Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Аннотации к рабочим программам по музыке

Аннотация к рабочей программе по музыке  5класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана школы, примерной программы «Музыка. Искусство» основного общего образования; авторской программы  Алеева В.В, Т.И. Науменко, 5-9.: М.: Дрофа, 2014.    

Ценностьпрограммызаключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

В соответствии с примерным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Искусство. Музыка» отводится по 34 часов (из расчета 1 час в неделю).

В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства».

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

 Откуда берётся музыка. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина. Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!». Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Что может изображать хоровая музыка? Опера – самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера? Балет. Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи». Может ли музыка выразить характер человека? Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

 

 

Аннотация к рабочей программе по музыке 6 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана школы, примерной программы «Музыка. Искусство» основного общего образования; авторской программы  Алеева В.В, Т.И. Науменко, 5-9.: М.: Дрофа, 2014.    

Ценностьпрограммызаключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

В соответствии с примерным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Искусство. Музыка» отводится по 34 часов (из расчета 1 час в неделю).

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Содержание программы

Раздел I: Тысяча миров музыки  (9 часов)

Музыка – наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство- память человечества. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Разнообразие музыкальных жанров и направлений. Постановка главного вопроса учебного года – в чем сила музыки? Проблема средств музыкальной выразительности и изобразительности.

Раздел II. Как создаётся музыкальное произведение (24 часа)

Единство музыкального произведения. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия – «душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Два начала музыкальной гармонии. Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура – способ изложения музыкального материала. Пространство музыкальной фактуры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Музыкальная динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Какой мир музыки мы открыли для себя? Чудесная тайна музыки, созданной по законам красоты. В чем сила музыки?

 

Аннотация к рабочей программе по музыке 7 класс

Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Искусство. Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: авторская программа  Алеев В.В, Т.И. Науменко, 5-9.) При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Целью уроков музыкив 7 классе является расширение круга музыкальных впечатлений, получаемых учащимися школы. Музыкальные занятия опираются прежде всего  на большое, великое искусство - народное. Классическое и современное, не забывая о легкой музыке, относясь к ней с уважением.

Количество часов в 7 классе в год – 34ч, в неделю 1 ч.

                                Содержание программы

Тема:       Содержание в музыке. (12 ч.)

Задачи:  Расширять представления учащихся о музыке, особенностях музыкального  содержания, музыкальных жанрах.

Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства.

Обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта.

Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.

Эстетическое развитие.

Музыку трудно объяснить словами. В чём состоит сущность музыкального содержания.

Роль деталей в искусстве. Музыка, которую можно объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. Восточная тема у Н.Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах. Лирические, драматические, эпические образы  в музыке. Память жанра.

Такие разные песни, танцы, марши. Воплощение народной  песенности. Содержательность жанра марша. Разнообразие вальсов.

Тема    Форма в музыке (22ч.)

Задачи:  Расширять представления учащихся о музыке, особенностях музыкальной драматургии и  музыкальной композиции.

Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства.

Обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта.

Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.

Эстетическое развитие.

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». Понимание музыкальной формы. Мотив тоски и одиночества. Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. О роли повторов в музыкальной форме. Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. «Ночная серенада» Пушкина –Глинки: трёхчастная форма. Многомерность образа: форма рондо. Образ великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии.

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. Музыкальный порыв. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Строение симфонического цикла. Формула красоты.

Аннотация к рабочей программе по музыке 8 класс

Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Искусство. Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: авторская программа  Алеев В.В, Т.И. Науменко, 5-9.) При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Целью уроков музыкив 8 классе является расширение круга музыкальных впечатлений, получаемых учащимися школы. Музыкальные занятия опираются прежде всего  на большое , великое искусство- народное. Классическое и современное, не забывая о легкой музыке, относясь к ней с уважением.

Количество часов в 8 классе в год – 34 ч, в неделю 1 ч.

         Ведущей подсистемой в 8 классе является тема «Традиция и современность в музыке», которая раскрывается в разделах – «Традиция в музыке», «Сказочно-мифологические сюжеты в музыке», «В поисках истины и красоты», «Мир человеческих чувств», «О современности в музыке». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.

Содержание программы

Раздел I. Традиция в музыке (3 часа)

Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции.

Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (7 часов)

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса»

 

 

Раздел IV. Мир человеческих чувств (6 часов).

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «BelCanto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».

Раздел III. В поисках истины и красоты (8 часов)

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».

Раздел VI. О современности в музыке (10 часов)

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.

 

Аннотация к рабочей программе по музыке 9 класс

Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Искусство. Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: авторская программа  Алеев В.В, Т.И. Науменко, 5-9.) При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Целью уроков музыкив 9 классе является расширение круга музыкальных впечатлений, получаемых учащимися школы. Музыкальные занятия опираются прежде всего  на большое, великое искусство - народное. Классическое и современное, не забывая о легкой музыке, относясь к ней с уважением.

Количество часов в 9 классе в год – 34ч

Содержание программы

Тема года: «Музыка как часть духовной культуры»

Раздел I. Что такое «музыка сегодня»? (13 часов)

О понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка. Как меняется музыка. О неизменном в музыке. Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна. «Новая» жизнь «старой» музыки. Современное композиторское творчество. Виды музыки в современном мире.  

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. «Светлый праздник» Православная музыка сегодня.

Раздел II. Человек в музыке. (11 часов)

«Искусство-это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Авторская песня. Герой авторской песни. Рок-музыка. Герой рок - песни. О разности вкусов.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка).

Раздел III.Новые музыкальные взаимодействия. (10 часов)

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история. О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность. Стилевые взаимодействия. Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт. Музыкальная сцена сегодня. Выходы за пределы сцены. Музыка – целый мир.(вместо заключения)