Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 класс

 

1. Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Данная рабочая программа учебного курса изобразительного искусства составлена на основе Авторской программы по ИЗО Неменского Б.М.

2. Общая характеристика учебного предмета

      5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с

народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно

хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа рассчитана на 34 часов, на 1 час в неделю.

     6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок,

живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Программа рассчитана на 34 часов, на 1 час в неделю.

    Темы, изучаемые в 7 классе, посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка.

Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в

истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства,  изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, на 34 часов в год.

3. УМК, используемый для реализации рабочей программы учебник:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5,6,7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010г.

• дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010 г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– С.А. Казначеева, С.А. Бондарева Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1- 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В. Павлова Изобразительное искусство: 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009 г.;

4. Цели программы обучения

-формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества;

5. Задачи курса

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

6. Формы контроля

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ, самостоятельных работ.

7. Результаты обучения

Обучающиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

• особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

• основные жанры изобразительного искусства;

• известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж,  Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

• о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

• о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

• о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

• о месте станкового искусства в познании жизни;

• о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

• о произведениях агитационно-массового искусства;

• о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

• о выдающихся произведениях современного искусства.

Обучающиеся должны уметь:

• отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

• создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

• создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

• объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

• работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

• выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

• добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

• передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

• передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

• передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

• в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

• пользоваться различными графическими техниками

• связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

• работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

• передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

• изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

• выполнять элементы оформления альбома или книги;

• отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

• вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

8. Учебно-тематический план

5 класс

Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства» -12ч.

Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном

мире» - 6 ч.

6 класс

Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 ч.

Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8 ч.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

7 класс

Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности» - 8 ч.

Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10 ч.

Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ» - 8 ч.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств,  реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

9. Литература

• коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

• О.В. Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

• О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;

• О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

• С.А. Казначеева, С.А. Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6 классы. – Волгоград: Учитель,

2009 г.;

• Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8

кл.