Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Мастерица - рукодельница» составлена на основе программы дополнительного образования «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации», авторы – составители: Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н. Горбатова, Н.П. Конькова, И.Н. Пестова . – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Внеурочная деятельность способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благотворно сказывается на возрождении ценных традиции, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности. Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из модулей: «Плетение из различных материалов», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани» позволяет использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.
-Программа рассчитана на 54 занятия, по 40 минут и предполагает обучение с 5 по 8 класс. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки ткани.
Структура курса состоит из лекционных занятий по истории декоративно-прикладного искусства; особенностям народных традиций и художественной обработки ткани; практическим занятиям по основам плетения; модульного оригами; аппликации из ткани; самостоятельных творческих работ учащихся по моделированию, конструированию и проектированию творческих работ и высокохудожественных бытовых изделий.
На занятиях учащиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно- художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.
Цель курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников.
Задачи курса:
Обучающие:
· освоение теории и практики плетения изделий из различных материалов, искусства модульного оригами из
бумаги; технология обработки ткани.
· формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
· обучение различным приемам работы с бумагой и тканью;
· применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами, плетения и аппликация на ткани.
Развивающие:
· развитие индивидуальных и Развитие индивидуальны творческих способностей;
· воспитание уважения к народным традициям;
· развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса и фантазии детей.
Воспитательные:
· воспитание интереса к искусству оригами, плетения, аппликация на ткани.
· формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Учащиеся должны знать:
· роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
· основные сведения об истории плетения, оригами и аппликации;
· традиции и новейшие технологии обработки различных материалов ( ткани, бумаги);
· основы композиции, цветоведение.
Учащиеся должны уметь:
· выполнять разработку несложных схем;
· выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
· выполнять изделие по эскизу и разбираться в различных техниках оригами, аппликации на ткани;
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
· научатся различным приемам работу с бумагой, тканью, лентами .
· будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
· научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике.
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
· овладеют навыками культуры труда.
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:выставки, фестивали, конкурсы и т. д.
Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.
«Приобретая новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ним конкретную цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.
Итак, любой труд, - говорил П.П. Блонский, - в том числе и ручной, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум».
Учебно – тематический план проведения занятий кружка «Мастерица - рукодельница» с обучающимися 5 - 8 классов
№п/п |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
Материалы, оборудование |
1. |
1 модуль - ПЛЕТЕНИЕ Вводное |
Правила т/б поведения в школьных мастерских при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа о видах ремесел, знакомство с декоративных предметами интерьера и одежды изучение; исторических сведений. |
Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Ознакомление с изделиями, выполненными в различных техниках декора. |
Инструкции по технике безопасности. Книги и журналы по рукоделию. Презентации |
2-3 |
Основы художественного ремесла. |
Основы плетения изделий из бересты. Материалы и инструменты, используемые для плетения . |
|
Книги и журналы по рукоделию.
|
3-4 |
Подготовка к работе. Технология плетения из бересты. |
Виды и способы плетения. Композиция |
Основные приемы плетения |
Береста, ножницы. |
5-6 |
Плетение «Косичка» |
|
Изготовление закладки для книги |
Береста, ножницы. |
7-8 |
Технология плетения из лент. |
Назначение плетения из лент. |
Изготовление игольницы |
Ленты, мыло округлой формы, проволока, ножницы. |
9-10 |
Техника плетения из лент |
Технология выполнениякорзинки в технике плетения из лент. |
Изготовление корзинки. Плетение ручки в технике макраме |
Ленты, проволока, ножницы. |
11-12 |
Плетение из газет в технике кругового плетения. |
Технология выполнениякруговой техники плетения из газет |
Кручение трубочек из газет. |
газеты, ножницы, клей |
13-14 |
Закрепление формы изделия |
Технология плетения по кругу |
Изготовление карандашницы |
газеты, ножницы, клей |
15-16 |
Плетение из газет вазы |
Технология плетения по кругу |
Изготовление основы |
газеты, картон, ножницы, клей |
17-18 |
Плетение корзинки из газет
|
Технология параллельного плетения. Материалы и инструменты. |
Изготовление стенок корзины |
газеты, картон, ножницы, клей |
19 |
Плетение косичкой |
Технология плетения косичкой |
Изготовление стенок корзины |
газеты, картон, ножницы, клей |
20-21 |
Плетение ручек в различной технике. |
Чтение схем плетения |
Изготовление ручек. |
газеты, картон, ножницы, клей. |
22-23 |
Оформление творческих работ |
Виды изделий. |
Оформление изделий |
Изделия, изготовленные в разных видах техник |
24-25 |
Оформление творческих работ. |
Композиция, цветоведение. |
Оформление творческих работ. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. |
26 |
2 модуль – АППЛИКАЦИЯ. Вводное занятие. Аппликация как вид декоративной вышивки. |
Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Организация рабочего места. Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища. |
Выполнение простых видов ручных швов. |
Иллюстрации журналов по рукоделию. Изделия, изготовленные в технике «аппликация на ткани». |
27,28,29 |
Виды аппликации. Основные приемы работы. |
Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Виды материалов и инструментов. Шаблоны. |
Выполнение изделий по желанию учащихся: символ будущего года, различные сувениры, предметы декора интерьера. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник.Иголки, булавки, ножницы, нитки. картон, мм. бумага, калька, циркуль. |
30-31 |
Значение цвета в традиции вышивки. |
Композиция, цветоведение. |
Запись видов изделий и зарисовка эскизов.Выполнение эскиза изделия по желанию учащегося. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. |
32-33 |
Технология выполнения аппликации. |
Понятие «выкройка». Подготовка к раскрою. |
Раскрой элементов аппликации, вырезание по шаблонам. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. Картон. |
34-35 |
Последовательность сборки. Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию |
Правила раскроя элементов изделия.Работа с выкройками, шаблонами. Соединение деталей с основой. |
Изготовление панно «Пионы», «Груши», «Подсолнухи», «Царство бабочек», «Осина».
|
Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш, шаблон. |
36-37 |
Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации. |
Декоративные строчки и их назначение. Виды строчек. |
Вышивание деталей. Украшение бисером. |
Образцы ручных строчек. Изделия, изготовленные в разных видах техник. |
38-39 |
Последовательность изготовление рамки панно.
|
Завершение картины. |
Раскрой косой бейки для рамки панно. Изготовление рамки из ткани. |
|
40-41 |
Художественное оформление готового изделия. |
Контроль качества готового изделия, виды художественного оформления. |
Окончательное декорирование, оформление готовых картин и панно. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. |
42 |
3 модуль – МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Вводное занятие. |
Техника безопасной работы. История развития оригами. |
Организация рабочего места. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б. Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. |
43-44 |
Азбука оригами. Подготовка к творчеству. |
Материалы и инструменты. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы. |
Подготовка бумаги для модулей оригами. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б. Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
45-46 |
Технология модульного оригами из бумаги. |
Модули оригами. Виды базовых форм. |
Выполнение базовых форм ориками. |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
47-48
|
Треугольный модуль. История кусудамы. |
Модуль кусудамы. «Супершар». Назначение кусудамы. Модуль «Трилистник». |
Изготовление модуля кусудамы. Изготовление модуля «Трилистник». |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
49 |
Технология изготовления объемных изделий из модулей. |
Варианты птиц: лебедя, павлина, жар- птицы из модулей. Цветоведение. |
Изготовление из модулей мини – радужного лебедя. Лебедь со спинкой и длинным хвостом. |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
50 |
Технология изготовления насекомых из модулей. |
Варианты бабочек, стрекоз из модулей.
|
Изготовление из модулей различных по форме бабочек и стрекоз. |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
51 |
Технология изготовления из модулей цветов. |
Варианты цветов: тюльпанов, нарциссов, подснежников, кактуса и вазы оригами. |
Изготовление из модулей различных цветов. |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
52-53 |
Технология изготовления из модулей пасхального яйца. |
Варианты пасхального яйца. |
Изготовления из модулей пасхального яйца. |
Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. |
54 |
Участие в творческих выставках. Оформление творческих работ. |
Оформление творческих работ. |
Оформление творческих работ. |
Изделия, изготовленные в разных видах техник. |
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
- Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей
Список литературы
Пособия для учителей:
1. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
2. Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007
3. Сасова И.А., Марченко А, В. Технология 5-8 классы. Программа. М.: Вентана-Граф 200
4. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.М.: Просвещение 1990.
5. Школа и производств. Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004
Пособия по рукоделью:
- Л.Базулина, И.Новикова Бисер.М.: Аст – пресс 200
- Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. М.: Мой мир 2007
- Донателла Чиотти. Бисер. Ниола 21-й век 2008
- Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М.: Аст- пресс 1999
- Маббс Л, Лоуз В. Оригами из ткани. Идеи для стильного интерьера.
- Контэнт 2008
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики Эксим – пресс 1998
- Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М. : Аст- пресс 2010
- Турченко И. Стильный текстиль для дома. М.: Эксмо 2008-
- Журнал по рукоделию. Лена – рукоделие . 2006-2007 гг.