Печать
Родительская категория: Программы
Категория: Дополнительные общеобразовательные программы

 

Пояснительная записка

Рабочая программа краеведческого кружка «Музей в моем классе» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности.Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение двух лет обучения и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 

Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:

·        Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

·        В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 

Регулятивные УУД:

·       Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

·       Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

·       Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Познавательные УУД:

·       Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи

·       Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

·       Добывать новые знания: находить необходимую информацию

·       Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·       Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 

Коммуникативные УУД:

·       Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·       Слушать и понимать речь других.

·       Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:

·        Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

·        Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

·        Оценивать правильность поведения людей в природе.

 

Содержание:

Введение (2 часа)

Моя семья (7 часов)

Мой край на карте Родины (3 часа)

Природа нашего края (17 часов)

Село, в котором я живу (9 часов)

Мой край родной(10 часов)

Культура и быт родного края (8 часов)

Музей- хранилище истории. (6 часов)

Итоговые занятия (2 часа)

 

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел и тема

Теория

Практика

Дата

1-4 класс – 27 часов

Введение (1 час)

1

Краеведение- наука о родном крае.

1

 

 

Моя семья (6 часов)

 

2

Я и моё имя.

0,5

0,5

 

3

Корни моей семьи.

1

 

 

4

Моя родословная.

 

1

 

5

Наша дружная семья.

0,5

0,5

 

6

Традиции моей семьи.

1

 

 

7

Профессии в моей семье.

0,5

0,5

 

Наша школа (4 часа)

8

Знакомство с историей возникновения школы.

1

 

 

9

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

 

 

10

Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

 

1

 

11

Гордость школы. Традиции школы.

 

1

 

 

Мой край на карте Родины (3 часа)

12

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

0,5

0,5

 

13

Иркутская область – частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой.

0,5

0,5

 

14

Моя малая Родина.

0,5

0,5

 

Природа нашего края (13 часов)

15

Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области.

1

 

 

16

Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона.

0,5

0,5

 

17

Животный мир Иркутской области.

0,5

0,5

 

18

Охранять природу – значит охранять Родину.

1

 

 

19

Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Иркутской области.

1

 

 

20

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

 

 

21

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище».

1

 

 

22

Полезные ископаемые Иркутской области.

1

 

 

23

Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае?

1

 

 

24

Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной»

 

1

 

25

Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края»

 

1

 

26

Экскурсия на водоем родного села.

 

1

 

27

Проведение народного праздника «Масленица»

 

1

 


Литература:

1.     Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.