Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

           Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9 классы.

1.       Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

 Предмет «Русский язык» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

2.     Цель изучения дисциплины.

Изучение русского языка в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

 • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3.Структура дисциплины.
Курс подразделяется на две части:
1) 5–7-й классы;
2) 8–9-й классы.
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.
Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.
В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса и пунктуации русского языка.
Материал излагается линейно.
Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.
В 8–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Основные образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины  используется как традиционные, так и  ИКТ технологии, а так же самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы, и т.п.

5.Требования  к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения русского языка ученик должен:

                                               знать/понимать:

-изученные основные сведения  о языке.

-определения основных изучаемых  языковых  явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил.

 -обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

                                                           уметь:

 -производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический.

   -составлять простые и сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

    -определять стиль и тип текста;

    -соблюдать  все  основные   нормы   литературного  языка.

    -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 -создания текстов разных стилей и типов речи; подготовки доклада на историко-литературную тему по одному источнику; составления тезисов или конспекта небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);  написания сочинения публицистического характера; для оформления деловой документации (заявление, автобиография.)

-соблюдения при общении с собеседниками соответствующего речевого этикета.

6.Общая трудоёмкость дисциплины: количество часов по учебному плану.

 На изучение русского языка в 5 кл. выделяется 170 часа (5ч. в нед.), в 6 кл. – 204 часов (6ч. в нед.), в 7 кл. - 170 часов (5ч. в нед.), в 8 кл. – 102 часа (3ч. в нед.), в 9 кл.- 68 часов (2ч. в нед.).

7.Форма контроля: итоговые контрольные диктанты и работы, сочинения, изложения, тестирование, итоговая комплексная  работа, зачёты.

 

Аннотация к учебной программе по русскому языку в  10-11классах под редакцией Н.Г.Гольцовой.

Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов, рассчитанная на изучение русского языка на базовом уровне, составлена в соответствии с положениями   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ (2004г.), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года), Программы по русскому языку к учебному комплексу для 10 – 11 классов (авторы учебника для общеобразовательных школ – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной.

Рабочая программа рассчитана на 34  учебных часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 

                   Общая характеристика курса русского языка

Структура курсаформировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.

Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты преподносятся подробно и развёрнуто.

В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления личности человека.

Некоторое  изменение  традиционной  структуры  курса  объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Программа построена с учетом принципов си­стемности, научности и доступности, а также преем­ственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навы­ков по предмету, которые сформированы у школьни­ков в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность со средней школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 10 - 11 классах на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По­высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и са­мостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает усло­вия для контроля и анализа отчетов, качества выпол­ненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и со­знательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процес­сы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возраст­ных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о рус­ском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специаль­ные часы. Для организации систе­матического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслитель­ную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выде­лять главное, работать с книгой, планировать последо­вательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный пред­мет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мыш­ление, память и воображение, формирует навыки само­стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­но связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предме­тов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ин­формационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в на­чале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик­тантов, диктанта «Проверяю себя», предупредительных, объяснительных, комментированных, выбороч­ных, графических, творческих, свободных, восстановленных и других диктантов, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словар­ный диктант, комплексный анализ текста.

Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах ученик должен знать: определения  основных изученных в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

         Умения и навыки:

      • синтаксис:

      различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;

      заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами;

      различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

      определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

      заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

      заменять сложные предложения простыми осложнёнными;

      видеть границы частей сложного бессоюзного  предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

      различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;

      производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;

      разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;

      заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями  и наоборот;

      уметь правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

          • морфемика и словообразование:

      выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

      давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

      выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

      различать изученные способы словообразования глаголов, прилагательных, наречий;

      составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

      давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

      пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;

          • орфография:

      обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

      объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическими словарями;

      владеть приёмом поморфемного письма;

          • синтаксис и пунктуация:

      составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

      анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

      определять синтаксическую роль изученных частей речи;

      правильно применять изученные пунктуационные правила;

      устно объясняя пунктуацию предложений, использовать на письме графические обозначения;

      строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

 

     В результате изучения русского языка ученик должен

знать / понимать:

Ÿ  роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

Ÿ  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

Ÿ  основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

Ÿ  особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

Ÿ  признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

Ÿ  основные единицы языка, их признаки;

Ÿ  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

Ÿ  различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

Ÿ  определять  тему,  основную  мысль  текста,  функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

Ÿ  опознавать  языковые  единицы,  проводить  различные  виды  их  анализа;

Ÿ  объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование:

·адекватно  понимать  информацию  устного  и  письменного  сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

·читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

·извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

·воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

·определять основную мысль аудируемого текста;вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

говорение и письмо:

Ÿ  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

Ÿ  создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

Ÿ  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

Ÿ  владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

Ÿ  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Ÿ  соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Ÿ  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

Ÿ  соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

Ÿ  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Ÿ  пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

Ÿ  подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

Ÿ  сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

Ÿ  строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;

Ÿ  соблюдать последовательность и связность изложения;

Ÿ  подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

Ÿ  сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

Ÿ  строить письменное высказывание на заданную тему;

Ÿ  соблюдать последовательность и связность изложения;

Ÿ  собирать материал к сочинению и систематизировать его;

Ÿ  составлять сложный план и на его основе создавать текст;

Ÿ  использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

Ÿ  употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

Ÿ  исправлять неоправданный речевой повтор различными способами:

          чтение:

Ÿ  осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

Ÿ  разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

Ÿ  самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

Ÿ  прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

Ÿ  выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

текст:

Ÿ  определять основную мысль текста, подбирать  наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

Ÿ  составлять простой и сложный план анализируемого текста;

Ÿ  определять вид связи предложений в тексте;

Ÿ  устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;

 

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ÿ  для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

Ÿ  развития  речевой  культуры,  бережного  и  сознательного  отношения  к  родному  языку,  сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

Ÿ  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

Ÿ  увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Ÿ  применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Используемый учебно-методический комплекс

Гольцова Н.Г.Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 448 с.