Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Аннотация к рабочей программе по литературе. 5-9 классы.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов разработана  на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций  программы  для общеобразовательных учреждений   по литературе для 5- 9 классов  под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2014г.) с учетом требований образовательного стандарта  по  литературе.

 Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-            Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-            Выразительное чтение.

-            Различные виды пересказа.

-            Заучивание наизусть стихотворных текстов.

-            Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-            Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

-            Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-            Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-            Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 

             Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов изучения литературы в V– VIIIклассах из расчета 34 учебных недели , в IХ  классах  - 99 часов из расчета 33 учебных недели.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В  том числе  в V, VI, VII, VIIIклассах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IXклассе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Так как в 2016-2017 учебном году  34 учебные недели, то рабочие программы составлены  на 68 часа  в 5-8классах ,  в 9 -11классах- 33 учебные недели, рабочие программы составлены  на 66 часов. При этом содержание программы будет изучено полностью.

                                         ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Программа

Класс

Учебник

Примерная программа основного общего об-разования по литера-туре.

 В.Я.Коровина « Прог-раммыОУ.Литература.5-11 классы» Москва, «Просвещение» 2010г

5

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин « Литература.5 класс. Учебник в 2 частях» Москва, « Просвещение» 2014г.

6

В.П.Полухина,В.Я.Коровина, В.П.Журавлев «Литература.6 класс. Учебник в 2 частях» Москва «Просвещение» 2013 г.

7

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.7 класс. Учебник в 2  частях для ООУ» Москва «Просвещение» 2013 г.

8

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.8класс. Учебник для  ООУ.Москва. «Просвещение» 2013г.

9

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.И.Коровин

 « Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях для ООУ» Москва,

« Просвещение» 2014г.

     В результате изучения литературы ученик должен     

знать/понимать

·             образную природу словесного искусства;

·             содержание изученных литературных произведений;

·             основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

·             изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

·             воспринимать и анализировать художественный текст;

·             выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

·             определять род и жанр литературного произведения;

·             выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·             характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·             сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·             выявлять авторскую позицию;

·             выражать свое отношение к прочитанному;

·             выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·             владеть различными видами пересказа;

·             строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

·             участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

·             писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·             создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·             определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·             поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

Аннотация к рабочей программе по литературе 10-11 классы

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана разработана  на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций  программы  для общеобразовательных учреждений   по литературе для 5- 9 классов  под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2010г.) с учетом требований образовательного стандарта  по  литературе.

 Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-             осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-             выразительное чтение художественного текста;

-             различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-             ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-             заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-             анализ и интерпретация произведения;

-             составление планов и написание отзывов о произведениях;

-             написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-             целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

·        поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

·        сравнение, сопоставление, классификация;

·        самостоятельное выполнение различных творческих работ;

·        способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

·        осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·        владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·        составление плана, тезисов, конспекта;

·        подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

·        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература «на этапе среднего (полного) общего образования. В X- XIклассах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю.

Так как в 2016-2017 учебном году  34 учебные недели, то рабочие программы  для 10 класса составлены  на 102 часа, в 11 классах- 33 учебные недели, рабочие программы составлены  на 99 часов. При этом содержание программы будет изучено полностью.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Программа

Класс

 

Программа по литературе для образовательных учреждений (10-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Дрофа, 2010

10

Ю.В.Лебедев «Литература.10 класс.В 2-х частях. Учебник  для ООУ. Базовый и профил. уровни» Москва, «Просвещение»,2008

11

В.П.Журавлев «Русская литература 20 века.11 класс.Учебник для ООУ в 2-х частях». Москва. «Просвещение», 2008г.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·             образную природу словесного искусства;

*             содержание изученных литературных произведений;

·             основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XXвв.;

·             основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·             основные теоретико-литературные понятия;

уметь

·             воспроизводить содержание литературного произведения;

·             анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·             соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·             определять род и жанр произведения;

·             сопоставлять литературные произведения;

·             выявлять авторскую позицию;

·             выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·             аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·             писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·             создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·             участия в диалоге или дискуссии;

·             самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

*             определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

*             определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.