«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора школы директора МОУ
_____Логинова Е.Ю. по УВР Целинная СОШ
Протокол №__от __________Ершова Г.М. _______Долбеева Л.П.
«__»августа 2015 «___»августа2015 Приказ №__от «__» августа15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
литературе
11 класса
учителя русского языка и литературы
Логиновой Е.Ю.
п.Целинный
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
2. Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: "Просвещение", 2008).
Рабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в 11 классе на базовом уровне (3 часа в неделю)
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Достижению поставленных целей способствует решение следующихзадач:
1. Формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;
2. Способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;
3. Формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
4. Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:
1. Промежуточный:.
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
- выразительное чтение текста художественного произведения.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- устный или письменный ответ на вопрос.
- устное словесное рисование.
- комментированное чтение.
- характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением.
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.).
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев.
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
2. Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- контрольная работа;
Календарно- тематическое планирование 11 класс
№ урока |
Фактдата |
Дата |
Тема, основное содержание урока |
Тип урока |
Формы контроля |
Подготовка к ЕГЭ |
Учебные компетенции |
Домашнее задание |
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература начала XX века Введение (2 часа) |
||||||||
1 |
|
|
Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. |
Лекция |
|
|
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя. |
Выучить по тетради лекцию учителя, индивидуально - по учебнику (по вариантам с. 20-21, 22-24, 24-25, 26), индивидуально – сообщение об И. А. Бунине |
2 |
|
|
Развитие традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. |
Лекция с элементами беседы |
|
|
Знать общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы. |
индивидуально – сообщение об И. А. Бунине |
Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов |
||||||||
Иван Алексеевич Бунин(5 часов)- (1870-1953) |
||||||||
3 |
|
|
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. |
Лекция, практикум |
|
|
Знатьважнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). |
Прочитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки», |
4 |
|
|
И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. |
беседа |
|
|
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», |
5 |
|
|
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа. |
Практикум |
Тестовый контроль |
|
Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры |
Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», индивидуально – по учебнику о рассказе «Господин из Сан-Франциско», с. 45-46., тест Бунин И.А. Господин из Сан-Франциско |
6 |
|
|
Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.Психологизм бунинской прозы. |
Беседа |
|
|
Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения |
по учебнику о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», с. 53-54, прочитать рассказы «Легкое дыхание» «Солнечный удар», |
7 |
|
|
Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина в рассказах «Легкое дыхание», «Солнечный удар». |
Беседа |
Проверочная работа |
|
Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Индивидуально – сообщение об А. И. Куприне, всем – прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет», Выучить наизусть 2 стихотворения по выбору |
Александр Иванович Куприн (4часа) (1870-1938) |
||||||||
8 |
|
|
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. |
Лекция |
|
|
Знатьважнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений Теория литературы.Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). |
С. 60-61, тест Куприн А.И. Гранатовый браслет, Тест Куприн А.И. Олеся |
9 |
|
|
Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры. |
Практикум |
Проверочная работа |
|
Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов. Уметьвыполнять тестовые задания |
|
10 |
|
|
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов; Уметьанализировать образ героя литературного произведения |
Подготовить материалы для письменной работы по творчеству Бунина и Куприна |
11 |
|
|
Сочинение № 1 «Проблема любви в произведениях Бунина и Куприна» |
Развитие речи |
Письменная работа |
С2.4 (5-10 предложений) |
Уметьсоставлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. |
Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Горького |
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) - 5 часов (1868-1936) |
||||||||
12 |
|
|
М. Горький. Жизнь и творчество. |
Лекция, практикум |
|
|
Знатьважнейшие биографические сведения о писателе |
Читать «Старуха Изергиль» |
13 |
|
|
Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. |
Лекция, практикум |
Устный опрос |
|
Знатьтекст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Прочитать 1-2-ое действия пьесы А. М. Горького «На дне». |
14 |
|
|
«На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. |
Лекция, беседа |
Устный опрос |
|
Знатьисторию создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Теория литературы.Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). |
Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне», выучить по учебнику о «Несвоевременных мыслях», с. 180-181., Сочинение-миниатюра «В чем смысл названия пьесы?» |
15 |
|
|
Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Хозяева жизни «на дне». |
Беседа |
Проверочная работа |
|
Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов |
|
16 |
|
|
Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. |
Беседа |
Устный опрос |
|
Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов |
Подготовить материал к сочинению, написать сочинение (сочинение № 2) |
Серебряный век русской поэзии (6 часов)
|
||||||||
17 |
|
|
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. Творчество 3. Гиппиус, А. Белого. |
Лекция, практикум |
|
Задание 24 часть 1 |
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях; важнейшие биографические сведения о поэтах. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Выучить материал лекции в тетради, выучить наизусть 2 стихотворения по выбору |
18 |
|
|
В.Я. Брюсов. Словоо поэте. Стихотворения. Сквозные темы поэзии Брюсова. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова. |
Лекция, практикум |
Устный опрос |
Задание 24 часть 1 |
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Символизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. |
|
19 |
|
|
К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. |
Лекция, практикум |
Устный опрос |
Задание 24 часть 1 |
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
выучить наизусть 2 стихотворения по выбору, тест «Серебряный век» русской поэзии |
20 |
|
|
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции. |
Лекция, практикум |
Устный опрос |
Задание 24 часть 1 |
Знатьосновные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. |
|
21 |
|
|
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Поэтические неологизмы. |
Лекция, беседа |
Устный опрос |
Задание 24 часть 1 |
Знатьосновные положения футуризма как литературного направления. Уметьвыступать с устным сообщениемТеория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. |
выучить наизусть 2 стихотворения по выбору, прочитать по учебнику с. 143-146, подготовиться к контрольной работе по теме «Серебряный век русской поэзии» |
22 |
|
|
Контрольная работа № 1 (тест) «Серебряный век русской поэзии» |
Практикум |
Тестовый контроль |
|
Знатьосновные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений. Уметьанализировать произведение в единстве содержания и формы. |
|
Александр Александрович Блок (6 часов) (1880-1821) |
||||||||
23 |
|
|
А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». |
Лекция, беседа |
А24 |
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). |
Выучить по вариантам с. 186-188, с. 188-189., наизусть «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Фабрика. |
|
24 |
|
|
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Уметьпередавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении. Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте |
|
25 |
|
|
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге». |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
С2,4 (5-10 предложений) |
Уметьпередавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении. Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте |
Выучить наизусть стихотворение «Россия». |
26 |
|
|
Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. Многоплановость и сложность её художественного мира. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. |
Лекция, практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьсюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. |
Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка». Тест Готовимся к ЕГЭ. Задание В12. Стихотворные размеры. Вариант 1 |
27 |
|
|
Поэма «Двенадцать». Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой. Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). |
|
28 |
|
|
Сочинение № 3 «Тема Родины в творчестве русских поэтов» |
Развитие речи |
Письменная работа |
С2,4 (5-10 предложений) |
Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст |
Выучить по учебнику с. 204-208.
|
Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час |
||||||||
29 |
|
|
Н. А. Клюев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. |
|
|
|
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
|
Сергей Александрович Есенин (4 часа) (1895 – 1925) |
||||||||
30 |
|
|
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери». Трагизм восприятия гибели русской деревни. |
Лекция, беседа |
|
|
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Наизусть «Письмо к матери» |
31 |
|
|
Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьэволюцию темы Родины в лирике Есенина. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. |
Выучить материал лекции по тетради, |
32 |
|
|
Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Уметьопределять смену чувств в стихах о любви на основе личностного восприятия. Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). |
Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» |
33 |
|
|
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст». Поэма «Анна Снегина» |
Практикум |
Проверочная работа (тест) |
|
Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия). |
Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу...». |
Литература 20-х годов XX века (6 часов) |
||||||||
34 |
|
|
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). |
Семинар |
|
|
Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект. |
Прочитать роман А. Фадеева «Разгром» |
35-36 |
|
|
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Александр Александрович Фадеев. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Народ и интеллигенция в романе. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Знатьсюжет, особенности композиции и систему образов; Уметьанализировать образ героя литературного произведения |
Рассказы А. Аверченко, Тэффи (Н. Лохвицкой) |
37 |
|
|
Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). |
Лекция, беседа |
Выразительное чтение |
|
Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Подготовиться к семинару по эмигрантской сатире (темы в тетради) |
38-39 |
|
|
Русская эмигрантская сатира.А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия |
Семинар |
|
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Выучить по учебнику с. 283-287 |
|
Владимир Владимирович Маяковский (4 часа) (1893 – 1930) |
||||||||
40 |
|
|
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. |
Лекция, беседа |
|
|
Знатьтематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии. Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). |
Наизусть «А вы могли бы?» |
41 |
|
|
Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьсатирические произведения в творчестве поэта. Уметьнаходить объекты сатиры, выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. |
Наизусть «Послушайте» |
42 |
|
|
Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. Поэма «Облако в штанах». |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьособенности любовной лирики поэта. Уметьопределять смену чувств лирического героя |
Выучить по учебнику по вариантам с. 287-289, с. С. 289-290. |
43 |
|
|
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Знатьособенности раскрытия данной темы поэтом. Уметьанализировать стихотворения Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. |
Выучить по учебнику с. 301-304, домашнее сочинение № 4 «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов» |
Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 3 часа
|
||||||||
44 |
|
|
Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. |
Семинар |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект. |
Повторить справочный материал |
45 46 |
|
|
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. Роман «Петр Первый» Панорама русской жизни в романе. Реальное время и пространство России первой четверти 18 века. Главная проблема романа – изображение творческого труда народа. Патриотический пафос. Петр Iкак государственный деятель, вызванный к жизни исторической необходимостью. |
Беседа, практикум |
Устный опрос |
|
Знатьбиографию писателя, историю создания своеобразие жанра романа, идейно-художественную задачу Толстого. Уметьаналитически работать с прозаическим произведением, выявлять и анализировать проблемы. |
Индивидуальное задание – биография и творчество М. А. Булгакова, история создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» |
Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов (1891 – 1940) |
||||||||
47 |
|
|
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». |
Лекция |
|
|
Знатьбиографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. |
Выучить по учебнику по вариантам с. 65-66 (II), с. 68-69 (II), с. 69-70 (II). |
48 |
|
|
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат. |
Беседа, практикум |
Проверочная работа |
|
Знатьроль фантастики в романе. Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. |
Тест по содержанию романа, образы Воланда и его свиты |
49 |
|
|
Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе. |
Практикум |
Анализ текста |
|
Знатьроль фантастики в романе. Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. |
Выучить по учебнику по вариантам с. 66 (II), с. 67-68 (II). |
50 |
|
|
«Мастер и Маргарита»— апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. |
Практикум |
Проверочная работа |
|
Знатьособенности психологизма в романе. Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.
|
Тест по содержанию романа, образ Мастера |
51 |
|
|
Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера |
Практикум |
Анализ текста |
|
Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой |
Образы представителей советского общества |
52 |
|
|
Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа. |
Практикум |
Анализ текста |
|
Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. |
Подобрать материал к сочинению по роману |
53 |
|
|
Сочинение 5по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» |
Развитие речи |
Контрольное сочинение |
С 5 (350 слов) |
Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст |
Читать повесть «Котлован» |
Андрей Платонович Платонов (2 часа) (1899 – 1951) |
||||||||
54-55 |
|
|
А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован». Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). |
Урок внеклассного чтения, беседа |
Анализ текста |
|
Знатьсмысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметьсоставлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). |
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ахматовой А. |
Анна Андреевна Ахматова(4 часа) (1889 – 1966) |
||||||||
56 |
1 |
30.01 |
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. |
Лекция, практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Сюжетность лирики (развитие представлений). |
Наизусть «Мне голос был. Он звал утешно...» |
57 |
|
|
Любовная лирика. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
Задание 24 част 1 |
Знатьособенности раскрытия темы. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль |
Наизусть «Родная земля» |
58 |
|
|
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
Задание 24 част 1 |
Знатьособенности раскрытия темы. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль |
Наизусть «Мне ни к чему одические рати...»
|
59 |
|
|
Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы. Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьсмысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы, особенности раскрытия темы. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). |
Подготовить сообщения о жизни и творчестве О. Мандельштама |
Осип Эмильевич Мандельштам (1 час) (1891 – 1938) |
||||||||
60 |
|
|
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. |
Лекция, практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьважнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). |
Наизусть «NotreDаmе», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» |
Марина Ивановна Цветаева (3 часа) (1891 – 1941) |
||||||||
61 |
|
|
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. |
Лекция, практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы.Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), |
Наизусть «Моим стихам, написанным так рано...» |
62 |
|
|
Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). |
Практикум |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьосновные мотивы лирики М.Цветаевой. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль Теория литературы.Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). |
Наизусть «Имя твое - птица в руке...», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
|
63 |
|
|
Контрольная работа № 2 Анализ стихотворения М. Цветаевой «Молодость». |
Развитие речи |
Анализ стихотворения |
|
Знатьособенности поэтического текста Цветаевой. Уметьанализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. |
Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве М. А. Шолохова, читать «Донские рассказы» (по выбору) |
Михаил Александрович Шолохов (9 часов) (1905 – 1984) |
||||||||
64 |
|
|
М.А. Шолохов.Жизнь и судьба. «Донские рассказы». |
Лекция |
|
|
Знатьбиографию писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметьвыступать с устным сообщением. |
Индивидуальное сообщение – история Донского казачества, история семьи Мелеховых |
65 |
|
|
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. |
Лекция |
Анализ текста |
|
Знатьисторию создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности. Уметьвыступать с устным сообщением.Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). |
Перечитать эпизоды романа «Тихий Дон», посвящённые гражданской войне. |
66 |
|
|
Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметьсоставлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме |
|
67 |
|
|
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. |
Беседа |
|
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметьсоставлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме Теория литературы.Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений). |
Выучить по учебнику с. 213-215 (II), индивидуально – сообщение о Григории Мелехове |
68-69 |
|
|
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». |
Беседа |
Устный опрос |
|
Уметьвыступать с устным сообщением |
Тест по содержанию романа, выучить по учебнику с. 222-225 (II), индивидуально – сообщение об Аксинье Астаховой и Наталье Мелеховой |
70 |
|
|
Женские судьбы в романе «Тихий Дон». |
Беседа |
Устный опрос |
|
Уметьвыступать с устным сообщением |
Выучить по учебнику по вариантам с. 219-220 (II), 220-222 (II). |
71 |
|
|
Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Уметьвыступать с устным сообщением Теория литературы.Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). |
Выучить по учебнику с. 225-227, подготовить материалы к сочинению |
72 |
|
|
Сочинение № 6по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» |
Развитие речи |
сочинение |
С 5 (350 слов) |
Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст |
Подготовиться к семинару по литературе 50-90-х годов (темы в тетради) |
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) (2 часа) |
||||||||
73-74 |
|
|
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. |
Лекция, беседа |
|
|
Уметьсоставлять конспект лекции |
прочитать рассказ В. Быкова «Полководец», повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» |
Литература 50—90-х годов (Обзор)
|
||||||||
75 |
|
|
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.Рассказ В. Быкова «Полководец» |
Семинар |
Устный опрос |
|
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект. |
Прочитать повесть В. Кондратьева «Сашка», |
76 |
|
|
К. Воробьёв. «Убиты под Москвой».Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. |
Лекция, беседа |
Анализ текста |
|
Знать содержание повести. Уметь анализировать произведение |
|
77 |
|
|
Повесть В. Кондратьева «Сашка» |
Лекция, беседа |
Анализ текста |
|
Знать содержание повести. Уметь анализировать произведение |
|
78-79 |
|
|
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения.
|
Лекция, практикум |
Анализ стихотворений |
|
Знатьособенности стиля поэта. Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект. |
Выучить по учебнику с. 359-368 (II), готовить сообщения и презентации о бардах |
80-81 |
|
|
Поэты-шестидесятники. Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др. Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения. Булат Шалвович Окуджава. Стихотворения |
Лекция, практикум |
Анализ стихотворений |
|
Знатьособенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы, своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.Уметьанализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности |
Рассказы В. М. Шукшина (по выбору) |
82-83 |
|
|
«Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина |
Урок внеклассного чтения |
Устный опрос |
|
Знать творчество В.М. Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Уметьконспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. |
Прочитать повесть Трифонова «Обмен»
|
84 |
|
|
«Городская» прозав современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» |
Урок внеклассного чтения |
Устный опрос |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия |
А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».
|
85 |
|
|
А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе; своеобразие ее композиции; образ Зилова. |
Урок внеклассного чтения |
Устный опрос |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. |
Сообщения о жизни и творчестве Твардовского А. |
|
|
|
Проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет. |
Лекция, беседа |
|
|
Знатьхарактерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект. |
Выучить материал лекции в тетради |
Александр Трифонович Твардовский (2 часа) (1910 - 1971) |
||||||||
86 |
|
|
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны. |
Лекция, практикум |
|
|
Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. |
Читать «По праву памяти» |
87 |
|
|
Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории. |
Практикум |
Устный опрос |
|
Уметьвести диалог |
|
Борис Леонидович Пастернак (3 часа) (1890 – 1960) |
||||||||
88 |
|
|
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. |
Лекция, практикум |
|
|
Знатьосновные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики. Уметьанализировать лирическое произведение |
Наизусть «Февраль. Достать чернил и плакать!..», подготовить сообщение о романе «Доктор Живаго» (индивидуально) |
89-90 |
|
|
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие |
Урок внеклассного чтения |
Выразительное чтение наизусть |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией |
Читать «Один день Ивана Денисовича» |
Александр Исаевич Солженицын (3 часа) (1918- 2008) |
||||||||
91-92 |
|
|
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». |
Лекция, беседа |
Тестовый контроль |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией |
|
93 |
|
|
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. |
Лекция, беседа |
|
|
Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуациейТеория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). |
Прочитать рассказы «На представку», «Сентенция» |
Варлам Тихонович Шаламов (2 часа) (1907 – 1982) |
||||||||
94-95 |
|
|
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». |
Урок внеклассного чтения |
|
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьвыделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе. |
Прочитать книгу В.П. Астафьева «Царь-рыба» |
96 |
|
|
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения. |
Лекция, беседа |
|
|
Знатьсмысл названия. проблематику произведения, смысл образов-символов. Уметьвыступать с устным сообщением.
|
|
97 |
|
|
В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни» |
Беседа |
Устный опрос |
|
Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Знатьособенности стиля писателя |
|
98 |
|
|
Р. Гамзатов.(Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов |
Лекция, практикум |
Анализ стихотворений |
|
Знатьособенности стиля поэта. Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект. |
|
Литература конца XX — начала XXI века
|
||||||||
99 |
|
|
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века. |
семинар |
|
|
Проблемы и уроки литературы 20 века |
|
Из зарубежной литературы – 3 часа
|
||||||||
100 |
|
|
Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. |
Урок внеклассного чтения |
|
|
Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения. Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьанализировать драматическое произведение
|
Читать «Три товарища» |
101 |
|
|
Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.Томас Стернз Элиот Стихотворения |
Урок внеклассного чтения |
|
|
Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля
|
Прочитать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». |
102 |
|
|
Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». |
Урок внеклассного чтения |
|
|
Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя. Знатьособенности языка, стиля писателя |
Подготовиться к творческой работе по повести Э. Хемингуэя «Старик и море» |