Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 

            Рабочая программа дополнительного образования кружка «Мастерица - рукодельница» составлена на основе программы дополнительного образования «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации», авторы – составители: Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н. Горбатова, Н.П. Конькова, И.Н. Пестова . – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.  В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Внеурочная деятельность способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую  деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.  В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.   Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из модулей: «Плетение из различных материалов», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани»   позволяет  использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.

                                          -Программа рассчитана на 54 занятия, по 40  минут и предполагает обучение  с 5 по  8 класс. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки ткани.                        

           Структура курса состоит из лекционных занятий по истории декоративно-прикладного искусства; особенностям народных традиций и художественной обработки ткани; практическим занятиям по основам плетения; модульного оригами; аппликации из ткани; самостоятельных творческих работ учащихся по моделированию, конструированию и проектированию творческих работ и высокохудожественных бытовых изделий.                                                

           На занятиях учащиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно- художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.

          Цель курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников.

          Задачи курса:  

          Обучающие:

·     освоение теории и практики плетения изделий из различных материалов, искусства модульного оригами из

бумаги; технология обработки ткани.                                                                                                              

·     формирование умения следовать устным инструкциям, читать и 

зарисовывать схемы изделий.

·     обучение различным приемам работы с бумагой и тканью;

·     применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами, плетения и аппликация на ткани.

           Развивающие:

·     развитие индивидуальных  и                                                                                                         Развитие индивидуальны творческих способностей;                                        

·     воспитание уважения к народным традициям;                                                             

·     развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, 
пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса и фантазии детей.

           Воспитательные:

·     воспитание интереса к искусству оригами, плетения, аппликация на ткани.

·     формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Формы и методы работы:

           В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

           Учащиеся должны знать:

·     роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

·     основные сведения об истории плетения, оригами и аппликации;

·     традиции и новейшие технологии обработки различных материалов ( ткани, бумаги);

·     основы композиции,  цветоведение.

           Учащиеся должны уметь:

·     выполнять разработку несложных схем;

·     выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

·     выполнять изделие по эскизу и разбираться  в различных техниках оригами, аппликации на ткани;

            Ожидаемые результаты:

              В результате обучения по данной программе учащиеся:

·      научатся различным приемам работу с бумагой, тканью, лентами .

·      будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

·      научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

·       будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике.

·       разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

·      овладеют навыками культуры труда.

·      улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

            

               Формы подведения итогов реализации программы:выставки, фестивали, конкурсы  и т. д.

              Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых  и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.

            «Приобретая новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ним конкретную цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.

            Итак, любой труд, - говорил П.П. Блонский, -  в том числе и ручной, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план проведения занятий кружка «Мастерица - рукодельница» с обучающимися 5 - 8 классов

                   

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Материалы, оборудование

1.

1 модуль  -  ПЛЕТЕНИЕ                                                                                                               Вводное 
занятие.Содержание и задачи курса.
Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.История декоративно – прикладного творчества.

Правила т/б поведения в школьных мастерских при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа о видах ремесел, знакомство с декоративных предметами интерьера и одежды изучение; исторических сведений.

Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Ознакомление с изделиями, выполненными в различных техниках декора.

Инструкции по технике безопасности.

Книги и журналы по рукоделию.

Презентации

2-3

Основы художественного ремесла.

Основы плетения изделий из бересты. Материалы и инструменты, используемые для плетения .

 

Книги и журналы по рукоделию.

 

3-4

Подготовка к работе. Технология плетения из бересты.

Виды и способы плетения. Композиция

Основные приемы плетения

Береста, ножницы.

5-6

Плетение «Косичка»

 

Изготовление  закладки для книги

Береста, ножницы.

7-8

Технология плетения из лент.

Назначение плетения из лент. 

Изготовление игольницы

Ленты, мыло округлой формы, проволока, ножницы.

9-10

Техника плетения из лент

Технология выполнениякорзинки в технике плетения из лент.

Изготовление корзинки.

Плетение ручки в технике макраме

Ленты, проволока, ножницы.

11-12

Плетение из газет в технике кругового плетения.

Технология выполнениякруговой техники плетения из газет

Кручение трубочек из газет.                                                                                                                                                                                      

газеты, ножницы, клей

13-14

Закрепление формы изделия

Технология плетения по кругу

Изготовление карандашницы

газеты, ножницы, клей

15-16

Плетение из газет вазы

Технология плетения по кругу

Изготовление основы

газеты, картон, ножницы, клей

17-18

Плетение корзинки из газет

 

Технология параллельного плетения. Материалы и инструменты.

Изготовление  стенок корзины

газеты, картон, ножницы, клей

19

Плетение косичкой

Технология плетения косичкой

Изготовление  стенок корзины

газеты, картон, ножницы, клей

20-21

Плетение ручек в различной технике.

Чтение схем плетения

Изготовление ручек.

газеты, картон, ножницы, клей.

22-23

Оформление творческих работ

Виды изделий.

Оформление изделий

Изделия, изготовленные в разных видах техник

24-25

Оформление творческих работ.

Композиция, цветоведение.

Оформление творческих работ.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

26

2 модуль – АППЛИКАЦИЯ. Вводное занятие.  Аппликация как вид декоративной вышивки. 

Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.

Организация рабочего места.

Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища.

Выполнение простых видов ручных швов.

Иллюстрации журналов по рукоделию.

Изделия, изготовленные в технике «аппликация на ткани».

27,28,29

Виды аппликации. Основные приемы работы.

Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Виды материалов и инструментов.

Шаблоны.

Выполнение изделий по желанию учащихся: символ будущего года, различные сувениры, предметы декора интерьера.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.Иголки, булавки, ножницы, нитки. картон, мм. бумага, калька, циркуль.

30-31

Значение цвета в традиции вышивки.                

Композиция, цветоведение.

Запись видов изделий и зарисовка эскизов.Выполнение эскиза изделия по желанию учащегося.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш.

32-33

Технология выполнения аппликации.

Понятие «выкройка».

Подготовка к раскрою.

Раскрой элементов аппликации, вырезание по шаблонам.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. Картон.

34-35

Последовательность сборки. Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию                                                          

Правила раскроя элементов изделия.Работа с выкройками, шаблонами. Соединение деталей с основой.

Изготовление панно «Пионы», «Груши», «Подсолнухи», «Царство бабочек», «Осина».

 

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш, шаблон.

36-37

Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации.

Декоративные строчки   и их назначение. Виды строчек.

Вышивание деталей. Украшение бисером.                          

Образцы ручных строчек. Изделия, изготовленные в разных видах техник.

38-39

Последовательность изготовление рамки панно.

 

Завершение картины.                  

Раскрой косой бейки  для рамки панно. Изготовление рамки из ткани.

 

40-41

Художественное оформление готового изделия.

Контроль качества готового изделия, виды художественного оформления.

Окончательное декорирование, оформление готовых картин и панно.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

42

3 модуль – МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Вводное занятие.

Техника безопасной работы.

История развития оригами.

Организация рабочего места.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б.  Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию.

43-44

Азбука оригами. Подготовка к творчеству.

Материалы и инструменты. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы.

Подготовка бумаги для модулей оригами.

Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б.  Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

45-46

Технология модульного оригами из бумаги.

Модули оригами. Виды базовых форм.

Выполнение базовых форм ориками.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

47-48

 

 

Треугольный модуль. История кусудамы.

Модуль кусудамы. «Супершар». Назначение кусудамы. Модуль «Трилистник».

Изготовление модуля кусудамы. Изготовление модуля «Трилистник».

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

49

Технология изготовления объемных изделий из модулей.

Варианты  птиц: лебедя, павлина, жар- птицы  из модулей.

Цветоведение.

Изготовление из модулей мини – радужного лебедя. Лебедь со спинкой и длинным хвостом.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

50

Технология изготовления насекомых из модулей.

Варианты бабочек, стрекоз из модулей.

 

Изготовление из модулей различных по форме бабочек и стрекоз.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

51

Технология изготовления из модулей цветов.

Варианты цветов: тюльпанов, нарциссов, подснежников, кактуса и вазы оригами.

Изготовление из модулей различных цветов.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

52-53

Технология изготовления из модулей пасхального яйца.

Варианты пасхального яйца.

Изготовления из модулей пасхального яйца.

Журналы, схемы  и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка.

54

Участие в творческих выставках.

Оформление творческих работ.

Оформление творческих работ.

Оформление творческих работ.

Изделия, изготовленные в разных видах техник.

                                                                               

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

  1. Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  2. Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  3. Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  4. Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  5. Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  6. Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей

 

Список литературы

Пособия для учителей:

1.   Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

2.   Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007

3.   Сасова И.А., Марченко А, В. Технология 5-8 классы.  Программа. М.: Вентана-Граф 200

4.   Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.М.: Просвещение 1990.

5.   Школа и производств.  Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004

Пособия по рукоделью:

  1. Л.Базулина, И.Новикова Бисер.М.: Аст – пресс 200
  2. Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. М.: Мой мир 2007
  3. Донателла Чиотти. Бисер. Ниола 21-й век 2008
  4. Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М.: Аст- пресс 1999
  5. Маббс Л, Лоуз В. Оригами из ткани.  Идеи для стильного интерьера.
  6. Контэнт 2008
  7. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики Эксим – пресс 1998
  8. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М. : Аст- пресс 2010
  9. Турченко И. Стильный текстиль для дома. М.: Эксмо 2008-
  10. Журнал по рукоделию. Лена – рукоделие . 2006-2007 гг.