Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

«Рассмотрено»                                                            «Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель МО                                                     Заместитель директора школы                                                            директора МОУ

_____Логинова Е.Ю.                                                по УВР                                                                                                    Целинная СОШ

Протокол №__от                                                     __________Ершова Г.М.                                                                      _______Долбеева Л.П.

«__»августа 2015                                                 «___»августа2015                                                                       Приказ №__от «__» августа15

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

литературе

11 класса

учителя русского языка и литературы

Логиновой Е.Ю.

 

 

 

 

 

п.Целинный

2015

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)

2. Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: "Просвещение", 2008).

Рабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в 11 классе на базовом уровне (3 часа в неделю)

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.    Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.    Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

3.    Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

4.    Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Достижению поставленных целей способствует решение следующихзадач:

1.    Формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

2.    Способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;

3.    Формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

4.    Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:

1.    Промежуточный:.
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
- выразительное чтение текста художественного произведения.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- устный или письменный ответ на вопрос.
- устное словесное рисование.
- комментированное чтение.
- характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением.
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.).
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев.
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

2.    Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- контрольная работа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование 11 класс

№ урока

Фактдата

Дата

Тема, основное содержание урока

Тип урока

Формы контроля

Подготовка к ЕГЭ

Учебные компетенции

Домашнее задание

п/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература начала XX века

Введение (2 часа)

1

 

 

Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.

Лекция

 

 

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь конспектировать лекцию учителя.

Выучить по тетради лекцию учителя, индивидуально  - по учебнику (по вариантам с. 20-21, 22-24, 24-25, 26), индивидуально – сообщение об И. А. Бунине

2

 

 

Развитие традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.

Лекция с элементами беседы

 

 

Знать общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.

индивидуально – сообщение об И. А. Бунине

Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов

Иван Алексеевич Бунин(5 часов)- (1870-1953)

3

 

 

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.

Лекция, практикум

 

 

Знатьважнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки»,

4

 

 

И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада.

беседа

 

 

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»,

5

 

 

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Практикум

Тестовый контроль

 

Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», индивидуально – по учебнику о рассказе «Господин из Сан-Франциско», с. 45-46., тест  Бунин И.А. Господин из Сан-Франциско

6

 

 

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.Психологизм бунинской прозы.

Беседа

 

 

Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

по учебнику о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», с. 53-54, прочитать рассказы «Легкое дыхание» «Солнечный удар»,

7

 

 

Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина в рассказах «Легкое дыхание», «Солнечный удар».

Беседа

Проверочная работа

 

Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Индивидуально – сообщение об А. И. Куприне, всем – прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет», Выучить наизусть 2 стихотворения по выбору

Александр Иванович Куприн (4часа)

(1870-1938)

8

 

 

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

Лекция

 

 

Знатьважнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений

Теория литературы.Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

С. 60-61, тест Куприн А.И. Гранатовый браслет, Тест Куприн А.И. Олеся

9

 

 

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры.

Практикум

Проверочная работа

 

Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметьвыполнять тестовые задания

10

 

 

Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.

Практикум

Устный опрос

 

Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов;

Уметьанализировать образ героя литературного произведения

Подготовить материалы для письменной работы по творчеству Бунина и Куприна

11

 

 

Сочинение № 1

«Проблема любви в произведениях Бунина и Куприна»

Развитие речи

Письменная работа

С2.4 (5-10 предложений)

Уметьсоставлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) - 5 часов

(1868-1936)

12

 

 

М. Горький. Жизнь и творчество.

Лекция, практикум

 

 

Знатьважнейшие биографические сведения о писателе

Читать «Старуха Изергиль»

13

 

 

Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры.

Лекция, практикум

Устный опрос

 

Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь  анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать 1-2-ое действия пьесы А. М. Горького «На дне».

14

 

 

«На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Лекция, беседа

Устный опрос

 

Знатьисторию создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Теория литературы.Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне», выучить по учебнику о «Несвоевременных мыслях», с. 180-181.,

Сочинение-миниатюра «В чем смысл названия пьесы?»

15

 

 

Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Хозяева жизни «на дне».

Беседа

Проверочная работа

 

Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

16

 

 

Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение.

Беседа

Устный опрос

 

Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

Подготовить материал к сочинению, написать сочинение (сочинение № 2)

Серебряный век русской поэзии (6 часов)

 

17

 

 

Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. Творчество        3. Гиппиус, А. Белого.

Лекция, практикум

 

Задание 24 часть 1

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях; важнейшие биографические сведения о поэтах. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Выучить материал лекции в тетради, выучить наизусть 2 стихотворения по выбору

18

 

 

В.Я. Брюсов. Словоо поэте. Стихотворения. Сквозные темы поэзии Брюсова. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова.

Лекция, практикум

Устный опрос

Задание 24 часть 1

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Символизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

19

 

 

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Лекция, практикум

Устный опрос

Задание 24 часть 1

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

 выучить наизусть 2 стихотворения по выбору, тест «Серебряный век» русской поэзии

20

 

 

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции.

Лекция, практикум

Устный опрос

Задание 24 часть 1

Знатьосновные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

 

21

 

 

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Поэтические неологизмы.

Лекция, беседа

Устный опрос

Задание 24 часть 1

Знатьосновные положения футуризма как литературного направления.

Уметьвыступать с устным сообщениемТеория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

 выучить наизусть 2 стихотворения по выбору, прочитать по учебнику с. 143-146, подготовиться к контрольной работе по теме «Серебряный век русской поэзии»

22

 

 

Контрольная работа № 1  (тест) «Серебряный век русской поэзии»

Практикум

Тестовый контроль

 

Знатьосновные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений.

Уметьанализировать произведение в единстве содержания и формы.

 

Александр Александрович Блок (6 часов)

(1880-1821)

23

 

 

А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

Лекция, беседа

Теория стихосложения

А24

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений).

Выучить по вариантам с. 186-188, с. 188-189., наизусть «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Фабрика.

24

 

 

Тема страшного мира в лирике

А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Уметьпередавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

25

 

 

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

Практикум

Выразительное чтение наизусть

С2,4 (5-10 предложений)

Уметьпередавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Выучить наизусть стихотворение «Россия».

26

 

 

Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Многоплановость  и сложность её художественного мира. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме.

Лекция, практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьсюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка». Тест Готовимся к ЕГЭ. Задание В12. Стихотворные размеры. Вариант 1

27

 

 

Поэма «Двенадцать». Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой.

Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

28

 

 

Сочинение № 3 «Тема Родины в творчестве русских поэтов»

Развитие речи

Письменная работа

С2,4 (5-10 предложений)

Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Выучить по учебнику с. 204-208.

 

 

Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час

29

 

 

Н. А. Клюев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.  Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

 

 

 

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

 

Сергей Александрович Есенин (4 часа)

(1895 – 1925)

30

 

 

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери». Трагизм восприятия гибели русской деревни.

Лекция, беседа

 

 

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Наизусть «Письмо к матери»

31

 

 

Тема России в лирике С. Есенина.

«Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьэволюцию темы Родины в лирике Есенина.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.

Выучить материал лекции по тетради,

32

 

 

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Уметьопределять смену чувств в стихах о любви на основе личностного восприятия.

Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).

Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

33

 

 

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».   Поэма «Анна Снегина»

Практикум

Проверочная работа (тест)

 

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу...».

Литература 20-х годов XX века

(6 часов)

34

 

 

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Семинар

 

 

Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Прочитать роман А. Фадеева «Разгром»

35-36

 

 

 

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Александр Александрович Фадеев. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Народ и интеллигенция в романе.

Практикум

Устный опрос

 

Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов;

Уметьанализировать образ героя литературного произведения

Рассказы А. Аверченко, Тэффи (Н. Лохвицкой)

37

 

 

Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Лекция, беседа

Выразительное чтение

 

Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Подготовиться к семинару по эмигрантской сатире (темы в тетради)

38-39

 

 

Русская эмигрантская сатира.А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия

Семинар

Готовимся к ЕГЭ.  Жанры литературы

 

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Выучить по учебнику с. 283-287

Владимир Владимирович Маяковский (4 часа)

(1893 – 1930)

40

 

 

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм.

Лекция, беседа

 

 

Знатьтематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии.

Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия).

Наизусть «А вы могли бы?»

41

 

 

Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского.

Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьсатирические произведения в творчестве поэта.

Уметьнаходить объекты сатиры,  выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Наизусть «Послушайте»

42

 

 

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. Поэма «Облако в штанах».

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьособенности любовной лирики поэта.

Уметьопределять смену чувств лирического героя

Выучить по учебнику по вариантам с. 287-289, с. С. 289-290.

43

 

 

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского.

Практикум

Устный опрос

 

Знатьособенности раскрытия  данной темы поэтом.

Уметьанализировать стихотворения

Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Выучить по учебнику с. 301-304, домашнее сочинение № 4 «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»

Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 3 часа

 

44

 

 

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов.

Семинар

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Повторить справочный материал

45

46

 

 

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. Роман «Петр Первый» Панорама русской жизни в романе. Реальное время  и пространство России первой четверти 18 века. Главная проблема романа – изображение творческого труда народа. Патриотический пафос. Петр Iкак государственный деятель, вызванный к жизни исторической необходимостью.

Беседа, практикум

Устный опрос

 

Знатьбиографию писателя, историю создания своеобразие жанра романа, идейно-художественную задачу Толстого.

Уметьаналитически работать с прозаическим произведением, выявлять  и анализировать проблемы.

Индивидуальное задание – биография и творчество М. А. Булгакова, история создания и публикации романа «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов

(1891 – 1940)

47

 

 

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».

Лекция

 

 

Знатьбиографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века.

Выучить по учебнику по вариантам с. 65-66 (II), с. 68-69 (II), с. 69-70 (II).

48

 

 

Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат.

Беседа, практикум

Проверочная работа

 

Знатьроль фантастики в романе.

Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Тест по содержанию романа, образы Воланда и его свиты

49

 

 

Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе.

Практикум

Анализ текста

 

Знатьроль фантастики в романе.

Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Выучить по учебнику по вариантам с. 66 (II), с. 67-68 (II).

50

 

 

«Мастер и Маргарита»— апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Практикум

Проверочная работа

 

Знатьособенности психологизма в романе.

Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

 

Тест по содержанию романа, образ Мастера

51

 

 

Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера

Практикум

Анализ текста

 

Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

Образы представителей советского общества

52

 

 

Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа.

Практикум

Анализ текста

 

Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Подобрать материал к сочинению по роману

53

 

 

Сочинение 5по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Развитие речи

Контрольное сочинение

С 5 (350 слов)

Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Читать повесть «Котлован»

Андрей Платонович Платонов (2 часа)

(1899 – 1951)

54-55

 

 

 

А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован». Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Урок внеклассного чтения, беседа

Анализ текста

 

Знатьсмысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметьсоставлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ахматовой А.

Анна Андреевна Ахматова(4 часа)

(1889 – 1966)

56

1

30.01

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.

Лекция, практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Теория литературы. Сюжетность лирики (развитие представлений).

Наизусть «Мне голос был. Он звал утешно...»

57

 

 

Любовная лирика. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Задание 24 част 1

Знатьособенности раскрытия темы.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

Наизусть «Родная земля»

58

 

 

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Задание 24 част 1

Знатьособенности раскрытия темы.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

Наизусть «Мне ни к чему одические рати...»

 

 

59

 

 

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы. Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьсмысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы, особенности раскрытия темы.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия).

Подготовить сообщения о жизни и творчестве О. Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам (1 час)

(1891 – 1938)

60

 

 

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

Лекция, практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Наизусть «NotreDаmе», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

Марина Ивановна Цветаева (3 часа)

(1891 – 1941)

61

 

 

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Уникальность поэтического голоса Цветаевой.

Лекция, практикум

Выразительное чтение наизусть

 

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Теория литературы.Стихотворный лирический цикл (углубление понятия),

Наизусть «Моим стихам, написанным так рано...»

62

 

 

Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине).

Практикум

Выразительное чтение наизусть

   

Знатьосновные мотивы лирики М.Цветаевой.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Теория литературы.Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Наизусть «Имя твое - птица в руке...», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

 

63

 

 

Контрольная работа № 2

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Молодость».

Развитие речи

Анализ стихотворения

 

Знатьособенности  поэтического текста Цветаевой.

Уметьанализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве М. А. Шолохова, читать «Донские рассказы» (по выбору)

Михаил Александрович Шолохов (9 часов)

(1905 – 1984)

64

 

 

М.А. Шолохов.Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

Лекция

 

 

Знатьбиографию писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметьвыступать с устным сообщением.

Индивидуальное сообщение – история Донского казачества, история семьи Мелеховых

65

 

 

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа.

Лекция

Анализ текста

 

Знатьисторию создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

Уметьвыступать с устным сообщением.Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).

Перечитать эпизоды романа «Тихий Дон», посвящённые гражданской войне.

66

 

 

Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

Практикум

Устный опрос

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии.

Уметьсоставлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

67

 

 

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

Беседа

 

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии.

Уметьсоставлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Теория литературы.Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений).

Выучить по учебнику с. 213-215 (II), индивидуально – сообщение о Григории Мелехове

68-69

 

 

 

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Беседа

Устный опрос

 

Уметьвыступать с устным сообщением

Тест по содержанию романа, выучить по учебнику с. 222-225 (II), индивидуально – сообщение об Аксинье Астаховой и Наталье Мелеховой

70

 

 

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Беседа

Устный опрос

 

Уметьвыступать с устным сообщением

Выучить по учебнику по вариантам с. 219-220 (II), 220-222 (II).

71

 

 

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

Практикум

Устный опрос

 

Уметьвыступать с устным сообщением

Теория литературы.Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).

Выучить по учебнику с. 225-227, подготовить материалы к сочинению

72

 

 

Сочинение № 6по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Развитие речи

сочинение

С 5 (350 слов)

Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Подготовиться к семинару по  литературе 50-90-х годов (темы в тетради)

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

(2 часа)

73-74

 

 

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

Лекция, беседа

 

 

Уметьсоставлять конспект лекции

прочитать рассказ В. Быкова «Полководец», повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой»

Литература 50—90-х годов (Обзор)

 

75

 

 

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.Рассказ В. Быкова «Полководец»

Семинар

Устный опрос

 

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Прочитать повесть В. Кондратьева «Сашка»,

76

 

 

К. Воробьёв. «Убиты  под Москвой».Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.

Лекция, беседа

Анализ текста

 

Знать содержание повести.

Уметь анализировать произведение

77

 

 

 

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

Лекция, беседа

Анализ текста

 

Знать содержание повести.

Уметь анализировать произведение

 

78-79

 

 

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».  Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения.

 

Лекция, практикум

Анализ стихотворений

 

Знатьособенности стиля поэта.

Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект.

Выучить по учебнику  с. 359-368 (II), готовить сообщения и презентации о бардах

80-81

 

 

Поэты-шестидесятники. Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др. Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения. Булат Шалвович Окуджава. Стихотворения

Лекция, практикум

Анализ стихотворений

 

Знатьособенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы, своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметьанализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Рассказы В. М. Шукшина (по выбору)

82-83

 

 

«Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

 

Знать  творчество В.М. Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Уметьконспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Прочитать повесть Трифонова «Обмен»

 

84

 

 

«Городская» прозав современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

 

85

 

 

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе; своеобразие ее композиции; образ Зилова.

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Сообщения о жизни и творчестве Твардовского А.

 

 

 

Проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет.

Лекция, беседа

 

 

Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Выучить материал лекции в тетради

Александр Трифонович Твардовский (2 часа)

(1910 - 1971)

86

 

 

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.

Лекция, практикум

 

 

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Читать «По праву памяти»

87

 

 

Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

Практикум

Устный опрос

 

Уметьвести диалог

 

Борис Леонидович Пастернак (3 часа)

(1890 – 1960)

88

 

 

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

Лекция, практикум

 

 

Знатьосновные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики.

Уметьанализировать лирическое произведение

Наизусть «Февраль. Достать чернил и плакать!..», подготовить сообщение о романе «Доктор Живаго» (индивидуально)

89-90

 

 

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение наизусть

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Читать «Один день Ивана Денисовича»

Александр Исаевич Солженицын (3 часа)

(1918- 2008)

91-92

 

 

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Лекция, беседа

Тестовый контроль

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Тест Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича

93

 

 

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ.

Лекция, беседа

 

 

Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуациейТеория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Прочитать рассказы «На представку», «Сентенция»

Варлам Тихонович Шаламов (2 часа)

(1907 – 1982)

94-95

 

 

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Урок внеклассного чтения

 

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьвыделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.

Прочитать книгу В.П. Астафьева «Царь-рыба»

96

 

 

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.

Лекция, беседа

 

 

Знатьсмысл названия. проблематику произведения, смысл образов-символов.

Уметьвыступать с устным сообщением.

 

 

97

 

 

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни»

Беседа

Устный опрос

 

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Знатьособенности стиля писателя

 

98

 

 

Р. Гамзатов.(Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Лекция, практикум

Анализ стихотворений

 

Знатьособенности стиля поэта.

Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект.

 

Литература конца XX — начала XXI века

 

99

 

 

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века.

семинар

 

 

Проблемы и уроки литературы 20 века

 

Из зарубежной литературы – 3 часа

 

100

 

 

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Урок внеклассного чтения

 

 

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения.

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьанализировать драматическое произведение

 

Читать «Три товарища»

101

 

 

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.Томас Стернз Элиот  Стихотворения

Урок внеклассного чтения

 

 

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

 

Прочитать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

102

 

 

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Урок внеклассного чтения

 

 

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя.

Знатьособенности языка, стиля писателя

Подготовиться к творческой работе по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»