой бейки  для рамки панно. Изготовление рамки из ткани.

 

40-41

Художественное оформление готового изделия.

Контроль качества готового изделия, виды художественного оформления.

Окончательное декорирование, оформление готовых картин и панно.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

42

3 модуль – МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Вводное занятие.

Техника безопасной работы.

История развития оригами.

Организация рабочего места.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б.  Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию.

43-44

Азбука оригами. Подготовка к творчеству.

Материалы и инструменты. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы.

Подготовка бумаги для модулей оригами.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б.  Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

45-46

Технология модульного оригами из бумаги.

Модули оригами. Виды базовых форм.

Выполнение базовых форм ориками.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

47-48

 

 

Треугольный модуль. История кусудамы.

Модуль кусудамы. «Супершар». Назначение кусудамы. Модуль «Трилистник».

Изготовление модуля кусудамы. Изготовление модуля «Трилистник».

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

49

Технология изготовления объемных изделий из модулей.

Варианты  птиц: лебедя, павлина, жар- птицы  из модулей.

Цветоведение.

Изготовление из модулей мини – радужного лебедя. Лебедь со спинкой и длинным хвостом.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

50

Технология изготовления насекомых из модулей.

Варианты бабочек, стрекоз из модулей.

 

Изготовление из модулей различных по форме бабочек и стрекоз.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

51

Технология изготовления из модулей цветов.

Варианты цветов: тюльпанов, нарциссов, подснежников, кактуса и вазы оригами.

Изготовление из модулей различных цветов.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

52-53

Технология изготовления из модулей пасхального яйца.

Варианты пасхального яйца.

Изготовления из модулей пасхального яйца.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

54

Участие в творческих выставках.

Оформление творческих работ.

Оформление творческих работ.

Оформление творческих работ.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

                                                                               

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

  1. Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  2. Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  3. Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  4. Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  5. Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  6. Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей

 

Список литературы

Пособия для учителей:

1.   Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

2.   Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007

3.   Сасова И.А., Марченко А, В. Технология 5-8 классы.  Программа. М.: Вентана-Граф 200

4.   Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.М.: Просвещение 1990.

5.   Школа и производств.  Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004

Пособия по рукоделью:

  1. Л.Базулина, И.Новикова Бисер.М.: Аст – пресс 200
  2. Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. М.: Мой мир 2007
  3. Донателла Чиотти. Бисер. Ниола 21-й век 2008
  4. Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М.: Аст- пресс 1999
  5. Маббс Л, Лоуз В. Оригами из ткани.  Идеи для стильного интерьера.
  6. Контэнт 2008
  7. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики Эксим – пресс 1998
  8. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М. : Аст- пресс 2010
  9. Турченко И. Стильный текстиль для дома. М.: Эксмо 2008-
  10. Журнал по рукоделию. Лена – рукоделие . 2006-2007 гг.