Печать
Родительская категория: Программы
Категория: Дополнительные общеобразовательные программы

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

           Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

         Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

         Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

        В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.

        Изменения и дополнения, внесённые в указанную программу, обоснованы применением её для другой возрастной категории.

 Цель программы:    

       Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

       Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

     Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

           Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся  по 2 часа 1 раз в неделю, 54 часа в год. .

          Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемыеметоды иприемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

           Результаты освоения программы вокального кружка

            Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

             Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

            Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

             Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

                     Способы отслеживания результатов освоения   

                                  образовательной программы.

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем кружка.

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

                                                 

Учебный план

 

п/п

Темы

 

 

1 год

2 год

 

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

-

 

3

Охрана голоса

-

1

 

4

Певческая установка

-

2

 

5

Звукообразование.

Музыкальные штрихи

2

2

 

6

Дыхание

2

2

 

7

Дикция и артикуляция

1

10

 

8

Ансамбль. Унисон

2

-

 

9

Ансамбль.

Элементы двухголосья.

10

2

 

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

 

11

Ритм

10

2

 

12

Сцендвижение

2

2

 

13

Работа над репертуаром

14

12

 

14

Концертная деятельность

2

10

 

15

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

 

                      ИТОГО                                               54                54                 

 

 

Содержание

1. Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4. Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

 

5. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6. Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

7. Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8. Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9. Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10. Репертуар.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11. Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. 

 

По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны научиться:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз. штрихи;

- средства муз. выразительности.

научатся

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

  Календарно – тематическое планирование

№ п.п.

Содержание и виды работы

Кол-во часов

Дата проведения

1.2

 

 

3.4.

 

    5.6 .

 

7.8

 

9.10

 

 

11.12

 

13.14

 

 

 

15.16

 

 

 

17.18

 

 

19-22

 

 

23-26

 

 

 

27-28

 

29-36

 

 

 

37-44

 

 

45-48

 

49.50

 

51.52

53.54

Введение. Ладовое многообразие.

 

Темп-яркая интонационная особенность музыкального произведения Динамика.

 

Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная форма. Формы 1,2,3 частные.

 

Типы голосов. Типы дыхания.

 

Части жанра голосов песни: запев, куплет, припев, кода. Урок слушания и анализа.

 

Формирования певчевских навыков. Роль распевки.

 

Сочинение мелодий на заданный ритм. Повторение песен «Здравствуй, осень!», «Осень постучалась к нам», «За грибами».

 

Выступление на «Осеннем балу»

определение на слух изученных песен. Определение самого высокого звука в песнях и самого низкого.

 

Слушание произведений на тему «Музыка осени».

 

Подготовка к празднику «Новый год». Разучивание хороводных песен «Елочка», «Новогодний хоровод», «К нам приходит Новый год».

 

Работа над песнями «Станция слонов», «Танцуй и пой», «Кораблик», «Солнечный гном», «Балалайка», «Гармонист Тимошка».

 

Работа над сценическим образом песен.

 

Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Разучивание песен  «Про папу», «Лучше папы друга нет», «папа», «Сегодня салют».

 

Конкурс патриотической песни ДДТ

Подготовка к празднику 8 Марта.

 

Подготовка к концертной программе (неделя эстетического цикла).

 

Разучивание песен к празднику День Победы. «Главный праздник», «Ветераны», «День Победы».

 

Участие в вахте памяти погибших в ВОВ.

 

Повторение песен «Кораблик», «Гармонист Тимошка», «мама», «Песня маленькой принцессы».

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

2

 

8

 

 

 

8

 

 

4

 

 

2

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

Литература

 

1. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника, М, 2001.

2. Юдина Е.И. Азбука музыкально – творческого саморазвития, М, 1994.

3. Ригина Г.С. творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания, М, 2002.

4. Воспитание музыкой, М, Просвещение, 2004.

5. Тарасов. Музыка в семье. Музыкальная детская литература.

6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах, Советский композитор, 2006.