Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Утверждаю:                                  

Директор школы:                         

Долбеева Л.П._______                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

«Школа будущего первоклассника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила учитель                    

1 квалификационной категории

 Рой Марина Петровна              

 

 

 

 

п. Целинный

 

                           Программа «Школа будущего первоклассника»                                                     

                                                                 Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

                                              Пояснительная записка

Занятия с будущими первоклассниками являются одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад – начальная школа». Необходимость проведения подобных занятий объясняется потребностями родителей и учителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей.

При составлении данной программы выдержаны требования к особенностям обучения детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в апреле или августе. Курс занятий рассчитан на 10дней. Проводится 3 занятия в день. Продолжительность занятия 20 минут. Между занятиями перерыв 10 минут. Занятия проводятся учителями, готовящимися работать в первых классах.

Цель курса:

 - Создание условий для успешной адаптации будущих первоклассников к новым социальным условиям;

- Оказание помощи родителям будущих первоклассников в подготовке детей к обучению в первом классе;

- Выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению

 Задачи курса:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
  •  

Основные содержательные линии курса:

1блок:Ознакомление с окружающим миром.

Дать представления о школе и правилах поведения в ней. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

2 блок: Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Активизация, расширение и уточнение словаря детей. Закрепление умения отвечать на вопросы, самостоятельно, связно и последовательно передавать содержание текста. Совершенствовать умение составлять рассказы.

3 блок: Развитие элементарных математических представлений.

Знакомство с цифрами 0 – 9. Учить решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Учить ориентирам на листе бумаги. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели). Учить ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Методы и приёмы работы:

В основе методики ознакомления с окружающим миром лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств.

1.Дети ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни.

2.Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

3.Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки.

          В основе методики развития речи и подготовки к обучению грамоте

 используется метод индивидуализации и дифференциации обучения, а также  различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.

В основе методики развития элементарных математических представлений внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства: демонстрационный материал, таблицы.

  Основные требования:

По окончании занятий будущие первоклассники должны знать:

 - правила поведения в школе;

 - предметы живой и неживой природы;

 - явления природы, изменения в ней;

 - охрана природы;

 - единицы времени ( год, неделя, сутки)

Будущие первоклассники должны уметь:

 - считать в пределах 10;

 - составлять по картинке рассказ из 3 – 5 предложений;

 - выполнять на слух инструкцию учителя;

 - пользоваться карандашом и другими графическими материалами

Литература для учителя:

    Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009

·       Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2012

·       Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 2009

·       Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2010

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Утверждаю

                                                                                   Директор школы:              Долбеева Л.П.

Календарно - тематическое планирование занятий

Номер урока

Тема урока

Дата

По плану

Факт.

 

Математика (5ч)

1

Пространственные отношения

01.04

 

2-3

Знакомство с цифрами от 0 до 9

01.04

 

4

Временные отношения

01.04

 

5

Представление о действии сложения и вычитания

08.04

 

Развитие речи (5ч)

6

Буква, слог, слово

08.04

 

7-8

Составление рассказа по сюжетной картинке

08.04

 

9- 10

Пересказ текста

15.04

 

Моторика (8ч)

11-12

Подготовительная работа. Выполнение штриховки, полуовалов, кругов, линий различного вида.

15.04

 

13-14

Графические диктанты

22.04

 

15-16

Письмо печатных цифр

22.04

 

17-18

Письмо элементов букв

29.04

 

 

                                                  Урок первоклассника (7ч)

 

 

19-20

Правила поведения в школе

22.08

 

21

Развитие внимания

22.08

 

22-23

Развитие памяти

23.08

 

24-25

Развитие мышления

23.08

 

26=27

Развитие воображения

24.08

 

Изобразительное искусство (3ч)

27-28

Графические материалы

25.08

 

29

Рисунок семьи

26.08

 

30

Рисунок человека

29.08

 

 

                                                Родительское собрание (2ч)

 

 

1

Родительское собрание «Знакомство»

15.04

 

2

Итоговое родительское собрание

30.08

 

 

 

Всего: 30 занятий

                                                                                 Учитель                      Рой М.П.