Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Пояснительная записка

Рабочая программа краеведческого кружка «Музей в моем классе» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности.Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение двух лет обучения и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 

Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:

·        Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

·        В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 

Регулятивные УУД:

·       Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

·       Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

·       Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Познавательные УУД:

·       Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи

·       Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

·       Добывать новые знания: находить необходимую информацию

·       Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·       Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 

Коммуникативные УУД:

·       Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·       Слушать и понимать речь других.

·       Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Музей в моем классе» является формирование следующих умений:

·        Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

·        Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

·        Оценивать правильность поведения людей в природе.

 

Содержание:

Введение (2 часа)

Моя семья (7 часов)

Мой край на карте Родины (3 часа)

Природа нашего края (17 часов)

Село, в котором я живу (9 часов)

Мой край родной(10 часов)

Культура и быт родного края (8 часов)

Музей- хранилище истории. (6 часов)

Итоговые занятия (2 часа)

 

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел и тема

Теория

Практика

Дата

1-4 класс – 27 часов

Введение (1 час)

1

Краеведение- наука о родном крае.

1

 

 

Моя семья (6 часов)

 

2

Я и моё имя.

0,5

0,5

 

3

Корни моей семьи.

1

 

 

4

Моя родословная.

 

1

 

5

Наша дружная семья.

0,5

0,5

 

6

Традиции моей семьи.

1

 

 

7

Профессии в моей семье.

0,5

0,5

 

Наша школа (4 часа)

8

Знакомство с историей возникновения школы.

1

 

 

9

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

 

 

10

Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

 

1

 

11

Гордость школы. Традиции школы.

 

1

 

 

Мой край на карте Родины (3 часа)

12

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

0,5

0,5

 

13

Иркутская область – частица России. Флаг, герб, гимн. Работа с географической картой.

0,5

0,5

 

14

Моя малая Родина.

0,5

0,5

 

Природа нашего края (13 часов)

15

Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области.

1

 

 

16

Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона.

0,5

0,5

 

17

Животный мир Иркутской области.

0,5

0,5

 

18

Охранять природу – значит охранять Родину.

1

 

 

19

Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Иркутской области.

1

 

 

20

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

 

 

21

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище».

1

 

 

22

Полезные ископаемые Иркутской области.

1

 

 

23

Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае?

1

 

 

24

Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной»

 

1

 

25

Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края»

 

1

 

26

Экскурсия на водоем родного села.

 

1

 

27

Проведение народного праздника «Масленица»

 

1

 


Литература:

1.     Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.