Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, национальные традиции, природу.
Программа кружка рассчитана на учащихся 1,2,3,4 классов. Реализуется в течении одного года по одному часу в неделю, в течении семи месяцев. Программа направлена на изучение истории деревни Новосёлово, Нукутского района Иркутской области. Курс включает в себя изучение географического положения района, историю его образования и развития, национальные традиции и культуру татарского народа.
В связи с этим программа включает следующие основные разделы:
1.Моя малая Родина.
2.Моя национальность.
На занятиях кружка реализуются межпредметные связи с курсом музыки, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО. Организуются экскурсии по деревне, поездки в районный краеведческий музей и краеведческий отдел районной детской библиотеки, сбор и оформление материалов в виде презентаций, создание и оформление этнографического уголка в школьном музее.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» -к систематизированному знанию о родном крае.
Цель программы.
Изучение родного края в 1,2,3,4 классах направлено на достижение следующих целей:
1.Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культур, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
2.Продолжать знакомить учащихся с историко-культурным наследием деревни Новосёлово , Нукутского района. 3.Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего Нукутского района и родной деревни, обычаев, традиций и духовной культуры татарского народа проживающего в деревне Новосёлово.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о деревне и районе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация познавательной и поисково-исследовательской деятельности учащихся.
5.Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
6.Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
7.Воспитывать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению национальных традиций.
Ожидаемые результаты.
В результате посещения кружка ученик должен:
Знать/понимать:
-Историю становления и развития района.
-Производства и промыслы, издавна развившиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства.
-Основные исторические события, происходившие на территории района.
-Обычаи и традиции своего народа.
-Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
-Систематизировать знания о своей деревне и Нукутском районе.
-Анализировать культуру своего народа.
-Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий.
-Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
-Пользоваться Интернетом для поиска нужной информации.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; появится интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема занятий |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1. |
Краеведение-наука о родном крае. |
Моя малая Родина. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. |
1 |
|
2. |
С чего начинается Родина. |
Экскурсия по деревне Новосёлово. Сочинение «Моя Родина». |
2 |
|
3. |
Конкурс рисунков на тему «Родной край» |
Рисование рисунков. Оформление выставки. |
1 |
|
4. |
Родная земля – Нукутский район. |
Физико-географическая характеристика района. Знакомство с природой района. |
2 |
|
5. |
Проект «Моя малая Родина» |
Сбор материала. Оформление проекта. Защита проекта. |
3 |
|
6. |
Красотою славится наша земля. |
Обзор книг и брошюр о Нукутском районе. |
2 |
|
7.
|
Здесь пыль веков.
|
Экскурсия в районный краеведческий музей. |
1 |
|
8. |
Обобщение по разделу «Моя малая Родина». |
Викторина. |
1 |
|
1. |
Моя национальность. |
Моя национальность. Татары – краткая справка о народе. |
1 |
|
2. |
От чистого истока. |
Знакомство с символикой татарского народа. |
1 |
|
3. |
Весёлый и гостеприимный народ. |
Знакомство с праздниками татарского народа. Татарская кухня.
|
2 |
|
4. |
По одёжке встречают. |
Татарский народный костюм. Ознакомление с татарским орнаментом и его рисование. |
3 |
|
5. |
О чём рассказывают книги |
Экскурсия в районную детскую библиотеку. Подбор книг татарских писателей и поэтов. |
1 |
|
6. |
Бесценное богатство. |
Знакомство с литературными произведениями, музыкой, песнями и живописью татарского народа. Изготовление книжек-малышек по изученным произведениям. |
5 |
|
7. |
Итоговое занятие |
Подводим итоги работы кружка за год. Выставка работ учащихся. |
1 |
|
|