Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Аннотация к рабочей программе по литературе. 5-9 классы.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов разработана  на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций  программы  для общеобразовательных учреждений   по литературе для 5- 9 классов  под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2014г.) с учетом требований образовательного стандарта  по  литературе.

 Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-            Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-            Выразительное чтение.

-            Различные виды пересказа.

-            Заучивание наизусть стихотворных текстов.

-            Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-            Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

-            Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-            Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-            Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 

             Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов изучения литературы в V– VIIIклассах из расчета 34 учебных недели , в IХ  классах  - 99 часов из расчета 33 учебных недели.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В  том числе  в V, VI, VII, VIIIклассах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IXклассе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Так как в 2016-2017 учебном году  34 учебные недели, то рабочие программы составлены  на 68 часа  в 5-8классах ,  в 9 -11классах- 33 учебные недели, рабочие программы составлены  на 66 часов. При этом содержание программы будет изучено полностью.

                                         ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Программа

Класс

Учебник

Примерная программа основного общего об-разования по литера-туре.

 В.Я.Коровина « Прог-раммыОУ.Литература.5-11 классы» Москва, «Просвещение» 2010г

5

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин « Литература.5 класс. Учебник в 2 частях» Москва, « Просвещение» 2014г.

6

В.П.Полухина,В.Я.Коровина, В.П.Журавлев «Литература.6 класс. Учебник в 2 частях» Москва «Просвещение» 2013 г.

7

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.7 класс. Учебник в 2  частях для ООУ» Москва «Просвещение» 2013 г.

8

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.8класс. Учебник для  ООУ.Москва. «Просвещение» 2013г.

9

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.И.Коровин

 « Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях для ООУ» Москва,

« Просвещение» 2014г.

     В результате изучения литературы ученик должен     

знать/понимать

·             образную природу словесного искусства;

·             содержание изученных литературных произведений;

·             основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

·             изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

·             воспринимать и анализировать художественный текст;

·             выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

·             определять род и жанр литературного произведения;

·             выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·             характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·             сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·             выявлять авторскую позицию;

·             выражать свое отношение к прочитанному;

·             выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·             владеть различными видами пересказа;

·             строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

·             участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

·             писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·             создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·             определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·             поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

Аннотация к рабочей программе по литературе 10-11 классы

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана разработана  на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций  программы  для общеобразовательных учреждений   по литературе для 5- 9 классов  под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2010г.) с учетом требований образовательного стандарта  по  литературе.

 Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-             осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-             выразительное чтение художественного текста;

-             различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-             ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-             заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-             анализ и интерпретация произведения;

-             составление планов и написание отзывов о произведениях;

-             написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-             целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

·        поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

·        сравнение, сопоставление, классификация;

·        самостоятельное выполнение различных творческих работ;

·        способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

·        осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·        владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·        составление плана, тезисов, конспекта;

·        подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

·        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература «на этапе среднего (полного) общего образования. В X- XIклассах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю.

Так как в 2016-2017 учебном году  34 учебные недели, то рабочие программы  для 10 класса составлены  на 102 часа, в 11 классах- 33 учебные недели, рабочие программы составлены  на 99 часов. При этом содержание программы будет изучено полностью.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Программа

Класс

 

Программа по литературе для образовательных учреждений (10-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Дрофа, 2010

10

Ю.В.Лебедев «Литература.10 класс.В 2-х частях. Учебник  для ООУ. Базовый и профил. уровни» Москва, «Просвещение»,2008

11

В.П.Журавлев «Русская литература 20 века.11 класс.Учебник для ООУ в 2-х частях». Москва. «Просвещение», 2008г.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·             образную природу словесного искусства;

*             содержание изученных литературных произведений;

·             основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XXвв.;

·             основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·             основные теоретико-литературные понятия;

уметь

·             воспроизводить содержание литературного произведения;

·             анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·             соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·             определять род и жанр произведения;

·             сопоставлять литературные произведения;

·             выявлять авторскую позицию;

·             выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·             аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·             писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·             создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·             участия в диалоге или дискуссии;

·             самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

*             определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

*             определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Иркутской области

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"